Кризис на авторынке: переполненные склады, недоступные кредиты и необходимость госрегулирования

Точка насыщения: покупательская способность исчерпана

Финал 2023 года стал переломным моментом для российского автопрома, продемонстрировав предельную усталость потребителей. Граждане страны физически и финансово больше не могут приобретать новые автомобили по завышенным ценам. Наиболее яркий индикатор кризиса — переполненные дилерские центры, где, по экспертным оценкам, скопилось свыше 170 тысяч непроданных легковых машин и около 18 тысяч грузовиков, в основном китайского производства. Даже агрессивные скидочные кампании и специальные программы не смогли стимулировать спрос, а попытки экспорта этих излишков на восточные рынки не увенчались успехом.

Кредитный паралич и мрачные прогнозы

Ситуацию усугубляет кризис на рынке автокредитования. Банки существенно ужесточили требования к заёмщикам, в результате чего резко упал процент одобренных заявок. Многие россияне, уже получившие предварительное одобрение, отказываются от оформления ссуд из-за неподъёмных процентных ставок и общей дороговизны обслуживания долга. Если текущие тенденции сохранятся, то 2024 год грозит авторынку как минимум стагнацией, а как максимум — глубоким спадом. Единственным спасением от такого сценария может стать быстрое и решительное вмешательство государства.

Корень проблемы: не только сборы и ЦБ

Причины кризиса комплексные. Помимо известных факторов, таких как политика Центробанка и высокий утилизационный сбор, свою негативную роль продолжает играть маржинальная политика самих дилеров. Многие из них до сих пор не готовы отказаться от привычных наценок, несмотря на падение спроса. Отдельные производители пытаются обойти эту проблему, запуская продажи без дилерской наценки через онлайн-площадки, но эти точечные меры не способны переломить общую негативную динамику.

Обратите внимание: Лучшие внедорожнике на вторичном авторынке РФ в 2020 году..

Требуются системные и куда более радикальные решения на государственном уровне.

Ближайшие перспективы: затишье перед бурей?

Продажи в первые месяцы 2024 года, скорее всего, не покажут роста. Эксперты полагают, что в январе-феврале резкого подорожания машин также не произойдёт. Цены могут даже временно стабилизироваться по нескольким причинам: рынок достиг ценового потолка, дилерам необходимо расчистить переполненные склады, а также отсутствуют явные макроэкономические предпосылки для роста (производители и продавцы выжидают, наблюдая за курсами валют). Однако даже временная стабилизация или небольшое снижение цен вряд ли спровоцируют массовый ажиотаж — доверие и возможности покупателей подорваны.

Время для жёсткой руки государства

Отечественный авторынок подошёл к критической черте, требующей прямого государственного регулирования, аналогичного недавним мерам по борьбе с дефицитом и ростом цен на яйца. Тогда правительство проявило политическую волю, и проблема, хоть и с запозданием, была решена. Всё указывает на то, что в автомобильную отрасль также должна прийти «жёсткая рука» государства для установления ценового контроля и стимулирования спроса. Предпосылки для такого вмешательства уже очевидны. Более детальный анализ проблемы и возможных путей её решения на высшем уровне представлен в новом выпуске подкаста портала «АвтоВзгляд».

Опрос

Верите ли вы в будущее электромобилей в России?

  • Да.
  • Нет.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Сумеют ли власти остановить безудержный рост цен на авторынке.