Только представьте: проект Marussia Motors не развалился под тяжестью амбиций, а получил мировое признание и вдохновил других российских производителей на создание собственных спорткаров - Лада Резва Спорт, Москвич Скороход, ГАЗ-3142-ДАВИ... Или даже не так. Допустим, завтра так называемый Иран Ходро ворвется на территорию Porsche и вместо бесконтрольного троллинга вызовет удивленные и одобрительные овации. Невозможный? Но именно такой эффект произвела на публику Toyota 2000GT.
В начале шестидесятых годов японский автопром был удивительно похож на современный иранский. Молодые, малоизвестные за пределами страны компании поймали что-то «по» импортным образцам – и довольно сомнительного качества. Но вскоре ситуация стала стремительно меняться, как сейчас в Китае: автомобили совершенствовались, модельный ряд расширялся... Но как донести это до покупателей?
Ведь репутацию можно легко и просто разрушить, а вот заработать ее – настоящее испытание. Вы, конечно, можете пойти по корейскому или китайскому пути: работать терпеливо и ждать, пока люди попробуют это сделать. А можно громко заявить о себе, создав что-то необыкновенное – и намекнуть, что более простые модели не уступают. Главное, что это хотя бы в большей степени верно. Как показала история, Toyota все сделала правильно – хотя первый автомобиль Halo на самом деле создала совсем другая компания.
За проектом 2000GT стояла Yamaha
Это знакомая история, которую часто рассказывают неправильно. Говорят, что Yamaha по собственной инициативе разработала спортивное купе, попыталась продать его Nissan, но получила отказ и обратилась к Toyota с тем же предложением. Фактически работа над проектом с индексом A550X изначально велась по указанию Nissan – тем более, что у компаний был общий кредитор.
Прототип Yamaha A550X
И только после разногласий, связанных с другими вопросами (в частности, Yamaha внезапно лишилась контракта на производство кузовов для модели Silvia), от идеи пришлось отказаться. Два прототипа A550X были изготовлены и отправлены компании Nissan, а на основе этих разработок позже был создан легендарный 240Z. Третий образец остался собственностью Yamaha – именно его показали делегациям Toyota в конце 1964 года.
Датсун 240Z
Вы правы, если думаете, что это похоже на ревность и месть. С полузаконченным проектом на руках президент Yamaha Геничи Каваками отправился на конкурс своего бывшего заказчика. Но для самой Toyota все произошло в нужный момент: взявшись за разработку собственного спортивного купе топ-класса, компания поняла, что ей катастрофически не хватает опыта и навыков. И вот такой подарок судьбы. Однако надо понимать, что A550X функционировал скорее как подтверждение компетентности, чем как прототип будущей серийной модели: 2000GT создавался практически с нуля.
Конечно, специалисты Yamaha не смогли просто так выдумать все, что придумали, поэтому «ноги» 2000GT и 240Z почему-то растут из одного места. Но на самом деле эти автомобили схожи лишь общей концепцией и подходом к дизайну – с чем, кстати, связан еще один миф.
Авторство 2000GT по инерции приписывают немецкому графу Альбрехту фон Герцу, создателю шедеврального родстера BMW 507. Гёрц действительно сотрудничал с Nissan и Yamaha в качестве фрилансера и мог приложить руку к A550X, но в основном в качестве наставника: точных доказательств этому нет, но японцы определенно держали карандаши Кадзуо Кимуры и Хитоши Ханакавы. Что ж, внешний вид 2000GT — это работа Сатору Нодзаки, штатного дизайнера Toyota. А если поставить это купе рядом с 240Z, то станет понятно: Toyota выглядит гораздо изысканнее, благороднее и просто дороже, но реального сходства между двумя автомобилями ни в одной детали нет!
Тойота Спорт 800
Присмотритесь к бывшей Toyota Sports 800 – не правда ли, у этой малышки много общего с 2000GT? Что касается характерного силуэта с длинным капотом и покатой задней частью, то это просто дух времени: кто в те годы не был бы похож на Jaguar E-Type или Ferrari 250 GTO? Если бы вас вдохновили одни из самых красивых автомобилей в истории!
