Долговечность под вопросом: российский контекст
В России средний возраст автомобиля составляет около 15 лет. За это время машина обычно подвергается коррозии, многократному ремонту и переделкам, но продолжает исправно служить. Однако это характерно для привычных нам марок. Возникает закономерный вопрос: способны ли автомобили из Китая продемонстрировать такую же долговечность и лояльность к владельцу? Каков их реальный срок службы и есть ли у них будущее на нашем рынке? Ответы на эти вопросы поможет найти практический пример — минивэн GAC GN8, прошедший в пресс-парке рекордные 86 000 км. Для тестового автомобиля это огромный, почти «фатальный» пробег, который многое говорит о реальной эксплуатации.
Рынок и восприятие: почему китайские авто копятся на складах?
К концу 2023 года на складах дилеров скопилось более 170 тысяч новых китайских автомобилей. Это не показатель перепроизводства, ведь российский рынок далек от насыщения. Скорее, это сигнал о настороженности покупателей. Российские автолюбители либо считают китайские модели слишком дорогими, либо сомневаются в их надежности и долгосрочной перспективе. В России автомобиль — это серьезная семейная инвестиция на много лет, особенно в условиях, когда даже самая доступная LADA приближается к стоимости в миллион рублей, а средняя цена новой машины составляет около трех миллионов. В такой ситуации вопрос «как поведет себя автомобиль через несколько лет?» становится ключевым.
Сколько людей готовы платить большие деньги только за внешний вид? Какие китайские модели уже заслужили доверие? А может, проще вложить те же четыре миллиона в подержанный Mitsubishi Pajero, привезенный по параллельному импорту? С ним хотя бы все понятно — он уверенно приближается к своему 15-летию, и его поведение предсказуемо.
Проблема в том, что у нас пока нет достаточного долгосрочного опыта эксплуатации и ремонта китайских автомобилей. Неясно, какое обслуживание им потребуется через 100 или 150 тысяч километров. Эта неопределенность касается не только обычных водителей, но и специалистов. Поэтому возможность изучить GAC GN8 с таким солидным пробегом — уникальный шанс.
Испытание пробегом: что показал осмотр GAC GN8?
Перед нами минивэн GAC GN8 — когда-то роскошная и хорошо оснащенная модель, во многом копирующая японские аналоги. Нас интересуют не технические характеристики, а последствия интенсивной эксплуатации. Конкретный экземпляр имеет 2-литровый турбомотор, автоматическую коробку передач, полный привод и пробег около 90 000 км.
Внешний вид и кузов
За два года активной журналистской эксплуатации автомобиль потерял лоск. Пластиковые накладки повреждены, есть потертости, сколы и царапины. Для тестовой машины такой пробег эквивалентен 300-350 тысячам км в обычных условиях. Однако самое удивительное — полное отсутствие коррозии на кузове. Ни одного рыжего пятна! Для сравнения, многие японские автомобили к такому возрасту уже начинают ржаветь.
Салон и интерьер
Дизайн салона напоминает старые модели Toyota — практичный и понятный. Приборная панель логично организована, руль удобный. Интересно, что рулевое колесо изношено несильно, в отличие от, например, Toyota Camry, которая при таком пробеге часто имеет залоснившиеся участки.
А вот сиденья пострадали значительно. Искусственная кожа на водительском и особенно на роскошных креслах второго ряда потрескалась и протерлась. Светлый ковер превратился в серую ткань, на пластике много царапин. Автомобиль явно повидал многое, но он остается на ходу и сохраняет презентабельный вид. Большинство косметических проблем можно решить детальной химчисткой. Однако качество пластика вызывает вопросы — он хрупкий и легко царапается.
Обратите внимание: Легенда советского автопрома Днепр МТ11.
Главная проблема: электроника
Основные сложности связаны с электронными системами. Автомобиль периодически выдает множество ошибок, некоторые из которых серьезны. Например, пришлось долго возиться с датчиками давления в шинах, промывать и перенастраивать прибор. Постоянно горит индикатор неисправности адаптивного круиз-контроля и систем активной безопасности — проблема, вероятно, в центральном блоке, замена которого может быть очень дорогой (для сравнения, аналогичный блок для Mitsubishi Pajero Sport сейчас стоит около 450 000 рублей). Задняя камера уже не работает, а система кругового обора включает изображение лишь время от времени. Мультимедийная система иногда «зависает», а после сильной тряски требуется переподключать Apple CarPlay. Мелочи, но неприятные.
Ходовая часть и днище: неожиданно хорошо
Состояние подвески и днища стало приятным сюрпризом. На подъемнике выяснилось, что все узлы подвески — оригинальные, болты не тронуты ключом. Двигатель и коробка передач абсолютно сухие, без подтеков. Амортизаторы в хорошем состоянии, сайлентблоки не потрескались. Днище автомобиля, несмотря на два года эксплуатации в Москве с ее реагентами и солью, не имеет следов коррозии. Этот факт может вызвать зависть у владельцев даже некоторых японских моделей, которые не всегда могут похвастаться такой стойкостью.
Выводы и ключевые вопросы для будущего
На основе увиденного и услышанного от механиков можно сделать несколько выводов.
- Не все китайские автомобили одинаковы. Объединяет их только страна производства, но по качеству и надежности они могут сильно различаться — так же, как различаются, например, Lada и Aurus внутри России.
- Главная проблема — электроника. Трудности возникают не с ходовой частью или двигателем, а со сложными электронными системами. Их диагностика и ремонт — самые дорогие и сложные процедуры для любого современного автомобиля.
- В России пока нет достаточного количества специалистов, способных быстро и квалифицированно решать проблемы с китайскими автомобилями. Проблемы есть, а экспертов — мало.
Учитывая высокую скорость обновления модельного ряда у китайских производителей (новые модели появляются каждый год, а старые быстро снимаются с производства или переименовываются), обслуживание такого автомобиля через несколько лет может стать серьезной головной болью. Самостоятельный поиск запчастей и расходников — задача не из легких.
Таким образом, ключевой вопрос для потенциального покупателя китайского автомобиля звучит так: не «проедет ли он 200 000 км?», а «можно ли будет его качественно отремонтировать через 2-3 года? А через 5 лет?». Пока у российского рынка нет однозначного ответа на этот вопрос. А что думаете вы?
Опрос
Верите ли вы в будущее электромобилей в России?
- Да.
- Нет.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Гримасы автопрома КНР.














