Как газетная шумиха за шесть дней уничтожила эпоху австралийских суперседанов

В начале 1970-х австралийский автопром переживал золотую эпоху. Местные отделения Ford, Holden и Chrysler вовсю соревновались в создании специальных омологационных версий для легендарной гонки Bathurst 500. Эти машины, рожденные для побед на трассе, должны были стать венцом инженерной мысли, но их судьба была решена в одночасье из-за явления, позже названного «суперкарофобией».

Уникальный мир австралийских автомобилей

Различные версии Ford Falcon GT-HO

История австралийского автопрома — это история утраченных возможностей. Бренды Holden и Ford Australia создавали уникальные автомобили, сочетавшие в себе американскую тягу к большим двигателям и европейское внимание к качеству вождения. Это был особый мир мощных седанов и пикапов, практически неизвестный за пределами континента. Лишь избранные модели, вроде седанов Vauxhall VXR8 (переименованных Holden Commodore), попадали в Европу, оставляя энтузиастов в других странах лишь мечтать о них.

Боевой Холден Торана

Именно гонка Bathurst 500 на трассе Mount Panorama стала главным катализатором развития этих машин. По правилам, чтобы участвовать в гонке, нужно было выпустить как минимум 200 дорожных версий автомобиля. Этот принцип «выиграй в воскресенье — продавай в понедельник» породил настоящую гонку вооружений между автопроизводителями.

Рождение легенды: Ford Falcon GT-HO

Форд Фалкон из фильма Безумный Макс

Всё началось с Ford Falcon XR GT в 1967 году, который с двигателем от Mustang доминировал на трассе. Holden ответил мощным Monaro GTS, а затем сделал ставку на легкость и эффективность с моделью Torana GTR XU-1. Однако настоящей легендой стала линейка Ford Falcon GT-HO (Handling Option).

Ford Falcon GT-HO Фаза I

Первая фаза, выпущенная в 260 экземплярах, заняла второе место в Bathurst. Вторая фаза улучшила результат. Но вершиной стал Ford Falcon GT-HO Phase III 1971 года. Журнал Sports Car World назвал его одним из лучших автомобилей в мире, способным конкурировать с Ferrari. Этот 4-дверный седан с 5.8-литровым V8 мощностью около 380 л.с. разгонялся до 100 км/ч менее чем за 6.5 секунды и развивал 227 км/ч, обгоняя даже Mercedes-Benz 300 SEL 6.3. Он не только выиграл Bathurst 1971 года, но и занял весь подиум.

Ford Falcon GT-HO Фаза III

Сегодня уцелевшие экземпляры Phase III — объект поклонения коллекционеров. В 2007 году один из них был продан за 750 000 австралийских долларов. Их ценность — не только в редкости, но и в причастности к славной истории автоспорта.

Шесть дней, которые изменили всё

В ответ на успех Ford, Holden и Chrysler готовили ещё более мощные машины: восьмицилиндровый Torana и Charger R/T. Ford же работал над Phase IV — законным наследником трона. Но 25 июня 1972 года в газете Sun Herald вышла статья «Скоро появится суперкар со скоростью 160 миль в час». Журналист Эван Грин, описывая многообещающие планы автопроизводителей, попросил комментария у министра транспорта Милтона Морриса, известного как «Мистер Безопасность дорожного движения».

Харви Греннан

Реакция Морриса была резкой: он выразил ужас от мысли, что такие «колесные пули» окажутся в руках обычных, особенно молодых, водителей. Он поставил под вопрос саму необходимость омологации таких машин для гонок. Поднятая шумиха привела к катастрофическим последствиям.

Всего через три дня Моррис добился запрета на регистрацию подобных модифицированных автомобилей. Конфедерация австралийского автоспорта (CAMS) фактически свернула гоночную группу E. Проекты «суперкаров» были уничтожены за шесть дней.

Последствия и наследие

Холден Торана

Holden спокойно свернул проект Torana, прототипы были переделаны или уничтожены. Chrysler не только отказался от Charger R/T, но и полностью ушёл из автоспорта. В Ford царила ярость. Несмотря на официальные опровержения, несколько прототипов Phase IV были построены. Это были машины с двигателем мощностью около 400 л.с., с улучшенной управляемостью и тормозами, но им так и не суждено было выйти на дороги.

Ford Falcon GT-HO Фаза IV

Форду удалось частично взять реванш, выпустив ограниченную серию Falcon GT RPO83, использовавшую наработки от проекта Phase IV. Эпоха экстремальных омологационных седанов на этом не закончилась — позже появились такие машины, как HSV VL Group A SS Walkinshaw, — но золотой век, заданный Phase III, был безвозвратно утерян. Остаётся только гадать, каких высот мог бы достичь австралийский автопром, если бы не та роковая газетная статья.

HSV VL Группа A СС Уолкиншоу

История Ford Falcon GT-HO Phase III и трагической судьбы Phase IV — это яркая иллюстрация того, как общественная паника и политические решения могут в одночасье остановить развитие целого направления в автомобилестроении.

соус

Автомобильные технологии Изобретения Двигатели Ретро-автомобили Гонки Автоспорт Спорт Тюнинг Скорость Америка Длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Уничтожить за шесть дней: падение быстрейшего Ford и других «суперкаров».