Москвич-412: неизвестные страницы истории советского автомобиля

Двигатель, вдохновленный немецкими технологиями, герой международных ралли, уникальные модификации из Англии и Финляндии и даже эксперименты по тюнингу от компании Porsche. Это лишь часть удивительной истории «Москвича-412» — модели, которая сыграла важную роль в советском автопроме, несмотря на то, что сегодня о ней помнят не все.

Долгий путь от инновации до символа эпохи

«Москвич-412» — автомобиль с необычайно долгой производственной судьбой. Его выпуск начался в Москве в 1967 году, а завершился лишь в 1999-м в Ижевске. За эти три десятилетия машина, которая изначально считалась современной и даже передовой для своего времени, постепенно превратилась в символ уходящей эпохи. Однако за долгие годы у этой модели были не только периоды забвения, но и яркие, малоизвестные страницы успеха.

Двигатель: спор о наследии BMW

Один из самых горячих споров вокруг «Москвича-412» касается происхождения его двигателя. Ветераны завода всегда настаивали на самостоятельной разработке, в то время как в интернет-среде часто звучат обвинения в прямом копировании немецких аналогов. Истина, как это часто бывает, лежит где-то посередине, но с важными нюансами.

При создании верхнеклапанного мотора для «412-го» советские инженеры действительно детально изучали передовые на тот момент двигатели западногерманской компании BMW — модели М15 и М10. Внешнее сходство между агрегатами очевидно.

На схеме показан разрез двигателя «Москвича-412»: 1 — клапанная крышка; 2 — ось коромысла; 3 – крышка маслозаливной горловины; 4 – распределительный вал; 5 – патрубок системы вентиляции картера; 6 — кран забора охлаждающей жидкости в теплообменник отопителя; 7 – карбюратор; 8-входной патрубок; 9 – блок цилиндров; 10 — направляющая трубка указателя уровня масла; 11 и 15 — кронштейн передней опоры силового агрегата; 12 и 16 — передняя опорная площадка силового агрегата; 13 — патрубок, соединяющий маслоприемник с насосом; 14 — масляный картер (поддон); 17 — выпускной трубопровод; 18 — головка блока цилиндров.

Однако принципиальных отличий от немецкого прототипа было не меньше, чем сходств. Немецкий мотор имел чугунный блок, иную форму камеры сгорания и совершенно другую компоновку навесного оборудования. Ключевым советским решением стало использование алюминиевого блока со съемными гильзами, что значительно упрощало ремонт в условиях СССР.

При рабочем объеме 1,5 литра этот двигатель развивал 75 л.с. при 5800 об/мин. Для конца 1960-х годов в СССР это был выдающийся показатель. Для сравнения, аналогичную мощность выдавал 2,5-литровый мотор «Волги» ГАЗ-21. Даже спустя два десятилетия такие характеристики с такого объема считались вполне достойными.

Эволюция внешности: от круглых фар к прямоугольным

Для многих «Москвич-412» прочно ассоциируется с прямоугольными фарами, которые, кстати, были первыми в СССР. Однако изначально, при запуске в конце 1967 года, внешне он почти не отличался от предшественника «Москвича-408» (выпускался с 1964 года) и был, по сути, его глубокой модернизацией.

Модель 412 представляла собой комбинацию уже освоенного кузова от «408-го» и нового, более мощного двигателя. Вместе с силовым агрегатом появилась и модернизированная тормозная система с гидровакуумным усилителем.

Ранний унифицированный кузов Москвич-408 и 412

Первые серийные «Москвичи» 408 и 412 оснащались двумя большими круглыми фарами. Некоторые экспортные версии, следуя моде конца 1960-х, получали четыре круглые фары. Кардинальные изменения во внешности произошли в 1970 году в ходе рестайлинга. Именно тогда появились знаменитые прямоугольные фары, горизонтальные задние фонари, измененная крышка багажника и обновленный интерьер. При этом внешние различия между базовой «408-й» и более мощной «412-й» моделями по-прежнему оставались минимальными.

Спортивная слава: раллийный марафонец

Мощный двигатель «412-го» впервые позволил советским спортсменам на равных конкурировать с зарубежными гонщиками на международных соревнованиях.