Кстати, техническая часть не обошлась без вдохновения. Инженеры Yamaha были конечно хорошие ребята и уже строили хорошие гоночные мотоциклы, но для пущей уверенности Toyota привезла и подарила им лучшие образцы иностранных спорткаров, которые раздирали на части - вышеупомянутый Jaguar, а вместе с ним и Porsche 911, MG B, Triumph. TR2 и Лотус Элан.
И здесь нет смысла отрицать очевидное: Х-образная хребтовая рама с независимой двухрычажной подвеской всех колес оказалась практически такой же, как у Lotus. Японцы просто масштабировали дизайн (колесная база 2000GT почти на 20 см длиннее, чем у Elan) и использовали более толстый металл. Для большей надежности.
Toyota 2000GT не была быстрейшей в мире, но заставила Porsche напрячься
Как известно, скопировать чьи-то идеи – это только полдела; вы также должны заставить их работать. Так что шасси, построенное по одному из лучших западных образцов, ничуть не умаляет преимуществ Toyota и Yamaha. А в остальном японцы по-прежнему проявляли независимость.
Обратите внимание: Обзор Toyota Sequoia .
Например, двухлитровая рядная шестерка перекочевала под капот 2000GT от модели Crown – правда, после приличного подъема.Используя новую двухраспредваловую головку блока цилиндров и три карбюратора Mikuni-Solex, инженеры Yamaha увеличили мощность со 115 до 150 лошадиных сил. Не рекорд для тех лет, но весьма достойный – ведь в 1967 году, когда началось серийное производство, самый мощный Porsche 911 имел всего на 10 лошадиных сил больше. Супер-Тойота разгонялась до первой сотни всего за 10 с лишним секунд (благодаря скромному весу в 1120 кг) и разгонялась до 220 км/ч – так же, как Porsche 911 S.
Добавьте к этому дифференциал повышенного трения на задней оси, дисковые тормоза на всех колесах, реечное рулевое управление и отличную аэродинамику – и вы получите машину, которая была не хуже иностранных конкурентов, по крайней мере, в теории. И практично тоже.
Гоночные версии, облегченные до 850 кг и увеличенные до более чем 210 лошадиных сил, мгновенно стали непобедимой силой на японских соревнованиях – а затем даже вышли на старт американской гоночной серии SCCA, а их подготовку к США проводил никто иной чем Кэрролл Шелби! По итогам сезона 1968 года «Тойота» все же проиграла двум заводским «Порше» (и только им) – но для немцев это было своего рода престижной целью.
Еще в 1966 году предсерийный и специально подготовленный 2000GT продержался на трассе Yatabe Speedway 72 часа подряд, установив колоссальные 16 рекордов, 13 из которых получили мировой статус от FIA. Самым заметным достижением является средняя скорость более 200 км/ч за все три дня. Сюда входит дозаправка, смена пилотов, техническое обслуживание и даже ливень, разразившийся в середине гонки! Руководство Porsche было не на шутку взволновано такой новостью и запустило гоночный проект 911 R – а год спустя в Монце эта версия легко переписала себе большую часть рекордов. Но сам факт!
Белый автомобиль из коллекции французского музея классических автомобилей Degeneve был продан на аукционе RM Sotheby's в Париже за 623 750 евро. Цена довольно низкая для 2023 года.
О Тойоте 2000GT говорили во всем мире
Гонки гонками, но мировую известность этой машине принес кинематограф. В 1966 году продюсеры Бонда Альберт Брокколи и Гарри Зальцман решили, что следующая часть будет основана на романе «Живешь только дважды», то есть действие фильма будет происходить в Японии. Ровно в это же время в Британию дошли новости о странном прототипе Toyota, дебютировавшем осенью 1965 года на Токийском автосалоне. Да-да, первая публикация в журнале «Бил» появилась всего через несколько месяцев после выставки – таков был мир без Интернета.
Лучшего местного варианта Aston Martin представить было невозможно – но маркетологи Toyota с радостью предоставили создателям фильма два предсерийных образца. Но уже во время съемок случился конфуз: при росте 188 сантиметров Шон Коннери не влез в маленькую комнату, предназначенную для простых японцев! И невозможно было закрепить камеру для съемки некоторых ракурсов.
