Покупка нового автомобиля через параллельный, или так называемый «серый», импорт в последний год стала популярным способом сэкономить для многих россиян. Несмотря на очевидные минусы — отсутствие официальной гарантии, дилерской поддержки и необходимость самостоятельной адаптации мультимедийных систем — этот вариант предлагал более низкую цену и широкий выбор моделей. Однако эта кажущаяся выгода может обернуться серьезными финансовыми потерями, как выяснили некоторые владельцы таких машин.
Скрытая угроза: кто должен платить утилизационный сбор?
Федеральная таможенная служба России начала предъявлять требования об уплате повышенных утилизационных сборов к конечным владельцам автомобилей, ввезенных по «серым» схемам. По предварительным оценкам, под удар попали от 5 до 7 тысяч автовладельцев (а реальное число может быть и выше), которые при покупке были уверены, что все обязательные платежи лежат на поставщике.
Законодательная база, а именно Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», позволяет таможенным органам требовать уплаты сбора как с импортера, так и с конечного собственника транспортного средства. Это создает правовую основу для предъявления претензий к рядовым покупателям.
От льгот к коммерческим ставкам: как выросла сумма платежа
Для личного импорта автомобилей с двигателем до 3 литров действуют льготные коэффициенты расчета сбора: 0.17 для машин младше 3 лет и 0.26 для более старших. По таким ставкам сумма получается относительно небольшой — от 3 400 до 5 200 рублей.
Ключевой момент наступает, если таможня признает, что ввезенный автомобиль предназначен для перепродажи. В этом случае применяются коммерческие коэффициенты. До осени 2023 года они составляли от 8.92 до 15.69, что выливалось в суммы от 178 000 до 313 000 рублей. Однако с 29 октября 2023 года коэффициент был резко повышен до 63.95, что привело к потенциальным платежам в диапазоне от 300 000 до 1.3 миллиона рублей за один автомобиль.
Узкое окно возможностей и его последствия
Параллельно с ростом коэффициента правительство установило жесткие условия для сохранения права на льготный тариф. Для этого владелец должен был в сжатые сроки (около трех недель) оформить Сертификат безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) или Электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Эта процедура была доступна и для тех, кто ввозил машину для личного пользования, и позволяла избежать коммерческих ставок.
К сожалению, из-за недостаточной информированности или бюрократических сложностей многие автовладельцы не успели или не смогли воспользоваться этой возможностью, что и привело к предъявлению им требований об уплате многократно возросшего сбора.
Кто несет ответственность: реселлер или покупатель?
Первыми под удар попали компании-реселлеры, которые импортировали автомобили по льготным «физическим» ставкам, а продавали как коммерческие партии. В некоторых случаях задолженность по утильсбору у таких фирм достигает 5.6 миллионов рублей.
Однако, как отмечают эксперты, поскольку конечным собственником и владельцем автомобиля по документам является покупатель, таможенные органы все чаще направляют требования именно ему. Эти требования полностью законны, и в случае неуплаты владелец рискует столкнуться с серьезными мерами, вплоть до ареста автомобиля.
Что ждет в будущем: ужесточение правил
Ситуация продолжает развиваться. С 1 апреля 2024 года вступают в силу новые правила расчета платежей при ввозе автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ожидается, что контроль будет ужесточен.
Кроме того, к утилизационному сбору могут быть добавлены требования об уплате недоплаченных таможенных пошлин из-за занижения стоимости ввозимых автомобилей. Это создает риск новых финансовых претензий к владельцам «серых» авто и ставит под вопрос реальную экономию от такой покупки.
***
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Повышенный утильсбор: за что доплатят владельцы «серых» авто.
