
Представьте, что в 1981 году инженерам Mercedes-Benz, только приступившим к проектированию нового S-класса, показали бы их будущее творение — величественный и технологичный W140 образца 1991 года. Они бы, наверное, не поверили, что способны на такое. Но если бы они также узнали, какую цену компания заплатит за этот триумф, возможно, пересмотрели бы все с самого начала.
W140 создавался с одной целью — безоговорочно утвердить мировое лидерство Mercedes-Benz. И с технической точки зрения он справился. Однако успех обернулся финансовыми и репутационными потерями. Сегодня этот автомобиль — живая легенда, известная под именами «Сто сороковой», «600-й» или «Вепрь». Его величие настолько неоспоримо, что никакое прозвище не может его умалить.
Эпоха непоколебимой уверенности
В начале 1980-х Mercedes-Benz находился на пике славы. Бренд ощущал себя непобедимым, а его исключительность сравнивали разве что с Rolls-Royce. В отличие от британцев, чей статус держался на истории, немецкая марка превращала в золото всё, к чему прикасалась.

Предшественник «140-го». Справа — блистательный W126
В Штутгарте не знали, что такое «провальная модель». Все автомобили расходились, несмотря на завышенные цены. Успех породил головокружение и странную клиентоориентированность наоборот. Mercedes-Benz считал, что оказывает честь покупателю, продавая ему автомобиль. В дилерских центрах могли проигнорировать клиента без белой рубашки или вовсе попросить покинуть шоу-рум.

Роскошное купе W126 — один из лучших автомобилей класса люкс 1980-х
Конкурентов практически не замечали. К Jaguar относились снисходительно из-за проблем с качеством. Audi считали «бывшим активом», который когда-то сплавили Volkswagen. Даже к BMW, самому опасному преследователю, в Штутгарте относились скорее с легкомыслием, чем с уважением.
Двойная миссия нового флагмана
Несмотря на самоуверенность, инженерный отдел не бездействовал. Новый S-Класс изначально задумывался как перезагрузка дизайнерской идентичности бренда. Будущий W140 должен был заменить на рынке сразу две легендарные модели: текущий S-Класс (кузов W126) и величественный «Большой Мерседес» (Grosser Mercedes) в кузове W100.

Длиннобазный S-класс W126
Mercedes-Benz 600 (W100), получивший прозвище из-за 6.3-литрового двигателя, был немецким Rolls-Royce. При длине от 5.5 метров он выпускался 18 лет, но тираж составил менее 3000 экземпляров. Его владельцами были мировые знаменитости, а также диктаторы и политики.

Mercedes-Benz 600 (W100)
К началу 80-х W100 безнадёжно устарел. Поэтому W140 должен был не просто сменить предшественника, а завоевать сердца самой взыскательной и богатой публики. На разработку выделили беспрецедентные восемь лет (с 1981 по 1989) и практически неограниченный бюджет. Главная задача — создать лучший автомобиль в мире, олицетворяющий амбиции Mercedes-Benz.

Mercedes-Benz 600 (W100)

Mercedes-Benz 600 (W100)
Дизайн, который мог быть другим
Работа под руководством легендарного дизайнера Бруно Сакко началась неспешно. Неограниченное время и бюджет позволили экспериментировать. И здесь кроется сенсация: W140 мог выглядеть совершенно иначе.

Один из поздних эскизов W140
Среди десятков концепций были как гротескные варианты в американском стиле, так и лёгкие, аэродинамичные формы, напоминающие Jaguar XJ. Именно «ягуаровый» дизайн прошёл в финал и лег в основу полноразмерного макета для расчёта салона.
Испытательная посадка в 1987 году дала неожиданный результат. Главный дизайнер проекта Вольфганг Петер, будучи двухметрового роста, ударился головой о потолок. Это стало переломным моментом. Руководство решило, что автомобиль, претендующий на звание лучшего, не может быть тесным. Для обеспечения простора салон пришлось увеличивать, а изящный «ягуаровый» дизайн — полностью перерабатывать.

Вариант экстерьера S-Класса — масштабная модель 1:5
Пока в Штутгарте неспешно экспериментировали, конкуренты сделали гигантский рывок. В 1986 году дебютировало второе поколение BMW 7 серии (E32) с 12-цилиндровым двигателем, ксеноновыми фарами и факсом в опциях. А из Японии надвигалась новая угроза — Toyota готовила к выпуску роскошный седан Lexus LS. Самоуспокоенность Mercedes-Benz обернулась атакой с двух фронтов.

