ГАЗ-13 «Чайка»: символ эпохи и вершина советского автопрома

16 января 1959 года, ровно 65 лет назад, с конвейера сошла первая серийная ГАЗ-13 «Чайка». Несмотря на суеверные опасения, связанные с числом 13, этой машине была уготована долгая и славная судьба — её производство продолжалось вплоть до 1981 года.

Знак эпохи оттепели

«Чайка» стала одним из ярчайших символов короткой, но плодотворной эпохи советской «оттепели». В одном ряду с первым спутником, полётом Гагарина, атомным ледоколом «Ленин» и фильмом «Летят журавли» она олицетворяла технологический и культурный подъём страны. Однако в обществе, декларировавшем равенство, этот роскошный автомобиль был доступен лишь узкому кругу партийной и государственной элиты, наглядно демонстрируя существующее социальное расслоение.

На фото: Ладислао Эстес Дуарте (слева) и Борис Лебедев за работой над полномасштабной гипсовой моделью будущей «Чайки», которая изначально носила имя «Стрела».

Рождение легенды: от «Стрелы» к «Чайке»

Работы над автомобилем, изначально обозначенным как ЗиМ-13, стартовали в середине 1950-х годов. Главным конструктором проекта был назначен Николай Юшманов, уже проявивший себя при создании ГАЗ-12 ЗиМ. Внешний облик будущей легенды создавался коллективом талантливых художников-конструкторов. Ключевую роль сыграли скульпторы Лев Еремеев и Борис Лебедев, а также испанский дизайнер и бывший лётчик-ас Ладислао Эспес Дуарте, ставший ведущим конструктором кузова.

Первая опытная «Чайка» с позолоченной решёткой радиатора. По легенде, для её создания использовались царские золотые червонцы. В центре группы — главный конструктор завода Николай Борисов и главный конструктор проекта Николай Юшманов.

История названия автомобиля полна драматизма. Изначально он носил имя «Стрела», навеянное популярными в то время кинофильмами. Однако после опалы Вячеслава Молотова, чьё имя носил завод (ГАЗ им. Молотова), от прежних обозначений решили отказаться. Окончательное и ставшее народным имя «Чайка», по воспоминаниям современников, предложил Борис Лебедев, связав его с птицей, парящей над Волгой.

Испытания «Чайки» за рулём Вячеслава Мосолова, известного гонщика и водителя-испытателя.

Технологическое чудо и политический инструмент

«Чайка» была настоящим технологическим прорывом для советской автопромышленности. Она оснащалась мощным V-образным 8-цилиндровым двигателем, трёхступенчатой автоматической коробкой передач с гидротрансформатором, гидроусилителем руля и вакуумным усилителем тормозов. Роскошный салон с радиоприёмником и системой вентиляции задавал новые стандарты комфорта.

Создание автомобиля совпало с политическими изменениями в стране. После развенчания культа личности Сталина на XX съезде КПСС символы власти, к которым относились и представительские автомобили, должны были изменить свой облик, стать более современными и «обращёнными к народу».

«Чайка» на улицах Москвы вызывала неподдельный интерес и восхищение, особенно на фоне устаревших ЗиС-110.

Соперничество с Москвой и мировая слава

Разработка «Чайки» проходила в условиях жёсткой конкуренции с московским ЗиЛом, который создавал свой автомобиль высшего класса — будущий ЗИЛ-111. Между заводами развернулась негласная гонка за право первым представить новинку. Горьковчане вырвались вперёд, и в 1958 году «Чайка» вместе с прототипом ЗИЛ-111 стала звездой советского павильона на Всемирной выставке «Экспо-58» в Брюсселе, где была удостоена высшей награды — Гран-при.

«Чайка» на Всемирной выставке «Экспо-58» в Брюсселе.

Гран-при выставки, присуждённый автомобилям Горьковского автозавода.

Интересно, что существует гипотеза, согласно которой московский ЗИЛ-111 был создан на основе дизайнерских наработок горьковчан, в частности, модели Льва Еремеева. Это кажется правдоподобным, учитывая сжатые сроки, в которые московскому заводу пришлось создавать ответ «Чайке».

Трудный путь в серию и народная любовь

Несмотря на триумф, запуск в серийное производство дался нелегко. Заводу пришлось в сжатые сроки осваивать выпуск множества сложных узлов и агрегатов, некоторые из которых, как лента для гидротрансформатора, были уникальными для всей страны. Двигатель V8 для первых «Чаек» собирался на сверхсекретном производстве ГАЗа, где обычно работали над оборонными заказами.

Однако все трудности были преодолены. Хотя формально ЗИЛ начал сборку своих машин раньше, именно «Чайка» стала по-настоящему массовым (по меркам своего класса) автомобилем. За годы производства было выпущено 3179 «Чаек» против 112 ЗИЛ-111, что сделало горьковский автомобиль гораздо более узнаваемым и любимым в народе.

«Чайка» на дипломатической службе: визит Леонида Брежнева в Венгрию в 1967 году.

Автомобиль служил для партийных руководителей, сопровождал высоких зарубежных гостей, снимался в кино и стал неотъемлемой частью советской визуальной культуры. Его узнаваемый силуэт, напоминающий американские автомобили тех лет, но обладающий собственным характером, навсегда остался в памяти как символ целой эпохи — эпохи больших надежд, технологических амбиций и социальных контрастов.

Даже спустя десятилетия «Чайка» остаётся иконой стиля, как на этой рекламной фотосессии 2007 года.

«Чайка» на ВДНХ — навсегда в народной памяти как один из главных символов советского автопрома.

Источник

АвтоСССРЛиннопост 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома.