Жертва Перестройки: что погубило завод «Москвич» и при чем здесь «Максимка»

Многим не понравится сегодняшняя история. Это попытка заглянуть за кулисы рождения автомобилей, особенно АЗЛК-2141. Не знаю, получится или нет, но всё же. Основой послужили вырезки из газет, документы и воспоминания заводчан. Я не буду называть их всех. Только имена, которые фигурируют в общедоступных источниках начинать.

Долгое время он был главным конструктором Московского завода малолитражных автомобилей, а с 25 октября 1968 года — главным конструктором одноименного автозавода. Ленинского комсомола» был Александр Федорович Андронов, который был, конечно, крупным, если не самым крупным. Чтобы развивать эту традицию, я настоятельно рекомендую найти его мемуары «Мысли о труде». Часто говорят, что в таких случаях не пожалеешь о потраченном времени.

Как это часто бывает, с возрастом взгляды Андронова становились все более консервативными. Как он сопротивлялся, когда конструктор предложил для «Москвича-408» колеса с посадочным диаметром 13 дюймов! Нет, вам придется оставить 15-дюймовый. И действительно, они задумали такой вариант, но нас уговорили этого не делать. Точно так же Андронов позже настоял на продолжении производства «Москвича-412». Кто бы мог подумать, что эта модель останется на конвейере (пусть даже в Ижевске, а не в Москве) до 1998 года!

Но время определило другой формат, другую скорость. В августе 1972 года Андронова буквально отправили в отставку и заменили его своим бывшим заместителем Борисом Дмитриевичем Шарноцким. В прошлом он был белорусским партизаном, хорошим человеком, ответственным человеком. Благодаря ему дизайнеры могут вздохнуть свободно, и призрак 412 наконец-то перестает над ними нависать. Но Чарноцкому не хватало жесткой личности. А главный конструктор должен быть диктатором, как Захаров в Ленкоме, как Любимов на Таганке, как Товстоногов в Большом драматическом театре. По крайней мере, немного. Когда Министерство дизайна, экспериментов и труда сначала построило прототипы С-1, а затем С-2, завод часто посещали делегации субподрядчиков, профсоюзных деятелей, Совета Министров и других. И каждый посчитал своим долгом сделать замечание, и Шарноцкий аккуратно записал его в свой блокнот, а потом потребовал исправить (он же главный конструктор!). Как видите, С-3 строился без каких-либо амбиций.

В мае 1977 года главным конструктором АЗЛК был назначен Юрий Александрович Ткаченко, житель Зилова и ведущий специалист по грузовым автомобилям (документы на задние мосты). «Тогда кто из вас отвечает за легковые автомобили!?» Я отказался. Но ЦК КПСС (как заявили в ЦК, главный конструктор крупных заводов имеет статус номенклатуры) умел уговаривать. «Создать условия для переподготовки кадров!» Почти весь 1977 год Ткаченко провел в поездках за границу, изучая опыт компаний США, Франции и Японии. И по итогам представил Басинджагяну Евгению Артёмовичу (заместителю министра автомобильной промышленности) очень толковый доклад о направлении развития АЗЛК. Так началась история 2141 года.

И в дальнейшем Ткаченко мыслил в масштабе «Зилова». В частности, он обратился к Председателю Совета Министров СССР Николаю Александровичу Тихонову (с 1978 года он фактически занял место больного Косыгина и окончательно принял этот пост в октябре 1980 года) с предложением внести изменения в правила дорожного движения функционирование всей отрасли. : Введение совета главных конструкторов (как в оборонке), использование освободившихся на одних заводах испытательных мощностей на других и т.д. Гендиректор АЗЛК Валентин Петрович Коломников закусил губу: врывается через голову! А в августе 1985 года Ткаченко вернулся в ЗИЛ.

