История создания «Москвича-410» окутана легендами. По одной из версий, идея родилась после прямого указания Никиты Хрущева, который на совещании автопромышленников потребовал: «Постройте автомобиль для колхозного крестьянства!». Главный конструктор МЗМА Александр Андронов и другие участники утверждали, что получили личный приказ от главы правительства разработать вездеход на базе массового «Москвича-402». Однако планы по созданию полноприводной версии с блокировкой дифференциала и внедорожными шинами существовали на заводе еще с 1953-1954 годов. Реализовать их в полной мере помог неожиданный импульс со стороны Горьковского автозавода.
Целинная эпопея и запрос на компактный внедорожник
В 1954 году государство запустило масштабную программу освоения целинных земель. Огромные территории требовали мобильной техники. Существовавший в стране легкий полноприводный ГАЗ-69 и малосерийный, дорогой ГАЗ-М72 на базе «Победы» не могли полностью удовлетворить потребности. Нужен был более компактный, экономичный и доступный автомобиль для агрономов, механиков и почтовых служб, которым приходилось преодолевать десятки километров по бездорожью.
Эту задачу в Горьком попытался решить коллектив под руководством Григория Вассермана, создав проект ГАЗ-М73. Это был двухместный пикап длиной всего 3,2 метра с двигателем и коробкой передач от «Москвича-402», но с раздаточной коробкой и мостами на базе узлов ГАЗ-69. Однако ГАЗ, загруженный другими проектами, передал наработки и прототипы московскому заводу МЗМА.
«Москвич-410» проходил серьезные и разносторонние испытания
Рождение уникального седана 4х4
В Москве горьковскую «начинку» решили объединить с кузовом серийного «Москвича-402». Задача оказалась нетривиальной. Для размещения полного привода конструкторам пришлось кардинально переработать автомобиль.
Компоновочная схема «Москвича-410» демонстрирует сложную трансмиссию
Переднюю подвеску заменили на рессорную с неразрезным мостом, позаимствовав идеи у американского Willys. Установили усиленные мосты, масляный радиатор, рычажные амортизаторы вместо телескопических. Двигатель подняли на 90 мм, изменили угол рулевой колонки, усилили кузов и пол. Между штатной 3-ступенчатой КПП и раздаточной коробкой с понижающей передачей появился промежуточный вал. Несмотря на возросшую на 200 кг массу, дорожный просвет составил 220 мм. На испытаниях автомобиль уверенно преодолевал броды глубиной до 0,6 м, хотя его 35-сильный мотор разгонял его лишь до 85 км/ч.
Серийное производство «Москвича-410» стартовало в 1957 году
Летом 1955 года прототип одобрил лично Хрущев. После сборки нескольких предсерийных машин в конце 1956 года, в феврале 1957-го началось массовое производство. В инструкции 1958 года автомобиль позиционировался как надежный помощник для работников сельского хозяйства и связи.
Обратите внимание: Внедорожник UAZ Patriot слегка освежился.
Экспериментальный фургон «Москвич-430 4х4» так и остался прототипом
Эволюция и мировой контекст
В 1958 году модель модернизировали, установив новый верхнеклапанный 45-сильный двигатель от «Москвича-407», что повысило максимальную скорость до 90 км/ч. Так появилась версия «Москвич-410Н». Параллельно завод разрабатывал другие модификации: фургон «430 4х4» и, что важнее, полноприводный универсал «Москвич-411» на базе «Москвича-423». Его создание потребовало десятков изменений в кузове, и сегодня «411-й» по праву можно считать предтечей современных кроссоверов.
Универсал «Москвич-411» — один из первых в мире полноприводных легковых автомобилей такого типа
В мировом контексте «Москвичи-410/411» были уникальны. Французский Citroën 2CV Sahara с двумя двигателями появился лишь в 1960 году и выпускался мизерными тиражами. Renault Colorare был рамным и более крупным. Американские Jeep и International Scout также принадлежали к другому классу. Советский автомобиль, по сути, не имел прямых аналогов — это был компактный, полноценный легковой внедорожник, опередивший свое время.
Модернизированный «Москвич-410Н» с 45-сильным двигателем
Валютный приоритет и печальный финал
Ирония судьбы заключалась в том, что главной причиной гибели перспективной модели стал ее же успех. В 1960-е годы до 65% продукции МЗМА шло на экспорт, принося стране столь необходимую валюту. Производство сложного и трудоемкого полноприводного «Москвича» отнимало те же ресурсы и площади, что и выпуск массовых заднеприводных седанов, спрос на которые за рубежом был стабильно высоким. В условиях дефицита мощностей приоритет был отдан экспортно-ориентированным моделям.
Выставочный экземпляр «Москвича-411». Штатные полноприводные версии не получали хромированную решетку от «407-го»
Серийное производство «410Н» и «411» официально свернули в 1960 году, хотя отдельные машины собирали до 1963-го. Всего было выпущено 7580 седанов и лишь 1515 универсалов. Сегодня эти автомобили — большая редкость, живое свидетельство смелой, но не получившей развития инженерной мысли. «Москвич-410» стал жертвой не технических просчетов, а экономической целесообразности, уступив место на конвейере более прибыльным для государства моделям.
соус
Кормовой ВАЗСССР Кормовой Длинный Столб 5
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Опередивший время: что погубило внедорожник «Москвич-410».