Международный дебют «Москвича-412» состоялся в 1968 году в знаменитом ралли-марафоне Лондон-Сидней. Из 99 стартовавших экипажей до финиша не добрались 43, а все четыре советских «Москвича» успешно завершили гонку. Лучший советский экипаж Сергея Тенишева и Валентина Кислых занял 20-е место в общем зачете, что было отличным результатом, учитывая более мощных конкурентов и отсутствие полноценной сервисной поддержки. Успехи продолжились в марафоне Лондон-Мехико (1970) и в многодневном ралли «Тур Европы».

«Москвич-412» на ралли в рамках ралли «Тур Европы»

Любопытный эпизод произошел в 1971 году, когда бельгийский дилер выставил два «Москвича-412» на 24-часовую гонку в Спа — аналог знаменитых «24 часов Ле-Мана». В том году до финиша добрались лишь 19 автомобилей.

Обратите внимание: Простоял 29 лет в гараже: В Украине обнаружили идеальную версию Москвича-2141..

«Москвичи» финишировали на 16-м и 17-м местах. Главной же задачей было продемонстрировать надежность автомобиля, и с ней команда справилась.

Двигатель «412-го» обладал большим потенциалом для форсирования. Его рабочий объем увеличивали до 2 литров, а для кольцевых гонок создавали версии с двумя распредвалами, которые развивали мощность до 130 л.с., правда, ценой небольшого ресурса.

Экспортный успех и зарубежные модификации

Сегодня сложно представить, но в конце 1960-х — начале 1970-х годов АЗЛК экспортировал до 60% своей продукции. Помимо стран соцлагеря, «Москвичи» поставлялись в Бельгию, Финляндию, Скандинавию и даже в Великобританию, для которой выпускались праворульные версии седана, универсала и фургона.

В первой половине 1970-х в Великобритании ежегодно продавалось около 3,5 тысяч «Москвичей-412». К 1975 году продажи выросли в десять раз, но затем резко остановились. Британские автомобильные журналисты хвалили машину за отличную динамику и подвеску, но критиковали неудобное переключение передач и одноконтурные барабанные тормоза.

Британский ассортимент автомобилей «Москвич», включая пикап местного производства

Интересно, что за рубежом создавали собственные модификации модели, которых не было в СССР. Например, официально завод никогда не выпускал пикапы. В Британии такую версию сделали самостоятельно на базе фургона «Москвич-434».

Финский «Москвич» — трёхдверный универсал

Финны также создали уникальную грузопассажирскую модификацию, превратив фургон в трехдверный универсал путем вставки боковых стекол. Это было связано с особенностями местного налогообложения, и такие машины продавались параллельно с обычными пятидверными универсалами.

Эксперименты по модернизации: от Финляндии до Porsche

В первой половине 1970-х финский экспортер «Конела», пытаясь оживить падающий спрос, предложил свой вариант модернизации «412-го». На автомобиль установили дверные ручки от «Жигулей», перенесли горловину бензобака из-под капота в заднее крыло и обновили интерьер.

Конеловский вариант модернизации Москвич-412, 1974 год.

Примерно в то же время к модернизации «Москвича-412» приложила руку и компания Porsche, активно искавшая возможности сотрудничества с советским автопромом. Немецкие инженеры подошли к делу менее радикально: они добавили черную решетку радиатора, декоративные молдинги на дверях и передние сиденья с подголовниками. Однако эти проекты уже не успели повлиять на судьбу модели, так как в Москве готовился к выпуску новый «Москвич-2140».

Модернизированный Москвич-412 от Porsche

Три завода и миллионы экземпляров

«Москвич-412» уникален еще и тем, что выпускался на трех разных заводах. Помимо московского АЗЛК, в конце 1960-х производство было налажено в Ижевске, где позже появились собственные модификации: хэтчбек ИЖ-2125 «Комби», фургон ИЖ-2715 и пикап на его базе.

Выпуск «412-го», как и других моделей «Москвич», также был налажен в болгарском городе Ловеч для внутреннего рынка страны.

В 1976 году в Москве начался выпуск новой модели «Москвич-2140», но в Ижевске модернизированные версии старой модели (с 1982 года) сходили с конвейера вплоть до 1997 года, став к тому времени настоящими автомобильными долгожителями. Всего было выпущено около 2,3 миллиона экземпляров «Москвича-412».

Источник

АвтоСССРЛиннопост 6

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412».