Кстати, Коломников напоминает мне Трампа. Он высокий блондин с длинными волосами и маленькими руками. В начале 1990-х он пришел в «За рулем» в качестве члена редколлегии на топовом Renault 25. АЗЛК обожает Renault и даже дошел до того, что начал производить Citroën BX с техническим оснащением Renault. Но это всего лишь проблема. Другая история. Я наблюдал за прибытием правила из окна научно-технического отдела, и оно выглядело точь-в-точь как наша маленькая редакция Cour d'Honneur. Коломников долго пытался запереть машину, но она отказывалась и пробормотала что-то по-французски женским голосом. (Синтезатор речи!). Оказалось, что дверь одного из них не плотно закрывалась. Генерал сделал это!

Теперь все знают историю Симки. Просто они говорят это по-другому. Эту версию озвучил известный радиожурналист и бывший инженер-испытатель АЗЛК Юрий Гейко. На завод прибыл Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Коломников показал ему прототип. Вместо того, чтобы окружать сад забором, Косыгин предложил смоделировать его по образцу приличной иномарки. Кто-то из свиты Косыгина настойчиво спрашивал, какой именно?

«Ну, я не автомобильный эксперт», — заколебался председатель министра. После паузы он вдруг сказал: «Например, мне нравится Simca Chrysler».

Прототип «Москвича С-3», построенный в октябре 1976 года, был явно интереснее SIMCA-1308, признанного «автомобилем 1976 года».

Семейство SIMCA-1307/08/09 этого завода входило тогда в состав французского отделения Chrysler американской корпорации Chrysler и в том же году (1976) было удостоено почетного звания «Автомобиль года». Получается, они собирались повторить историю с Фиат-124 и ВАЗ-2101? Короче говоря, мы уходим. 7 новеньких СИМ-автомобилей пригнали из Таллиннского порта на АЗЛК, "разобрали, отрезали морду и торец, сварили сами, так что эти машины... "Максимка" - "Москвич" плюс "Симка" Называлась . «Здесь цитирую выступление Юрия Гейко на «Авторадио».

Иной точки зрения придерживался Леонид Андреевич Леонов, руководитель интерьерной группы Художественно-дизайнерского бюро отдела главных дизайнеров. И он, судя по всему, оказался невольным свидетелем судьбоносного выбора «Симки». В конце 1976 года в багажнике прототипа С-3 нужно было что-то отремонтировать, и Леонов отправился в гараж ОГК. В этот момент там стояла новая, элегантная, золотая Симка. Пока Леонов копался в багажнике, в гараж вошли начальство во главе с самим советским министром автомобильной промышленности Виктором Николаевичем Поляковым. Коломников стал дарить министру С-3, но по глазам Полякова было видно, что эта машина ему не нравится. Наступило неловкое молчание. Видимо, в поисках достойного примера Поляков оглядел гараж, и взгляд его упал на Симку».

«Вот как это надо делать!» — сказал министр тоном, не допускающим никаких возражений. Присутствовавшие были буквально ошеломлены. Над прототипом была проделана большая работа, и все это благодаря вам!Полякова до сих пор помнят на заводе, где он работал директором завода с 1958 по 1963 год. Поэтому не нашлось храброй души, которая могла бы спорить с этим грозным министром. Более того, заводские рабочие пришли к выводу, что министр не уделял особого внимания Simca. Если на его месте окажется очень похожий Volkswagen Passat, выбор за вами. Они подозревали, что господин Поляков даже не знал, что Simca переднеприводная, но до этого завод по заданию министерства работал над разработкой заднеприводной машины.

Стоп, стоп, стоп! Как говорили древние: «Audiatur et altera pars», послушаем другую сторону!В июне 1992 года корреспондент газеты «Авто» Сергей Волчков записал интервью с Юрием Александровичем Ткаченко:

"Как ведущий конструктор АЗЛК, я курировал разработку Москвича 2141 от начала создания модели до завершения приемочных испытаний (1977-1985 гг.). По моему предложению "Симку-1308", что называется, приняли на вооружение как прототип носителя для отряда. […] Чтобы ускорить проектные работы, мы решили построить ходовую модель, используя кузов переднеприводной модели «Симка-1308"».

