Двигатель, «украденный» у BMW, герой раллийного марафона, грузовики из Англии и Финляндии и даже тюнинг от Porsche. Неизвестные и удивительные факты о не самой известной, но важной для СССР модели.
«Москвич-412» прожил долгую и вообще слишком долгую жизнь. Производство началось в Москве в 1967 году, а завершилось в 1999 году в Ижевске. За эти десятилетия современный и даже продвинутый автомобиль начала 1970-х годов превратился в машину старика и даже в своеобразный символ застоя. Но за свою долгую жизнь у этой модели были не только падения, но и чудесные взлеты, связанные, в том числе, с малоизвестными биографическими событиями.
BMW? НЕ БМВ?
Ветераны завода всегда категорически отрицали, что двигатель «Москвича-412» был скопирован с двигателя BMW. Современные интернет-эксперты повторяют это как мантру. Истина, как всегда, посередине. И как ни странно с уклоном в сторону ветеранской справедливости.
Верхнеклапанный двигатель «Москвича-412» на самом деле был разработан после тщательного изучения западногерманских двигателей BMW М15 и М10 — на тот момент едва ли не лучших в своем классе. Внешне устройства очень похожи.
Разрез двигателя модели 412: 1 — клапанная крышка; 2 — ось коромысла; 3 – крышка маслозаливной горловины; 4 – распределительный вал; 5 – патрубок системы вентиляции картера; 6 — кран забора охлаждающей жидкости в теплообменник отопителя кузова; 7 – карбюратор; 8-входной патрубок; 9 – блок цилиндров; 10 — направляющая трубка указателя уровня масла; 11 и 15 — кронштейн передней опоры силового агрегата; 12 и 16 — передняя опорная площадка силового агрегата; 13 — патрубок, соединяющий маслоприемник с насосом; 14 — масляный картер (поддон); 17 — выпускной трубопровод; 18 — головка блока цилиндров.
Но различий, в том числе и очень серьезных – принципиальных, между советским агрегатом и БМВ не меньше, чем сходств. Немецкий двигатель с чугунным блоком, другой камерой сгорания и совершенно другим расположением навесного оборудования. Съемные втулки в алюминиевом блоке «Москвича» облегчали ремонт агрегата, что было особенно важно для СССР.
При рабочем объеме 1,5 литра советский двигатель развивал мощность 75 л.с при 5800 об/мин. Для СССР конца 1960-х годов, когда на конвейер вышел «412», это был беспрецедентный показатель. Ведь такую же мощность двигатель 21-й «Волги» выдавал при объеме 2,5 литра. А 75 лошадиных сил с 1,5 литрами даже спустя двадцать лет по-прежнему считались вполне приличными характеристиками.
СКОЛЬКО ФАР У МОСКВИЧА»?
У многих именно 412-й Москвич ассоциировался с прямоугольными фарами. Кстати, тоже первый в СССР. Но внешне 412-й, официально вышедший на конвейер в конце 1967 года, всегда отличался от Москвича-408, производство которого началось в 1964 году, лишь мелкими декоративными деталями.
Ведь модель 412 представляет собой комбинацию уже бывшего в употреблении кузова 408 и нового двигателя. Кстати, есть и модернизированные тормоза с гидровакуумным усилителем, появившиеся вместе с 75-сильным двигателем.
Ранний унифицированный кузов Москвич-408 и 412
Первые стандартные модели Москвича 408 и 412 имели две большие круглые фары. Некоторые экспортные машины были оснащены четырьмя патронами, в соответствии с модой конца 1960-х годов. А в 1970 году провели, как сейчас сказали бы, рестайлинг. Затем появились прямоугольные фары, горизонтальные задние фонари, измененная крышка багажника и детали интерьера. И как и раньше, внешне 408 и 412 отличались только декором.
«МОСКВИЧ» НА 130 СИЛ!
Мощный двигатель модели 412 впервые позволил советским спортсменам более или менее серьезно конкурировать с западными велосипедистами на международных соревнованиях.
Международный дебют Москвича-412 состоялся в 1968 году на ралли-марафоне Лондон-Сидней. Из 99 стартовавших автомобилей не финишировали 43, а из 56 финишировавших оказались все четыре «Москвича». И хотя лучший советский экипаж Сергей Тенишев – Валентин Кислых занял в общем зачете лишь 20-е место, это было совсем неплохо. Ведь машины конкурентов обычно были мощнее, а о сервисных службах, работающих с иностранными экипажами, наши велосипедисты могли только мечтать. Через два года советские экипажи на «Москвиче» очень хорошо выступили в марафоне Лондон-Мехико. Затем – в многодневном ралли «Тур Европы».
