Почему на российском рынке подержанных авто так мало китайских машин: анализ и прогнозы

В условиях санкций рынок подержанных автомобилей в России оказался более устойчивым, чем сегмент новых машин, несмотря на серьёзные потрясения, вызванные уходом западных брендов. Важным фактором стало то, что для многих россиян вторичный рынок теперь стал практически единственной возможностью приобрести автомобили европейского, японского или корейского производства. Портал «АвтоВзгляд» проанализировал динамику продаж подержанных авто за последние два года, чтобы понять текущие тенденции.

Санкционный удар и восстановление рынка

Введение ограничений со стороны недружественных стран нанесло серьёзный удар по российскому автопрому. Продажи новых автомобилей в 2022 году обрушились на 59%, упав с 1,5 млн до 626 тысяч штук. Хотя 2023 год показал рост до 1 миллиона проданных машин, ситуация далека от докризисной. Основным бенефициаром стали китайские производители, захватившие 58% рынка новых авто, в то время как доля отечественных марок составила 33%, а европейских — лишь 3%, обеспеченные в основном распродажей складских остатков.

«Вторичка» демонстрирует устойчивость

Рынок подержанных автомобилей оказался гораздо более жизнеспособным, несмотря на уход с рынка многих мировых автогигантов. Если в 2021 году, до введения санкций, в России было зарегистрировано 5,95 млн подержанных авто, то в 2022 году этот показатель снизился на 19% — до 4,86 млн единиц. Однако уже в 2023 году рынок показал уверенное восстановление, достигнув отметки в 5,6 млн перерегистраций. Фактически, вторичный рынок практически вернулся к докризисным объёмам, что открывает большие возможности для дилеров.

Эксперты отмечают значительный потенциал для роста дилерских продаж на вторичном рынке. Общий объём рынка оценивается в 6 миллионов автомобилей ежегодно, в то время как через официальных дилеров сейчас проходит лишь около 1 миллиона сделок. Это означает, что у рынка есть возможность увеличить дилерские продажи в 2-3 раза, что делает его крайне привлекательным для бизнеса.

Цены на подержанные автомобили росли практически теми же темпами, что и на новые. С начала 2021 года средневзвешенная стоимость новых машин выросла на 52%, а бывших в употреблении — на 49%. При этом ключевым преимуществом вторичного рынка остаётся сохранение широкого и разнообразного ассортимента, который был практически утрачен на рынке новых авто после ухода многих брендов.

Китайские авто на вторичном рынке: пока в тени

Несмотря на доминирование китайских брендов на рынке новых автомобилей, на вторичном рынке ситуация кардинально иная. Подержанные «китайцы» пока не нашли своего массового покупателя в России. Исследование платформы Inssmart, специализирующейся на сервисах для страховых агентов, показывает, что хотя интерес к китайским маркам вырос в два раза с 2021 по 2023 год, объём их продаж на вторичном рынке всё ещё в 8,6 раз меньше, чем у европейских аналогов.

Безусловным лидером рынка подержанных авто остаётся LADA: за 11 месяцев 2023 года было продано более 1,15 млн автомобилей этой марки. На втором месте с результатом в 623 833 проданных авто находится Toyota. Замыкают пятёрку лидеров корейские бренды Kia и Hyundai, а также Nissan. Китайские производители не входят даже в первую десятку самых популярных марок на вторичном рынке.

Обратите внимание: Грунтуем машину электрокраскопультом. ВАЗ-2115.

Аналогичная ситуация наблюдается и в рейтинге конкретных моделей. Первое место занимает Ford Focus, второе — LADA 2114, третье и четвёртое — Kia Rio и Hyundai Solaris, а пятое — Toyota Corolla. Китайские модели также отсутствуют в топ-10. Основная причина такой низкой представленности проста: до 2022 года китайские автомобили не продавались в России массово, поэтому их просто физически мало на вторичном рынке. Однако эксперты прогнозируют, что к концу 2024 года ситуация может начать меняться, и «китайцы» начнут постепенно занимать более заметную долю на вторичном рынке. Вопрос лишь в том, насколько быстро это произойдёт и будут ли эти автомобили пользоваться спросом у покупателей подержанных авто.

Мнение читателей

Верите ли вы в будущее электромобилей в России?

  • Да.
  • Нет.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Эксперты нашли объяснение низкому предложению б/у машин из КНР.