В российской автомобильной промышленности наблюдается парадоксальная ситуация: в стране остаётся множество законсервированных или недозагруженных сборочных предприятий, которые при определённых инвестициях и переналадке могли бы возобновить выпуск автомобилей. Однако вместо того, чтобы реанимировать эти готовые производственные площадки, инициативы часто направлены на создание новых проектов с нуля. Портал «АвтоВзгляд» попытался разобраться в логике, стоящей за такими управленческими решениями.
Бездействующие гиганты
Наглядными примерами служат судьбы крупных заводов. Пока петербургское предприятие Hyundai ищет нового партнёра для выпуска либо китайских, либо японских машин, бывшие заводы Nissan и General Motors, переданные тому же Hyundai, остаются без работы. Переговоры АВТОВАЗа с китайской FAW о запуске производства на площадке экс-Nissan снова зашли в тупик, а мощности компании JEM по-прежнему законсервированы.
Неопределённость в ключевых кластерах
Ситуация в калужском автомобильном кластере также далека от ясности. Хотя формально дано разрешение на возобновление работы, даже на государственном уровне, судя по всему, нет окончательного понимания, какие именно модели и бренды будут здесь производиться. Аналогичные вопросы витают и вокруг бывшего завода Mercedes-Benz в подмосковном Солнечногорске. Это лишь верхушка айсберга — количество простаивающих предприятий в отрасли значительно больше, чем принято считать.
Перепрофилирование вместо производства
Часто судьба автозаводов решается не в пользу автомобилестроения. Так, черкесский «Дервейс» и Михайловский «Ставопольское авто», где ранее собирали китайские машины, изначально планировали передать новым восточным партнёрам, а в итоге рассматривают варианты их превращения в индустриальные парки. Завод ТагАЗ и вовсе решили переориентировать на выпуск сельскохозяйственной и зерноперерабатывающей техники, что, впрочем, выглядит логичным шагом в текущих экономических условиях.
Обещания возродить легковое автомобилестроение на Брянском автозаводе (БАЗ) пока так и остались обещаниями. Анонсированный «антисанкционный» автомобиль не вышел за рамки презентационных роликов. Зато предприятие успешно наладило выпуск тракторов для нефтегазовой отрасли — бизнес, который в современных реалиях оказывается куда более практичным и прибыльным.
Китайские партнёры: слова и дела
Стоит отметить, что многие китайские автопроизводители, заявившие о планах по локализации производства в России, пока ограничились лишь декларациями о намерениях. Среди них — Hongqi, SAIC, Zotye, Changan и Chery. Последний бренд, правда, периодически появляется на различных сборочных мощностях, а Changan даже принимала российскую делегацию для обсуждения возможной локализации. Однако, за исключением калининградского «Автотора», который наладил выпуск нескольких китайских марок, массового запуска новых моделей на простаивающих заводах пока не произошло.
Обратите внимание: В Калифорнии к 2035 году запретят машины с бензиновыми и дизельными двигателями.
Тем временем потребительский интерес продолжает подогреваться новостями о строительстве совершенно новых заводов. Например, на том же БАЗе вновь пообещали открыть цех для выпуска бюджетного седана, а в Саратове малоизвестная компания «АльфаТех» анонсировала проект по производству электромобилей и сопутствующей инфраструктуры. Вопрос об их реализации остаётся открытым.
Новые проекты вместо старых мощностей
Складывается впечатление, что вместо решения проблемы загрузки существующих заводов проще объявить о старте нового проекта. Так, компания «Резинотехника» организовала в Саратовской области производство запчастей для снятых с производства Nissan, Mitsubishi и Renault. Другие небольшие компании заявляют о планах строительства заводов по выпуску тяжёлых грузовиков, например, под Новосибирском, хотя детали этих проектов остаются туманными.
Аналитики сходятся во мнении, что корень проблемы часто лежит в специфике освоения бюджетного финансирования и инвестиций. Многие потенциальные партнёры, понимая эти риски, «сходят с дистанции» ещё до начала реализации громко анонсированных стартапов. Критики отмечают, что в таких условиях бизнес зачастую ведётся не ради долгосрочного развития отрасли, а в погоне за краткосрочными финансовыми целями. В результате процесс возрождения отечественного автопрома откладывается на неопределённый срок.
Опрос
Верите ли вы в будущее электромобилей в России?
- Да.
- Нет.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Что происходит с машиностроительными предприятиями.

