Автомобильная отрасль России переживает глубокую трансформацию последние два года. Европейские бренды ушли, а их место стремительно занимают китайские производители. Продажи демонстрируют рост, однако за цифрами скрываются сложные экономические реалии. Эдуард Фуллер анализирует текущее состояние рынка и его перспективы.
Рост продаж на фоне низкой базы
Статистика продаж новых легковых автомобилей показывает неоднозначную динамику. В 2023 году было реализовано 1,06 млн единиц, что на 69% больше, чем в кризисном 2022 году (687 тыс.). Однако для объективной оценки важно помнить, что в 2021 году, до всех потрясений, рынок составлял 1,66 млн автомобилей. Таким образом, текущий рост во многом является «эффектом низкой базы» и не означает полного восстановления докризисных объёмов.
Диаграмма продаж автомобилей
Триумф Lada и китайского автопрома
По данным агентства «Автостат», лидером продаж в 2023 году с долей более 30% остаётся отечественная Lada. Однако главный тренд — стремительная экспансия китайских марок. На их долю теперь приходится 92% всего импорта и более половины всего рынка иномарок.
Статистика продаж по брендам
Лидером среди иностранных брендов стала Chery с ростом продаж в три раза (до 118,95 тыс. шт.). За ней следуют Haval (рост в 3,3 раза, до 111,7 тыс. шт.) и Geely (рост в 3,5 раза, до 93,55 тыс. шт.). Наиболее впечатляющий скачок продемонстрировала Changan, увеличившая продажи в 18,7 раза — до 47,8 тыс. автомобилей.
Экономика против локализации: почему производство невыгодно
Ключевой проблемой для рынка в 2024 году становятся высокие ключевые ставки ЦБ, которые делают автокредиты дорогими и охлаждают спрос. Это привело к накоплению значительных складских запасов, и дилеры вынуждены стимулировать продажи скидками.
Конвейер АвтоВАЗа. Фото: АвтоВАЗ
Алексей Подщеколдин, председатель Ассоциации автодилеров России, поясняет: «Хранение автомобилей на складе — дорогостоящая история. Когда к непроданным 100-200 машинам ожидается новая партия, дилеры начинают предлагать скидки, которые в среднем достигают 300 000 рублей, компенсируя рост цен за год».
Несмотря на рост отечественной сборки на 16% (до 720 тыс. автомобилей в 2023 году), экономическая логика сейчас работает против локализации производства. Андрей Ольховский, глава компании «Автодам» (владеет бывшим заводом Mercedes), отмечает: «Сегодня дешевле импортировать готовый автомобиль, чем производить его здесь. Стоимость автокомплекта для сборки практически равна стоимости целого автомобиля. Для китайских партнёров ценность „отвёрточной“ сборки, где работают роботы, крайне мала».
Обратите внимание: Самые продаваемые новые иномарки в России. Или мы встретим тебя на полпути.
Это подтверждает, что партнёры из «дружественных» стран не стремятся к глубокой технологической кооперации. Запуск производства в России для китайских компаний часто остаётся пиар-проектом, как в случае с ребрендированным «Москвичом».
Прогнозы: умеренный рост и риски
Ожидания на 2024 год осторожны. Потенциал рынка, с учётом планов по выпуску 500 тыс. автомобилей Lada и импорта около 1,2 млн китайских машин, оценивается в 1,8 млн единиц. Однако реализовать его в полной мере будет крайне сложно из-за дорогих кредитов и переполненных складов.
Автомобиль Geely. Фото: Geely
Андрей Ольховский прогнозирует: «Рынок в 2024 году составит максимум 1,25 млн человек. Всё будет зависеть от своевременного снижения ключевой ставки ЦБ. Если это произойдёт только во второй половине года, то положительный эффект для автопрома наступит слишком поздно, и 2024 год может стать провальным для всего автомобильного бизнеса».
Решение Банка России, которое определит дальнейшую денежно-кредитную политику, ожидается на заседании в середине февраля.
«Вник и Толд» — проект по поиску аналитических материалов по различным сферам экономической и социальной жизни. Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу и Boosty и поддержите проект подпиской или пожертвованием.
[мои] Новости Водитель Автомобили Транспорт Политика Китай Китай Автомобильная промышленность Лада Россия Экономическая статистика Торговля Импорт Импортозамещение Производство Длинный пост 13Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Авторынок-2024: привозить выгоднее, чем производить в России.