Прототип 2141-ПП1, один из Максимоков, 1978 г. FP означает «передний привод». Видно, как неуклюже пытались спрятать под бампером вертикально расположенный силовой агрегат, состоящий из двигателя 327 и коробки передач КП-14. Передняя подвеска — типа МакФерсон, а не двухрычажная с вертикальным торсионом, как у SIM-карты».

Затем Ткаченко перечисляет изменения, внесенные в конструкцию прототипа. Обзор этих изменений содержится в статье Сергея Волчкова под названием «В Симке осталась только крыша». Хотя, должен признать, круто, что французский дверной уплотнитель точно такой же, как и русский.

Пора перестать нести чушь о том, как мы "обдираем" Симки. Во многих западных странах, в том числе и во Франции, хотя бы потому, что внешний вид АЗЛК-2141 был защищен сертификатом безопасности. Никаких претензий к нам не поступало. Дистрибьютор Жан-Жак Пок смело представил Алеко-2141 на французском рынке.

Опытный АЗЛК-2141 серии ПП5 уже выглядел практически идентично серийному «41-му». Заводские испытатели открыто катались на машине по Москве и были обезличены.

Обратите внимание: Почему брошенные иностранные автозаводы бесполезны.

Это фото сделано в 1984 году, «рабочим днем», 19 января, на «Перменной» на Автозаводской улице. Перменная существует по сей день и это не реклама!

Первая промышленная партия АЗЛК-2141 была собрана в феврале 1986 года накануне 27-го съезда КПСС. Эта конференция стала таким же поворотным моментом для страны, как и предыдущий XXII Конгресс. Гласность была объявлена ​​с высокой трибуны Кремля, и уже было ускорение, но перестройки пока не было, и ее должен был объявить господин Горбачев годом позже. Но гласность уже слышна буквально из каждого утюга. В апреле 1985 года журнал «Наука и жизнь» опубликовал обширную и необычайно подробную беседу с Коломниковым. Это смелое и оптимистичное заявление о будущем. "Мы быстро поставили новый новостной блок, установили 400 роботов Comau и Liebherr, причём установили не только хэтчбеки (нам ещё пришлось объяснять нашим читателям, что это за зверь), но и седаны. Есть ещё , универсалы, микроавтобусы и автомобили для перевозки мелкого багажа.Любопытно, что впервые широкая публика узнала о новинке Москвы в период «глубокого застоя» до гласности, в октябре 1984 года статья генсека Олега Кавронина от 21 числа. Заводская газета "За советские малолитражки". Статья называлась «Москвич: долгожданная перемена». В частности, сообщалось, что опытно-конструкторские испытания АЗЛК-2141 проводятся в Renault и Франции. Правда, фотографий нет, но бесчеловечный прототип уже боем развертывался вокруг столицы.

Валентин Петрович Коломников (24.04.1930 - 13.02.1992)

В ноябре 1985 года «Комсомольская правда» опубликовала столь же обширную запись «прямой линии» с Коломниковым. Речь идет о перебежчиках, новых моделях, ценах и жизни. Интерес к новой модели чрезвычайно высок. Главный конструктор АЗЛК Александр Евгеньевич Сорокин первым ввел в словарь русского языка специальный термин «рентген». Коломников рассказал газете "Комсомольская правда", что завод уже выпустил 2000 новых автомобилей "Москвич" в 1986 году и планирует выпустить еще 10 000 в следующем году. Газета сообщила, что вручит награду лучшей комсомольско-молодежной бригаде страны - АЗЛК-2141!

Интересный документ: Учетная карточка лауреатов Академии наук Украинской Советского Союза 1971 года.

И 17 октября 1986 года, как ведро холодной воды, как гром среди ясного неба, постановление ЦК КПСС «О неудовлетворительном выполнении решений ЦК КПСС об искоренении мошенничества и присвоении преступники ``ЦК Компартии Молдовы, Кировоградский обком Компартии Украины, Министерство автомобильной промышленности Советского Союза».

Как обычно, все началось с письма в ЦК группы заинтересованных автопроизводителей…

Вокруг новой продукции АЗЛК сразу же была развернута беспрецедентная в Советском Союзе рекламная кампания.