«Москвич-412» на ралли в рамках ралли «Тур Европы»
Интересный эпизод произошел в 1971 году, когда бельгийский дилер «Скальдия-Волга» выставил два «Москвича-412» на 24-часовую гонку в СПА – аналог знаменитой французской гонки Ле-Ман. В том году в SPA финишировало всего 19 автомобилей.
Обратите внимание: Простоял 29 лет в гараже: В Украине обнаружили идеальную версию Москвича-2141..
«Москвичи» находятся на 16 и 17 местах. Но самым важным для гонщиков и, конечно же, для дилера, было показать надежность «Москвича». Что в целом и произошло.Двигатель «Москвича-412» обладал огромным форсирующим потенциалом. В том числе за счет увеличения рабочего объема до 2 литров. А для гонок сделали моторы с двумя распредвалами. Этот двигатель в версии для кольцевых гонок развивал мощность до 130 л.с.! Правда, конечно, с небольшим ресурсом.
СДЕЛАНО В Великобритании... И ФИНЛЯНДИИ
Сейчас трудно представить, что в конце 1960-х — начале 1970-х годов АЗЛК экспортировал до 60% своей продукции. Причем, помимо социалистических стран, машины отправились в Бельгию, Финляндию, Скандинавию и даже в Великобританию. Также производились праворульные модификации седана, универсала и фургона.
В первой половине 1970-х годов в избалованной разнообразием автомобилей Великобритании продавалось около трёх с половиной тысяч «412 Москвичей» в год. И действительно, к 1975 году продажи выросли в десять раз. А потом остановились.
Британский ассортимент автомобилей «Москвич», включая пикап местного производства
Взыскательные британские журналисты высоко оценили прекрасную динамику и хорошую подвеску «Москвича», но категорически раскритиковали привод коробки передач и одноконтурные барабанные тормоза.
Интересно, что за рубежом даже производили свои модификации «Москвича». Например, сам завод никогда не производил коммерческие пикапы. Подобные модификации строились в СССР из списанных машин небольшими сторонними предприятиями, в основном ремонтными заводами.
Когда в начале 1970-х британцам понадобилась такая модификация, они сделали ее сами из фургона «Москвич-434».
Финский «Москвич» — трёхдверный универсал
Финны также построили свою оригинальную грузопассажирскую версию. В фургоны 433-434 вставили боковые стекла, а машину превратили в трехдверный универсал. Такое отношение было связано с особенностями финского налогообложения. Такие универсалы продавались параллельно с обычными пятидверками.
РОСКОШНЫЙ «МОСКВИЧ» ИЗ ФИНЛЯНДИИ И ДАЖЕ ОТ PORSCHE
В первой половине 1970-х годов крупный финский экспортер Конела предложил свое видение модернизации Москвича-412. Ведь спрос на модель уже падал. На 412-м установили дверные ручки от «Жигулей», а горловину бензобака перенесли из-под щитка под крышку багажника в сторону. Также мы немного поработали над интерьером.
Конеловский вариант модернизации Москвич-412, 1974 год.
Примерно в это же время «Москвич-412» взял на себя даже «Порше», который пытался активно сотрудничать с советским автопромом. Подход немцев был менее радикальным. В частности, в соответствии с модой тех лет появились черная решетка радиатора и молдинг, различные молдинги дверей и передние сиденья с подголовниками. Но «Москвич-2140» уже ехал в Москву.
Модернизированный Москвич-412 от Porsche
УМНОЖИТЕ НА ТРИ
Москвич-412 интересен еще и тем, что выпускался на трех заводах. Еще в конце 1960-х годов производство было налажено в Ижевске. Они выпускали несколько упрощенные версии седанов. Но вскоре наладили производство собственных модификаций: хэтчбека ИЖ-2125 Комби, фургона «каблучка» ИЖ-2715 и объединенного с ним пикапа.
Производство 412, как и других автомобилей «Москвич» от 408 до модели 2141, также осуществлялось в Болгарии, в Ловече. Автомобили там делались, естественно, для внутреннего рынка.
В 1976 году в Москве началось производство Москвича-2140. А вот в Ижевске модернизированные в 1982 году автомобили выпускали аж до 1997 года, когда машина уже была похожа на динозавра. Всего было выпущено около 2,3 миллиона Москвич-412».
Источник
АвтоСССРЛиннопост 6Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412».