Согласно информации от Госавтоинспекции Минска, на дорогах города зарегистрировано порядка 800 тысяч автомобилей, и эта цифра продолжает увеличиваться. Рост автомобилизации напрямую влияет на количество дорожно-транспортных происшествий. Для повышения безопасности и эффективности городского движения Государственный совет по транспорту столицы Беларуси инициировал пилотный проект по внедрению системы приоритетного проезда для общественного транспорта. Давайте разберемся, в чем суть этой инновации и как она изменит ситуацию на дорогах.

Ответственность за перевозку пассажиров лежит на перевозчике
Одна из ключевых проблем современного общественного транспорта в мегаполисах — это хроническое несоблюдение графиков движения и увеличение времени в пути. Основная причина — высокая загруженность дорог, что актуально не только для Минска, но и для многих крупных городов мира.
Ситуацию усугубляет не только постоянный рост числа личных автомобилей, но и случаи нарушения правил дорожного движения со стороны водителей. Часто автобусы и троллейбусы не могут воспользоваться специально выделенными полосами из-за того, что их блокируют другие транспортные средства.

В таких условиях водителям общественного транспорта становится крайне сложно придерживаться расписания, а постоянные задержки закономерно вызывают недовольство пассажиров.
Решение: умная система приоритетов
Для исправления ситуации и повышения привлекательности общественного транспорта Служба государственного дорожного надзора предлагает внедрить в Минске простую, но эффективную систему приоритетного проезда. Её принцип работы заключается в том, что водитель транспорта, отстающего от графика, может запросить приоритет на подъезде к регулируемому перекрестку.
Это позволит общественному транспорту двигаться более эффективно даже в условиях плотных столичных пробок в часы пик. В перспективе система должна значительно сократить время ожидания на самых востребованных маршрутах, что повысит популярность общественного транспорта среди жителей и может способствовать снижению аварийности.
Как будет работать система?
При разработке системы были изучены успешные международные практики, в том числе из стран Евросоюза и России.
Обратите внимание: История создания автобусов модели ПАЗ в СССР. Какие изменения были у этого транспорта и за что его хвалили граждане.
В результате было создано уникальное решение, объединиющее две проверенные технологии: автомобильную навигацию от «Минск Транс» и систему автоматического управления дорожным движением (АСУД), адаптированную из опыта ГИБДД.Фактически создано программное обеспечение на основе цифровой карты Минска, которое включает все транспортные маршруты и светофоры. Диспетчеры могут в реальном времени отслеживать местоположение автобусов, троллейбусов и трамваев, а также их скорость и соответствие графику.
Рассмотрим типичный сценарий: конкретный маршрутный транспорт начинает отставать от расписания. За несколько сотен метров до светофора система автоматически или по запросу водителя отправляет сигнал. Система АСУД анализирует дорожную ситуацию и, если это возможно, продлевает зеленый сигнал или раньше включает его для подъезжающего общественного транспорта.

После того как отставший транспорт проедет перекресток, работа светофора возвращается в стандартный режим. Программное обеспечение продолжает мониторинг. Если позже на этом же маршруте снова возникнет необходимость в приоритете, система повторит запрос. Такой гибкий подход позволяет динамически корректировать движение, помогая транспорту вернуться в график.
Приоритет будет предоставляться выборочно, в первую очередь на тех участках дорог, где наблюдаются системные проблемы с движением общественного транспорта. Решение о предоставлении «зеленой волны» на конкретном перекрестке будет приниматься с учетом общей дорожной обстановки, чтобы не создавать излишних помех другим участникам движения.
На разработку и отладку системы у команды из 12 программистов ушел год интенсивной работы. Система уже прошла два этапа предварительных испытаний и независимую экспертизу, а в настоящее время её тестируют в реальных условиях на трамвайных маршрутах Минска.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: В столице Беларуси появится новая система общественного транспорта.