Шон Коннери прыгает в родстер в аэропорту.
Но облажаться было уже поздно, поэтому всего за две недели, работая почти без сна, мастера Тойоты превратили оба купе в родстеры. Вернее, в их правдоподобном подражании: кабриолета не было, а его присутствие изображало фальшивый чехол за сиденьями. Боковые стекла были неклассными, а переднее стекло в угоду кинематографистам убрали. Но согласитесь: в кадре эта машина выглядела потрясающе!
Захватывающая сцена погони на родстере 2000GT. Фотография шпионского спорткара удалась на 100%: обратите внимание на бортовую систему связи с цветным экраном Sony!
Мировая премьера родстера состоялась 13 июня 1967 года, а уже 6 октября машина агента 007 блистала на Женевском автосалоне, ничуть не потерявшись на фоне таких звезд, как Lamborghini Marzal, Jensen Interceptor и «Пагода». Mercedes-Benz 250 SL. Счет возгласов "Вот бы такой!" пошел на сотни и тысячи, но воплотить мечту в реальность помешали два фактора. Во-первых, заводских родстеров Toyota 2000GT никогда не существовало - все ограничивалось два кинопримера.А во-вторых, серийное купе показало себя невероятно дорогим.
Toyota 2000GT — одна из самых редких моделей за всю историю марки
На рынке США за эту Тойоту просили $6800 – то есть она оказалась дороже Porsche и Jaguar! Дело не в том, что японцы оторвались от реальности и повесили на ровном месте астрономический ценник: наоборот, они продавали машины даже в убыток. Ведь каждая деталь собиралась вручную на заводе Yamaha, а качество изготовления и отделки было поистине исключительным.
Этот экземпляр с левым рулем 1967 года, один из 62, представленных на рынке США, был продан на аукционе RM Sotheby's в 2020 году за 912 500 долларов.
Только посмотрите на треугольник на передней панели – это не шпон, а цельная пластина толщиной шесть миллиметров, изготовленная теми же людьми, которые делают фортепиано Yamaha! Великолепную магнитолу с автоматической настройкой, наверное, даже упоминать не нужно – но кондиционера в машине не было до самой последней серии, вышедшей в 1969 году.
Хотелось бы сказать, что это и стало причиной крайне слабых продаж на рынке США, но нет – здесь все было связано. Тойотой восхищались и восхищались, но отдать свои кровные деньги мало кто решался: термин «японский автомобиль» тогда звучал уничижительно, помните? Но если бы богатеи того времени знали об инвестиционном потенциале 2000GT, тираж вряд ли остановился бы на мизерной цифре в 351 экземпляр с учетом прототипов и спортивных версий.
Сегодня аукционная цена Toyota 2000GT стабильно превышает миллион долларов, а тот же гоночный экземпляр Кэрролла Шелби в прошлом году продан за 2,53 миллиона! Проще говоря, сегодня 2000GT — это не только самая дорогая Toyota, но и вообще самая дорогая азиатская машина.
В марте 2022 года этот 2000GT был продан на аукционе Gooding & Company за $2 535 000. Он стал первым японским автомобилем, преодолевшим на аукционе отметку в 2 миллиона долларов — с большим отрывом! — и при этом стал самым дорогим автомобилем из Японии в истории.
А что касается производственных показателей... Уже в нынешнем тысячелетии Lexus LFA пошел по тому же пути: невероятный атмосферный V10, опять же сделанный с помощью Yamaha, невероятный уровень инженерной мысли, мгновенный культовый статус - и всего 500 экземпляров построены экземпляры, некоторые из которых не смогли найти владельцев даже через несколько лет после выпуска. Видимо, это особый путь Toyota: любой ценой доказать свою исключительность. Скажем спасибо японцам, что они могут себе это позволить хотя бы раз в полвека – и надеемся, что успеем увидеть попытку номер три.
Источник
АвтомобильToyotaВидеоYouTubeДлинный пост 0Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Самый дорогой автомобиль Японии: история Toyota 2000GT.