Новый класс опасных грузов
Транспортная отрасль, особенно в сегменте частных и корпоративных перевозок, столкнулась с серьёзными вызовами. Виной всему — массовое появление электромобилей. Главная проблема кроется в их сердце — мощной и сложной химической батарее. Из-за потенциальной пожароопасности литий-ионных аккумуляторов контейнеры с электрокарами теперь обязаны маркироваться знаком «опасный груз». Это влечёт за собой резкий рост стоимости страховки, однако, как показывает практика, даже высокие страховые взносы не гарантируют защиты от реальных инцидентов.

«Бомба» на борту: громкие катастрофы
Проблемы с возгоранием электромобилей при транспортировке стали фиксироваться относительно недавно, но уже привели к масштабным катастрофам. Яркий пример — история грузового судна Felicity Ace в начале 2022 года. На его борту находилось около 4000 автомобилей концерна Volkswagen, включая эксклюзивные модели Bentley и Porsche. Судно затонуло после быстрого распространения пожара по нескольким отсекам, а работы по ликвидации последствий заняли многие месяцы.

Похожая трагедия произошла в феврале 2023 года у берегов Вьетнама. На сухогрузе «Ах Шин» с 4500 автомобилями вспыхнул пожар, который экипаж не смог потушить, несмотря на использование всех 50 тонн углекислотного огнетушащего вещества на борту. Остановить огонь удалось только после экстренной заправки CO2 в порту Вунгтау.

Корень проблемы: «тепловой разгон» батарей
Расследования показали, что причиной обоих пожаров стали короткие замыкания в высоковольтных аккумуляторах перевозимых электромобилей, приводящие к неконтролируемому саморазогреву — так называемому «тепловому разгону». В случае с «Ах Шин» ситуацию усугубляло то, что моряки, зная о характере груза, не могли использовать для тушения морскую воду. Контакт с водой мог спровоцировать взрыв и возгорание других батарей, что привело бы к полной потере контроля над судном.
Страховым следователям удалось установить, что на «Ах Шин» пожар начался из-за аккумулятора электромобиля Chery. В истории с Felicity Ace виновником, предположительно, стала батарея электрокара Porsche. Концерн Volkswagen Group столкнулся с исками от судовладельца и страховых компаний и был вынужден урегулировать претензии владельцев уничтоженных автомобилей. Общая стоимость утраченного груза оценивается от 155 до 500 миллионов долларов. Истцы утверждали, что VW не предупредил их о специфических рисках перевозки электромобилей.

Высокие риски и сложности компенсации
Транспортировка электромобилей превратилась в дорогое и рискованное предприятие. Некоторые могут провести аналогию с авиакатастрофами: они случаются, но это не останавливает авиаперевозки. Однако масштаб и интенсивность пожаров с участием электрокаров беспрецедентны — они способны уничтожить целые палубы дорогостоящего груза за считанные часы.
Обратите внимание: Надежные авто за 300 тыс. руб. Рассказываю, какую машину купить для начинающего водителя.
Это важный фактор для тех, кто покупает автомобили на зарубежных аукционах. Покупка нового авто увеличивает шансы на страховое возмещение в случае ЧП, но процесс может затянуться на годы, как в случае с владельцами машин с Felicity Ace. Если же электромобиль будет повреждён, украден или потерян в пути, добиться компенсации крайне сложно, даже привлекая международные инстанции.

Опасности подстерегают не только на море. В марте в Германии пожар в грузовике, перевозившем шесть электромобилей, начался с возгорания шины. Огонь быстро перекинулся на кузов одного из электрокаров, а затем уничтожил и остальные машины. В таких ситуациях высок риск потери ключевых компонентов, например, самого аккумулятора, и страховая компания вряд ли возьмёт на себя такую ответственность. Судебные разбирательства, особенно в иностранной юрисдикции, могут быть несоразмерно дороги и длительны.

Заключение: осознанный выбор и оценка рисков
Данный обзор не ставит целью отговорить от покупки электромобиля, а лишь обращает внимание на сопутствующие логистические риски, которые часто недооцениваются. Да, покупка на аукционе может быть выгоднее, но потенциальные угрозы при транспортировке значительно выше. Как говорится, кто не рискует... но в этом случае ставки особенно высоки. Покупатель должен чётко осознавать всю цепочку доставки и связанные с ней vulnerabilities.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Какую угрозу электрокары представляют при перевозках.