В ноябре в отделе рассматривались проблемы «искажения реального положения, помпезности и волокиты», упомянутые руководителями Автозавода имени Ленинского комсомола (ПО «Москвич») в своем докладе XXIV съезду КПСС. Член Московского горкома партии.

Вице-президенту Коломникову был объявлен строгий выговор и внесен в регистрационную карточку (последний этап перед исключением из партии), секретарю заводского парткома В. Ф. Бабакину объявлен выговор и въезд в страну, а в партию вступил технический директор завода Ю. П. Бородин после дисциплинарного взыскания. Мне сделали выговор.

В июне 1987 года «Правда» опубликовала очередное письмо работников АЗЛК, пытающихся найти ответ на вопрос «Почему «Москвич» застрял»?

Реклама! 29 ноября 1985 года Коломников рассказывает о "прямом маршруте" в газете "Комсомольская правда.

Но Коломников устоял. «Наш генерал — непотопляемый авианосец!» — сухо шутили на заводе. А любителей писать письма «наверх» под разными предлогами выгоняли с завода.

20 января 1990 года экономический обозреватель «Комсомольской правды» Павел Вощанов (будущий пресс-секретарь президента Б. Н. Ельцин) опубликовал обширное разоблачение нынешнего состояния АЗЛК. То есть АЗЛК требует от государства выделить валюту, оборудование, купленное за валюту, автомобили затоптанные в грязи - это "ненормальности", а госплан на 1989 год перепутан (вместо запланированных 120 000 шт. 74 000 машин), а депутат Генерал Ю. Поляков, отказавшийся поддержать план, был уволен за «бездействие». В области оперативного планирования и планирования производства. Восьянов выявил факты кумовства и кумовства на заводах. В 1986 году сын господина Коломникова, работавший заведующим магазином, на год уехал в командировку в Германию, после чего был принят в Академию внешней торговли. Зять оказался идеальным кандидатом для обучения на курсах менеджеров Фонда Кербера в Западной Германии. "Несмотря на незнание немецкого языка, племянника его жены тоже поощряли к поездке за границу. Младший брат господина Бабакина, бывший парторг, также покинул заграничный завод и был отправлен в заграничную командировку через МИД. Борис Васильевич Никольский, заместитель председателя Мосгорплана, откликнулся на просьбу о временной продаже нового «Москвича» и получил визу для «быстрой сборки автомобиля».

Если бы Коломников не начал контратаку, это был бы не Коломников:

"Я думаю, что идея осуждения заводов в газетах, родившаяся в структуре ЦК партии, - это тоже своеобразная компенсация за перестройку. В обмен на поддержку в трудную минуту - это очень хорошая психологическая поддержка" давление., и они сделали вывод».

В витрине Центра Техноэстетики на Пушкинской площади в Москве (в фильме «Петровка-38» эту витрину эффектно пробивает река Волга) стоит будущий седан АЗЛК-2142 в масштабе 1:4. У меня есть масштабная модель…

...и многофункциональный универсал, который в то время называли минивэном или универсалом большой вместимости. Эту модель создал Александр Кулигин, автор самодельных автомобилей «Ухта» и «Панголина». Талантливый человек-самоучка из Ухты был принят на работу в Центр дизайна АЗЛК, но вместо того, чтобы обосноваться там, он переехал в Америку, где бесцеремонно погиб в результате несчастного случая.

Что же на самом деле хотел узнать обозреватель «Комсомольской правды» Вощанов? И вот Гавриил Харитонович Попов, избранный новым перестроечным председателем Моссовета, заявил, что АЗЛК производит столь необходимую современную и дорогую продукцию и этот завод необходимо поддержать!

А «Правда» опубликовала длинный разговор журналиста Никиты Балашева с руководителями производственного объединения «Москвич». Это далеко не комплимент, но это перекладывает проблемы компании на отрасль в целом.

В это время в нашей стране уже была на подъеме независимая журналистика. Автомобильная газета «Клаксон» во втором номере за 1990 год посвятила целую страницу статье «Что делать с Москвичем?» Эту книгу написал Ефим Голуб, редактор заводской книги «Для малолитражных автомобилей СССР». Такой материал в то время называли полемическим. Но жалость статьи была очевидна: «Без причины обижаются!».

