Крупные компании по аренде автомобилей начали сокращать количество электромобилей в своих автопарках. Первой это сделала американская корпорация Hertz, один из мировых лидеров в сфере каршеринга. В статье рассматривается, является ли это решение сигналом о кризисе глобальной «зеленой» повестки и возврате к экономической целесообразности.
Экономический расчет против идеологии
Объективные экономические законы рано или поздно берут верх над любыми идеологическими установками. Когда компания ставит следование модным трендам выше финансовой логики, это грозит серьезными убытками. Именно с такой ситуацией столкнулось руководство Hertz, сделавшее крупную, но неоправданную ставку на электромобили.
Дорогостоящий эксперимент
Компания Hertz, едва оправившись от последствий пандемии Covid-19, решила сделать масштабную инвестицию в «зеленый» транспорт. Под влиянием временного генерального директора Марка Филдса, энтузиаста электромобилей, был объявлен план по закупке 100 000 автомобилей Tesla. Целью было довести долю электрокаров в парке до 25%. Однако амбициозный проект провалился.
Вместо запланированных 100 тысяч компания успела приобрести лишь 48 тысяч электромобилей Tesla и полностью остановила закупки в 2022 году. В итоге Hertz объявила о полном отказе от использования электрокаров на данном этапе и замене их автомобилями с традиционными двигателями внутреннего сгорания.
В качестве причины представители компании указали на высокую стоимость ремонта электромобилей. Несмотря на попытки минимизировать риски (например, сдавая их только опытным водителям), это не помогло снизить затраты и повысить общую рентабельность бизнеса.
Финансовые потери и последователи
Теперь Hertz планирует продать 20 000 электромобилей Tesla из своего американского парка примерно за половину их первоначальной стоимости. Ожидаемые убытки от этой распродажи оцениваются в 245 миллионов долларов. Примечательно, что Hertz не одинока в своем разочаровании. В декабре 2023 года немецкая компания по аренде Sixt также объявила о намерении продать часть своего парка электромобилей Tesla, что подтверждает общую тенденцию.
Сложное финансовое положение заставляет компании пересматривать свои стратегии и возвращаться к более прагматичным решениям. Эта тенденция наблюдается не только в автопроме. Например, в 2022 году, по данным Global Energy Monitor, мощность угольных электростанций в мире выросла на 1%. Компания Occidental Petroleum, пионер в технологии улавливания углекислого газа, закрыла свой крупнейший завод, так как проект оказался экономически невыгодным. Даже Еврокомиссия в 2022 году признала атомную и газовую энергетику «зелеными» источниками, отходя от жестких рамок безуглеродной экономики.
Обратите внимание: BMW 1-Series F40 - конец консерватизму.
Экспертное мнение: технологические ограничения
Наталья Колесникова, доцент кафедры корпоративного управления и инноваций РЭУ им. Г.В. Плеханова, в своем комментарии отметила, что текущее сопротивление «зеленому переходу» вызвано комплексом технологических, экономических и политических факторов. По ее словам, современные технологии использования возобновляемых источников энергии пока не могут полностью удовлетворить потребности человечества и в некоторых случаях даже тормозят экономическое развитие.
Российский парадокс
На фоне мировых трендов, ставящих под сомнение всеобъемлющую «зеленую» повестку, ситуация в России выглядит противоречиво. С одной стороны, страна находится в авангарде процессов, критикующих крайности глобализма. С другой — внутри России активно развивается производство электромобилей.
В 2022 году запущено производство электромобилей Evolute в Липецкой области и на заводе «Москвич». В 2023 году к ним добавилась компания «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», представившая электрическую версию УАЗ «Профи». Также ведутся разговоры о начале производства электромобилей на мощностях «Автотора», «Соллерс» и даже «АВТОВАЗа». Крупные инвестиции привлекают проекты «Е-Нева» и «Атом».
Это вызывает закономерный вопрос: не пытаемся ли мы развивать отрасль, экономическая модель которой ставится под сомнение в мире? Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, однако, оптимистично заявляет, что к 2035 году доля электромобилей на российском рынке может достичь 25%.
Упс..
Опрос
Верите ли вы в будущее электромобилей в России?
- Да.
- Нет.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Американский монстр автопроката Hertz предрек конец «зеленой» повестки.
