Зимний режим вождения: как безопаснее маневрировать

Адаптация к зимним условиям

С наступлением зимы каждому водителю, независимо от опыта, необходимо кардинально пересмотреть свой стиль управления автомобилем. Это продиктовано целым комплексом суровых сезонных факторов: обледеневшие дороги, которые коммунальные службы не всегда успевают оперативно обработать, интенсивные снегопады, резкие перепады температур, короткий световой день с ограниченной видимостью. Чтобы эффективно противостоять этим вызовам, требуется как правильная подготовка самого автомобиля, так и выработка особых навыков вождения.

Безопасность зимней эксплуатации — это комплексный подход, где техника и мастерство водителя неразрывно связаны.

Опасность длинного тормозного пути

Одной из ключевых и наиболее опасных особенностей зимнего вождения является значительное увеличение тормозного пути. Чтобы наглядно понять масштаб проблемы, не обязательно проводить рискованные эксперименты на льду — достаточно обратиться к расчетам. Сравним длину тормозного пути для легкового автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/ч (рекомендованной ГИБДД для зимы), на разных покрытиях.

Цифры говорят сами за себя: на сухом асфальте для полной остановки потребуется всего около 14 метров. На мокрой дороге это расстояние увеличивается до 25 метров, на укатанном снегу — до 49 метров, а на льду тормозной путь может достигать 98 метров, что сравнимо с длиной футбольного поля. Если же скорость превышает 70 км/ч, дистанция для безопасной остановки возрастает еще на треть, требуя начинать торможение уже за 200 метров до препятствия. Эти данные красноречиво подчеркивают, почему зимой критически важно увеличивать дистанцию и снижать скорость.

Подготовка автомобиля: шины

Основой безопасного зимнего вождения является правильная «обувь» для автомобиля. Качественные зимние шины — не роскошь, а необходимость. Они должны обладать специальным составом резины, сохраняющим эластичность на морозе, и иметь развитый рисунок протектора, способный цепляться за снег и лед.

Стоит избегать полумер. Всесезонные или так называемые «еврозимние» шины, которые могут подходить для мягких европейских зим, на российских снежных и обледенелых дорогах часто оказываются неэффективными. Также не лучший выбор — шины с низким профилем. В условиях оттепелей и мокрого снега они хуже справляются с отводом воды, повышая риск аквапланирования. И, разумеется, шины не должны быть чрезмерно изношенными: «лысая» резина полностью теряет свои сцепные свойства, делая поездку крайне опасной.

Подготовка автомобиля: тормозная система

После выбора шин необходимо уделить пристальное внимание исправности тормозной системы. Изношенные колодки или диски подлежат немедленной замене. Также важно проверить равномерность работы тормозных суппортов на обеих сторонах оси. Неравномерный износ тормозных дисков (когда одна сторона диска блестит от контакта с колодкой, а другая — нет) может указывать на закисание направляющих. Это приводит к разной силе торможения на колесах и может вызвать резкий занос или крен автомобиля при торможении. Проблема решается разборкой и смазкой суппорта.

Не забудьте и о стояночном тормозе («ручнике»). Многие водители им пренебрегают, но исправный ручник — важный элемент безопасности. Проверьте, чтобы он не был перетянут и задние колеса свободно вращались при его отпускании.

Обратите внимание: Езда зимой: основные принципы зимнего вождения, советы специалистов.

Зимой у стояночного тормоза с барабанными механизмами есть особенность: после поездки нагретые детали могут покрыться конденсатом, который затем замерзает. В результате колодки примерзают к барабану, и тронуться с места становится невозможно. Единственное решение в такой ситуации — отогреть тормозной механизм.

Стиль вождения и тактика

Помимо технической готовности автомобиля, решающую роль играет поведение водителя. Первое и главное правило — увеличение дистанции до впереди идущего транспортного средства как минимум вдвое, что логично вытекает из данных о тормозном пути.

На многополосных дорогах старайтесь не двигаться вплотную параллельно с другими машинами. Оптимально держаться в шахматном порядке относительно соседних полос — это создаст пространственный запас для маневра в случае заноса вашего или чужого автомобиля.

Особую осторожность следует проявлять на специфических участках: у светофоров, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, на мостах, эстакадах и в лесных массивах у дороги. Здесь из-за частых остановок транспорта снег утрамбовывается и тает, а затем превращается в ледяную корку. О приближении к таким опасным зонам может сигнализировать внезапное запотевание стекол из-за локального перепада температур. Также избегайте резкого торможения на трамвайных рельсах и дорожной разметке — сцепление шин с ними значительно хуже, чем с асфальтом.

Проверить скользкость дороги можно аккуратным кратковременным нажатием на педаль газа или тормоза. Если колеса начали пробуксовывать или блокироваться — покрытие очень опасное. Если ваш автомобиль не оборудован системой ABS, тормозить нужно прерывисто, короткими качками педали, не выключая передачу. Без системы стабилизации (ESP) крайне не рекомендуется тормозить или ускоряться в повороте. Помните, что самая частая причина потери управления зимой — это попытка изменить направление движения одновременно с ускорением или торможением.

Если занос все же начался, главное — не паниковать и не жать на тормоз. Чтобы выровнять автомобиль, нужно повернуть руль в сторону заноса. На переднеприводной машине при этом следует плавно добавить газа, на заднеприводной — наоборот, отпустить педаль акселератора.

Заключение

***

Помните, что ваше предсказуемое и плавное поведение на зимней дороге важно не только для вас, но и для всех окружающих. Избегайте резких маневров и торможений — это даст другим водителям время правильно среагировать. Тщательная подготовка автомобиля и взвешенный, спокойный стиль вождения — залог безопасной и комфортной зимы за рулем.

[my]ДорожникАвтомобильУдобный автомобильЗимний водительВождение по льдуОпасное вождениеБезопасностьЯ хочу знать всеДорожно-транспортные происшествияТормозной путь на дорогеTraffic Long Post 6

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Зимний режим вождения: как безопаснее маневрировать.