АЗЛК-21416 ГЭ на выставке Автодизайн-88. SE означает «суперэкономичный» и оснащен спойлером и аэродинамическими колпаками. Но самое интересное, что это «41-й» с полным приводом! Конечно, широкой публике, посетившей выставку в 1988 году, это не было известно.

В декабре 1990 года "Авторевю" в одном из первых номеров опубликовало обнадеживающее интервью с Коломниковым, и Коломников в 1993 году увеличил производство в 2,5 раза, выпустив пять моделей (включая седан 2142). Мы пообещали увеличить их количество единиц до 300 000 единиц, 7-местный универсал 2139, пикап 2335, внедорожник 3733).

Какой бы противоречивой ни была фигура Коломникова, все заводчане едины в одном. Если бы Колыма внезапно не умер (в 1962 году), он бы не допустил уничтожение завода.

В июне 1994 года, через два года после смерти Коломникова, премьер-министр России Виктор Степанович Черномырдин подписал указ о создании ПО «Москвич». Через три года указом Бориса Николаевича Ельцина акции федерального правительства (59,07%) были переданы в собственность московских властей. В то время компания получила от советского правительства кредит в размере 600 миллионов долларов на строительство автомобильного завода. Переговоры начались с Юрием Михайловичем Лужковым. Если государство взяло кредит, почему Москва должна платить? Однако 24 апреля 1998 года Сергей Владиленович Кириенко сменил Черномырдина на посту председателя правительства, и обе стороны сразу согласились. Столица взяла под свой контроль «Москвич» с долгом в $157 млн, остальное взяло на себя государство. Знал ли тогда Кириенко, что в августе страну объявят банкротом?

Aleco SL, «Французский» от дистрибьютора Жана-Жака Пока. Торговая марка «АЛЕКО» была изобретена в 1988 году. Шикарная идея — надеть на ткань «Автозавод им.» Ленинский комсомол! Мой друг из института, впервые услышав этот звук на выставке «Спецавтотранспорт-88», крикнул на весь павильон: Они до сих пор катаются!»

В 1996 году генеральным менеджером «Москвича» стал Рубен Саркисович Асатрян. Те, кто с ним работал, вспоминают, что он любил во время совещаний ходить позади своих подчиненных и говорить почти шепотом, как бы подражая Сталину. Однако однажды я разозлился и швырнул телефон в сотрудника. Тогда рабочая сила была не такой маленькой, как сейчас. В описываемом случае важнее, пожалуй, другое. В то время телефоны подключались к электрическим розеткам с помощью шнуров. Так что по определению он не мог улететь очень далеко. Старожилы фабрики сходятся во мнении, что считают азаторцев лидерами. Людей судят по их поступкам.

28 февраля 2006 года автомобильный завод «Москвич» был признан банкротом, а 4 декабря его активы (54 объекта недвижимости общей площадью 750 000 квадратных метров) были проданы с аукциона управляющей компанией «Метрополь» за $5 млрд с выплатой. Он стоит 544 771 000 рублей.

Однако вы также имеете право задаться вопросом, было ли решение выпускать АЗЛК-2141 с кузовом хэтчбек ошибочным. Неожиданное подтверждение своему предположению я нашел в «Мыслях о труде», фактически в дневнике Александра Федоровича Андронова. Это было записано в 1980 году:

«Так называемая новая модель 2141, или Максимка, будет очень сложной для завода, особенно на старте производства. Невыполнение производственных планов будет происходить всегда. Эта модель не будет экспортироваться. Никаких технологий здесь нет, просто бездумный взгляд на чью-то малоизвестную моду. Придёт время вернуться к седану. […] Заводы потеряют валюту и программы начнут «фиксироваться» и «корректироваться», то есть сокращаться. Даже в этом случае неясно, будет ли он реализован».

Сбылось ли это?!

соус

АвтоСССР Советский Москвич Лонгпост 10

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Жертва Перестройки: что погубило завод «Москвич» и при чем здесь «Максимка».