W140 в аэродинамической трубе
Гонка технологий и перерасход бюджета
Размеренная работа превратилась в хаос. Миссия осталась прежней — создать лучший автомобиль. Но теперь нужно было не просто быть лучшим, а опережать конкурентов, чьи новинки были неизвестны. Решили пробовать всё и сразу.
Помимо увеличенного салона, ускорили разработку собственного двигателя V12. Узнав о планах BMW создать 16-цилиндровый мотор, в Штутгарте запустили аналогичный проект. Хотя V16 в серию так и не пошёл, 6-литровый бензиновый V12 (M120) мощностью 408 л.с. стал самым мощным серийным двигателем Mercedes-Benz на тот момент.

Экспериментальная BMW E32 с 16-цилиндровым двигателем

V16 под капотом BMW E32
Ответом на комфорт Lexus LS стали стёкла с двойным остеклением и 60 электродвигателей для управления функциями в салоне. Для W140 разработали множество инноваций, многие из которых не были готовы к запланированному дебюту, из-за чего премьеру перенесли на два года, до 1991.
Автомобиль получил активную подвеску ADS, парковочные антенны (прообраз Parktronic), доводчики дверей, диваны с подогревом и регулируемыми спинками, датчики дождя, параметрический усилитель рулевого управления и даже голосовое управление Lingatronic.

Mercedes-Benz 600 SEL
В марте 1991 года «лучший автомобиль в мире» наконец представили в Женеве. Но триумф оказался неполным.
Неприятие и критика
Выбор Европы для премьеры оказался ошибкой. Старый Свет, чуткий к общественным настроениям, не сразу принял нового гиганта. В первую очередь критиковали размеры.

Бронированный Mercedes Guard W140 и классический W100
W140 был огромен. Даже в базовом исполнении он не помещался в стандартные гаражи, а для его перевозки по железной дороге пришлось расширять вагоны. На фоне скромных одноклассников он смотрелся громоздким слоном на маленьких колёсах (235/60 R16).
Однако эксперты были в восторге от ходовых качеств. Журнал Auto, Motor und Sport писал о «непоколебимой уверенности на прямой и невероятной устойчивости в поворотах». Швейцарское издание Automobile отмечало, что «даже на максимальной скорости не слышно шума ветра». Удивительно, но даже спустя 30 лет многие специалисты считают W140 лучшим S-классом по сочетанию комфорта и управляемости.

W140 с текстильным салоном и механической коробкой передач
Но всё это не имело значения. Лучший автомобиль в мире стал и самым ненавистным. «Зелёные» возмущались расходом топлива (в городе у 600 SEL — 20.7 л/100 км). Общественность критиковала его как символ неуместной роскоши на фоне экономического кризиса в объединённой Германии и смены потребительских ценностей.

Качество отделки салона W140 могло бы посрамить многие современные автомобили
Ирония в том, что многие обвинения были несправедливы. При создании W140 уделялось огромное внимание экологии: детали маркировались по типу пластика для переработки, а Агентство по охране окружающей среды США (EPA) наградило модель за защиту озонового слоя.
Автомобиль горячо полюбили в США, на Ближнем Востоке и в России — везде, где ценили статус, надёжность и комфорт. Но именно в Европе, и особенно в Германии, его демонстративное совершенство сочли неуместным.

W140 стал жертвой общественных настроений
Жертва своего времени
Mercedes-Benz W140, как и многие гении, опередил своё время. Его фундаментальными недостатками стали малый объём багажника (относительно размеров) и запредельная цена, взлетевшая из-за перерасхода бюджета на разработку.

Автомобиль-легенда, ставший разочарованием для своего создателя
Но судьбу модели решила не цена, а её восприятие обществом. Критика со стороны экологов, активистов и молодёжи была воспринята в Штутгарте с немецкой серьёзностью и чувством коллективной вины. Немецкий рынок отреагировал на W140 особенно холодно.

Итоги эпохи: W140 продержался в производстве всего 7 лет
Mercedes-Benz поспешно свернул производство. Автомобиль, на разработку которого ушло 10 лет, выпускался лишь 7 лет (1991-1998). Общий тираж едва превысил 400 000 единиц — более чем в два раза меньше, чем у предшественника W126.

Даже любовь канцлера Германии Гельмута Коля не спасла репутацию модели на родине
Провал W140 имел далеко идущие последствия. Руководитель проекта Вольфганг Петер лишился должности. Но главное — Штутгарт кардинально пересмотрел свои приоритеты. Ни один последующий Mercedes-Benz уже не был похож на «Сто сороковой». Эпоха безграничных амбиций и непоколебимой уверенности закончилась.

W140 навсегда изменил Mercedes-Benz
соус
Автомобильное оборудование Изобретение Двигатель Mercedes Girl Ретро Запчасти для автомобилей Тюнинг История автомобиля Германия Длинный пост 3Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: «Cто сороковой»: история легендарного S-Класса. Последний герой — разбираемся в причинах фиаско великого Mercedes-Benz.

