Супергерой 787B: крутейшая Mazda, о которой вы не слышали. История удивительной и забытой ныне победы в «24 часах Ле-Мана»

В задушевных разговорах о победах в автоспорте принято снова и снова вспоминать человека, который шел впереди. Например, Nissan Skyline GT-R R32 по прозвищу «Годзилла» завоевал 29 золотых медалей в 29 матчах на своем родном чемпионате Японии по кузовным гонкам. Или, скажем, четырехлетнее доминирование Ford GT40 в Ле-Мане. А как насчет маленькой и гордой Mazda с гораздо меньшим гоночным бюджетом и важным агрегатом?Только одна победа, но какая победа! Несмотря на ситуацию, его удалили вместе с зубом!

24-часовой марафон Ле-Мана 1991 года завершился сенсацией. Зеленые и оранжевые прототипы группы C первыми со стереотипным визгом пересекли финишную черту. Произошло нечто беспрецедентное. Японские автомобили разгромили своих престижных европейских конкурентов. И это было непросто: он был оснащен роторно-поршневым двигателем и до сих пор считается таковым среди небольшой группы фанатов, которые могут терпеть его странности и недостатки.

Годы напряженной работы Mazda наконец-то принесли свои плоды. Первый автомобиль с РПД — Cosmo Sport Coupe — был представлен в 1967 году. Чтобы продвигать новую технологию и доказать ее надежность, компания в 1968 году отправила свое детище в изнурительный 84-часовой марафон на Нюрбургринге. Затем произошло нечто удивительное. Cosmo Sport финишировал четвертым после двух Porsche 911 и Lancia Fulvia HF. Не самый худший результат, учитывая продолжительность гонки!

Мазда 767

Возглавить престижную гонку «24 часа Ле-Мана» давно было мечтой Mazda. Быть первым очень сложно, но вкус изображения и бонус, который получает победитель, невозможно переоценить. В 1988 году прошли испытания два роторных прототипа Mazda 767, занявшие 17-е и 19-е места в общем зачете. Модернизированный 767B существенно улучшил свою статистику, заняв по итогам гонки седьмое и девятое места. Прогресс очевиден, но недостаточный. Скептики считали, что у компании мало смелости и что первым японским победителем марафона все равно станет Toyota или Nissan. Тем временем Mazda продолжала добиваться больших успехов и неуклонно поднималась на вершину.

Мазда 767Б

К началу нового десятилетия конструкторы подготовили прототип 787. «Красивый» индекс «777» был намеренно опущен, чтобы подчеркнуть значительный прогресс. С другой стороны, автомобиль представлял собой эволюцию своего предшественника и основывался на карбон-кевларовом монококе, разработанном Найджелом Страудом и производимом британской компанией Advanced Composites Technology. Тем временем двигатель был заменен на R26B от предыдущего 13J. Не путать с легендарным шестицилиндровым двигателем Nissan RB26 GT-R Super Coupe.

Мазда 787

R26B — тот же 2,6-литровый четырехсекционный двигатель, что и предыдущий двигатель, но со многими улучшениями. В частности, в каждой камере сгорания использовались три свечи зажигания вместо двух, торцовое уплотнение ротора было выполнено из углеродного волокна, а выхлопная труба теперь имела переменную длину. РПД был совершенно не типичен для агрегатов этого типа, но в то же время отличался важными для победы особенностями, такими как достаточный крутящий момент на средних скоростях и экономия топлива. В «безлимитной» комплектации агрегат выдавал до 930 лошадиных сил. 10 500 об/мин и 650 л.с в версии для стрип-рейсинга.

Обратите внимание: Обзор новой Mazda СХ-9.

На 8500 об/мин из соображений живучести. Коробка передач — та же пятиступенчатая Porsche, что и раньше.

Мазда 787

Mazda провела полномасштабные испытания в рамках 2-го этапа JSPC (Чемпионат Японии по спортивным прототипам) Fuji 1000km Race. Мой дебют оказался полным провалом, и я был разочарован. В квалификации 787 финишировал на 22 и 23 местах. Старый 767B, представленный там, занял лишь 34-е место. На большей части дистанций новинка показывала надежность, но в один момент словно невидимый переключатель щелкнул и начал двигаться... Лучший суперкар в гонках класса GTP из-за утечки масла сошел с дистанции. У второго возникли проблемы с электричеством, которые в конечном итоге привели к пожару. До финиша добрался только 767B.

Мазда 787Б

это был тяжелый урок. Но он не помешал сотрудникам Mazda сделать все необходимые выводы и двигаться дальше. В конструкцию было внесено множество изменений. Одной из ключевых особенностей является телескопическая впускная труба переменной длины. Максимальный крутящий момент достигал 608 Нм при 6500 об/мин. Выходная мощность была ограничена 650 лошадиными силами, а максимальная скорость — 8500 об/мин.

Карьера 787B началась на яркой ноте. На международной арене проект возглавляли французская команда Oreca и шестикратный чемпион Ле-Мана Джеки Икс, который был уполномочен консультантом и тренером. Чудом харизматичные бельгийско-французские эксперты успешно обратились в FISA (Международная федерация автомобильного спорта) с просьбой разрешить старт Mazda, которая весит всего 830 кг. Вес моего соперника в классе С2 был немалый, но серьезный гандикап все же не сделал первую гонку легкой.

Мазда 787Б

Японцы привезли на «24 часа Ле-Мана» 1991 года два рестайлинговых прототипа и Reserve 787. Уже во время квалификации выяснилось, что вариант Б «выигрывает» исходную модификацию примерно по 5 секунд за круг. И хотя он, несомненно, отставал от Mercedes-Benz C11, Jaguar был оснащен Ключевую роль сыграла удивительно высокая эластичность RPD. Девяносто пять процентов максимального крутящего момента было достигнуто в диапазоне от 6000 до 8500 об/мин.

Мазда 787Б

В идеальных обстоятельствах у Mercedes были все шансы выиграть эту битву. Увы, удача улыбнулась и другим. В гонке, помимо скорости, очень важна надежность техники, удача и стечение различных обстоятельств, и в итоге самый решительный и подготовленный будет вознагражден. Японское чудо заняло второе место после того, как C11 (с Михаэлем Шумахером, Фрицем Кройцпойнтером и Карлом Вендлингером) замедлился из-за проблем с трансмиссией.

За два часа до окончания марафона сломался второй Mercedes-Benz Жана-Луи Шлессера, Йохена Масса и Алена Ферте. Mazda и здесь не промахнулась. Команда настояла на том, чтобы опытный британский гонщик Джонни Герберт довел машину до финиша. Затем, во время финального протокола, у трех Jaguar, а также у команд Sauber и Mercedes возникли проблемы. Остальные две Mazda заняли 6-е и 8-е места.

Автомобильное оборудование Изобретение Двигатель Япония Гонка Автоспорт Mazda Man 24-часовая гонка Спортивная настройка скорости Длинная стойка 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Супергерой 787B: крутейшая Mazda, о которой вы не слышали. История удивительной и забытой ныне победы в «24 часах Ле-Мана».