«Победа» ГАЗ-М20: оригинальная разработка или сборник заимствований?

Легендарный автомобиль ГАЗ-М20 «Победа» долгое время преподносился в советской прессе как полностью оригинальная и передовая конструкция. Действительно, для своего времени это была прогрессивная машина, однако вопрос о её полной самостоятельности остаётся открытым. В её создании явно прослеживается влияние зарубежного автопрома.

Новаторский кузов с немецкими корнями

«Победа» стала первым в СССР серийным автомобилем с несущим кузовом — очень передовым решением для середины 1940-х годов. В то время большинство машин, особенно американских, всё ещё использовали рамную конструкцию. Однако первенство в этом направлении принадлежало не СССР. Немецко-американская компания Opel ещё в 1935 году представила модель с несущим кузовом, а её Opel Kapitan 1938 года выпуска стал прямым предшественником «Победы». Советские инженеры во многом повторили силовую схему и конструктивные решения успешного немецкого седана.

Опытный, предсерийный образец ГАЗ-М20 «Победа».

Конструктивные особенности «Победы» во многом перекликаются с немецким Opel Kapitan 1938 года.

Схожесть конструкции кузова объясняет и внешнее сходство передних частей двух автомобилей, хотя у «Опеля» крылья были более выраженными. Задняя же часть «Победы» стилистически напоминала некоторые американские модели начала 1940-х, например, Nash Ambassador 1942 года. Это нельзя назвать прямой копией, скорее, творческим заимствованием актуальных дизайнерских тенденций той эпохи.

Наклонная задняя часть «Победы» перекликается с дизайном американского Nash Ambassador 1941 года.

Ходовая часть: немецкий след

Передняя подвеска «Победы» практически в точности повторяла конструкцию Opel Kapitan. Это была независимая рессорная подвеска — первая для Горьковского автозавода, где верхний рычаг одновременно служил рычагом амортизатора. Задняя же подвеска была традиционной для того времени: жёсткий мост на продольных рессорах.

Силуэт «Победы» был ультрасовременным и стал настоящей революцией для советского автопрома.

Сердце автомобиля: оригинальный, но слабый мотор

В отличие от кузова и подвески, двигатель «Победы» был оригинальной разработкой, не имевшей прямого отношения к Opel. Однако и здесь не обошлось без оговорок. Изначально для новой модели планировали использовать довоенный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11, который, в свою очередь, был адаптированной копией американского мотора Dodge D5. Но по требованию руководства страны автомобиль должен был быть более экономичным.

В сжатые сроки на базе того же блока цилиндров создали четырёхцилиндровый агрегат объёмом 2,12 литра. Его мощность в 50 л.с. была явно недостаточной для тяжёлого несущего кузова, и даже последующие доработки добавили лишь 2 лошадиные силы. Более мощная нижнеклапанная «шестёрка» ставилась лишь на небольшие партии машин ГАЗ-М20Г для спецслужб, а в массовом производстве для грузовиков она выпускалась десятилетиями.

Обратите внимание: ТОП 7 Иномарок за 150 тыс. Что купить ВМЕСТО ВАЗА?.

Интерьер: роскошь по-советски с американским акцентом

Салон «Победы» по послевоенным меркам СССР выглядел невероятно богато и современно, разительно контрастируя с аскетичным интерьером довоенной «Эмки» ГАЗ-М1. В его оформлении явно читалось американское влияние, особенно в дизайне приборной панели, которая напоминала решения, использовавшиеся на автомобилях Chevrolet начала 1940-х годов. Такие машины были знакомы советским инженерам, так как в небольшом количестве поставлялись в страну для партийных чиновников.

Приборная панель ранней «Победы».

Интерьер советского седана испытал сильное влияние американского автодизайна, в частности, моделей Chevrolet.

Заключение: прагматичный прорыв

Создавая первый послевоенный легковой автомобиль, коллектив горьковских инженеров под руководством Андрея Липгарта активно и разумно использовал передовой мировой опыт. В условиях ограниченного времени (чуть более двух лет на проектирование), скромного опыта и послевоенной разрухи это был единственный верный путь для создания современной машины.

«Победа», безусловно, не была стопроцентно оригинальной или самой передовой в мировом масштабе. Она стала удачным синтезом лучших зарубежных решений, адаптированных под советские реалии и производственные возможности. Но для СССР это был настоящий прорыв, автомобиль, который на десятилетия вперёд задал новый стандарт и стал символом целой эпохи.

Источник

СССРАвтоДлинный пост 6

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?.