
В этой статье мы разберем практический случай диагностики и ремонта автомобиля Chevrolet Lacetti. Основная проблема заключалась в том, что двигатель не заводился, а при включении зажигания постоянно перегорал один из предохранителей.

Первый шаг: определение проблемного предохранителя
Диагностика начинается с монтажного блока под капотом. Нужно проверить, какой именно предохранитель выходит из строя. В данном случае это было легко определить — предохранитель на месте отсутствовал, что явно указывало на его перегорание.

«Виновником» оказался предохранитель EF5 на 30А. Этот элемент защищает важную цепь: плюсовой провод от блока предохранителей в моторном отсеке к замку зажигания, а от него — к блоку предохранителей в салоне. Также через него запитаны несколько других цепей, обозначенных как f1, f2, f3, f4, f9, f10, f11, f12, f17, f18, f19.

Фактически, этот предохранитель отвечает за питание большинства потребителей, которые работают при включенном зажигании или в положении «аксессуары» (ACC). Сюда входят прикуриватель, магнитола, часы, звуковые сигналы, стоп-сигналы, блок управления печкой, привод заслонки рециркуляции, блок управления подушками безопасности, датчики АКПП, блок АБС с его диагностическим разъемом, иммобилайзер, двигатели стеклоочистителей, поворотники, компьютер двигателя и многое другое. Круг потенциальных виновников замыкания очень широк.

Метод диагностики: контрольная лампа
Вместо перегоревшего предохранителя устанавливается контрольная лампа накаливания мощностью 55 Вт. Это классический метод поиска короткого замыкания. Если в цепи есть КЗ, лампа будет ярко гореть, ограничивая ток и не давая проводам перегреться.

На первом этапе лампа не загорелась при просто включенном зажигании (без поворота ключа в положение «старт»). Это хорошая новость: значит, короткого замыкания в постоянно находящихся под напряжением проводах от блока под капотом до замка зажигания нет. Также это исключало неисправность таких потребителей, как магнитола или прикуриватель, которые работают в этом режиме. Однако облегчение было недолгим — при повороте ключа в положение «зажигание» лампа ярко засветилась.

Это четко указывало на то, что короткое замыкание находится в цепях, которые активируются именно в положении «зажигание». А именно: в проводке от замка зажигания к салонному блоку предохранителей или в одной из защищаемых им цепей (f1, f2, f3, f4, f9, f10, f11, f12).

Сужение круга поиска
Методом исключения, вынимая предохранители в салоне один за другим, удалось найти проблемную цепь. Лампа погасла, когда был извлечен предохранитель f11 на 10А. Возник закономерный вопрос: почему же перегорал мощный 30-амперный предохранитель под капотом, если в салоне стоит более слабый 10-амперный, который должен срабатывать первым?

Ответ оказался простым и печальным. Кто-то из предыдущих владельцев или «мастеров» заменил штатный предохранитель f11 на 10А на китайский аналог номиналом 30А. Такой предохранитель не только в три раза превышал необходимый номинал, но и, как часто бывает с дешевыми изделиями, не срабатывал вовремя, пропуская опасный ток и перекладывая всю нагрузку на главный предохранитель под капотом.

В подстаканниках автомобиля была найдена целая коллекция перегоревших предохранителей на 10 и 15А, что красноречиво говорило о долгой истории проблемы, которую пытались решить неправильно — простой заменой.

Поиск точного места неисправности
Установив исправный предохранитель EF5 под капотом, мастер перенес контрольную лампу в цепь салонного предохранителя f11. Автомобиль завелся и работал, но короткое замыкание никуда не делось — оно просто находилось в цепи, не критичной для запуска и работы двигателя (в цепи блока АБС).

Предохранитель f11 отвечает за блок ABS и его диагностический разъем. Первым делом был отсоединен разъем от самого блока АБС под капотом.

Однако лампа продолжала гореть. Это означало, что проблема не в блоке управления, а в проводке, идущей от салонного блока предохранителей к блоку АБС. Цвет проводов помогал в поиске: в салоне он был розовым, а в моторном отсеке — коричневым.

Визуальный осмотр провода от блока АБС не показал повреждений. Для дальнейшей проверки пришлось снять аккумулятор.

И вот она, причина! Сразу под блоком предохранителей в моторном отсеке, над подушкой (опорой) автоматической коробки передач, была видна поврежденная проводка.

После снятия блока предохранителей картина прояснилась окончательно.

Коричневый провод, питающий блок АБС, перетерся о металлическую подушку АКПП. Изоляция расплавилась, произошло короткое замыкание на массу (кузов). Благодаря тому самому нештатному китайскому предохранителю на 30А в салоне, проводка не отключилась вовремя и начала греться и плавиться. Только штатный 30-амперный предохранитель под капотом, в конце концов, сработал, предотвратив пожар. Поврежденный участок провода был заменен.

Казалось бы, проблема решена. Но после сборки и проверки короткое замыкание снова дало о себе знать.

Глубина проблемы
Пришлось продолжить разборку и исследовать проводку дальше, после блока предохранителей под капотом. Оказалось, что из-за длительного нагрева от короткого замыкания провод оплавился не в одном месте, а на значительном протяжении. Он сплавился с другими проводами в жгуте, и замыкание происходило в нескольких точках. Потребовалась замена не просто одного провода, а целых участков жгутов как под капотом, так и под приборной панелью.

Выводы и мораль истории
Если бы владелец вовремя обратился к специалистам, а не занимался «самолечением» путем замены перегоравших предохранителей на все более мощные, ремонт ограничился бы локальным восстановлением перетертого провода над подушкой АКПП. Вместо этого из-за халатности и использования некачественных запчастей проблема усугубилась, приведя к масштабным повреждениям проводки.

Главный урок: замена перегоревшего предохранителя — это не ремонт, а лишь временная мера. Перегорание предохранителя — это симптом, сигнал о неисправности в цепи. Крайне важно найти и устранить первопричину — место короткого замыкания или перегрузки. Использование предохранителей нештатного номинала смертельно опасно, так как может привести к возгоранию автомобиля.

Качество работы и подход к делу объединяют всех хороших мастеров! Спасибо за внимание. Подписывайтесь на новые статьи!
Ваш #CARTIME
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Ищем короткое замыкание.
