Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?

Легендарная модель в советской и постсоветской прессе долгие годы безоговорочно считалась передовой и вполне оригинальной конструкцией. «Победа» действительно прогрессивная машина, но с оговорками. А с полной оригинальностью не все так однозначно…

ТЕЛО

Знаменитая «Победа», один из главных символов послевоенного возрождения страны, стала первым серийным автомобилем в СССР с несущим кузовом. Конструкция была очень передовой по тем годам. В те годы не многие компании в мире производили подобные автомобили. Большинство машин, особенно все американские, были рамными.

Опытный, предсерийный образец ГАЗ-М20 Победа».

А вот немецко-американская компания Opel, модели которой были хорошо известны в СССР еще до войны - с конца 1930-х годов, еще в 935 году представила свою первую модель с несущим кузовом прямой аналог «Победы», созданной во время войны, немецкого Opel Kapitan 1938 года. Советский автомобиль повторял многие силовые элементы в кузове этой удачной модели.

Кстати, в ходе испытаний ГАЗ-М20 вместе с предыдущей — довоенной моделью ГАЗ-11-73 — стал модернизированной «эмкой», по сравнению с «Опелем Капитаном.

Некоторые особенности нашей «Победы» легко можно прочитать в немецком Opel Kapitan 1938 года выпуска.

Именно сходная конструкция кузова объясняет тот факт, что советские и немецкие автомобили имеют схожие линии передней части. Хотя конечно у немецкой машины более развитые крылья. А задняя часть советской машины напоминает некоторые довоенные американские модели. В частности, модель Nash Ambassador 1942 года. Хотя это нельзя считать копированием в прямом смысле. Скорее, заимствовав общие элементы из продвинутого стиля начала 1940-х годов.

Некоторые особенности ГАЗ-М20, в частности наклонная задняя часть, были учтены в американском посол Нэша модели 1941 года.

ПРИОСТАНОВКА

Передняя подвеска на «Победе» фактически является точной копией немецкой, опять же от «Опеля Капитана». Усовершенствованная конструкция — независимая рессорная (первая для Горьковского автозавода) подвеска имела характерную особенность: верхний рычаг одновременно выполнял роль рычага амортизатора.

Сзади, как и у подавляющего большинства автомобилей того времени, «Победа» имела цельный, жесткий мост на продольных рессорах.

Силуэт «Победы» был очень современным, а для советского автопрома был совершенно революционным.

ДВИГАТЕЛЬ

Двигатель Победы не имеет ничего общего с Опелями. Он вообще оригинален.

Обратите внимание: ТОП 7 Иномарок за 150 тыс. Что купить ВМЕСТО ВАЗА?.

Но опять же с некоторыми оговорками.

Первоначально основным двигателем «Победы» должен был стать довоенный двигатель ГАЗ-11, готовый к производству в самом конце 1930-х годов. Этот рядный шестицилиндровый агрегат рабочим объемом 3,38 литра (82х110 мм) фактически был копией (с переводом американских размеров в метрическую систему) американского двигателя Dodge D5. Его планировалось устанавливать на перспективные горьковские грузовые и легковые модели.

Но когда ГАЗ-М20 был представлен на высшем уровне власти, возникло требование: машина должна быть более экономичной.

Поэтому на базе существующего шестицилиндрового блока цилиндров от ГАЗ-11 в кратчайшие сроки был спроектирован четырехцилиндровый агрегат объемом 2,12 л с уменьшенным ходом поршня (82х100 мм) и мощностью всего 50 л.с. С.

Кстати, двигатель «Победы» был откровенно слабым. Позже удалось увеличить мощность, но только на 2 л.с. С.

И нижнеклапанная «шестерка» мощностью 76–90 л.с. Кстати, под названиями ГАЗ-12, ГАЗ-51, ГАЗ-52 они выпускались для грузовых автомобилей вплоть до конца 1980-х годов. Также версия этого двигателя позже устанавливалась на «Победу». Но только для небольших партий ГАЗ-М20Г, которые собирали для спецслужб.

САЛОН

Интерьер «Победы», по меркам СССР, во второй половине 1940-х годов выглядел очень богато и элегантно и разительно отличался от салона довоенной «Эмки» ГАЗ-М1.

Приборная панель ранней Победы».

Американские мотивы легко читаются в деталях и отдельных стилистических решениях, особенно в приборной панели. Прежде всего, модели Chevrolet начала 1940-х годов. Кстати, подобные автомобили были довольно хорошо известны в Советском Союзе, поскольку в страну они поставлялись в небольших количествах в качестве служебных машин для чиновников среднего звена.

Интерьер советского седана находился под сильным влиянием Chevrolet начала 1940-х годов.

ЗА НАШУ «ПОБЕДУ»!

Создавая совершенно новый — первый послевоенный легковой автомобиль для завода, который выпускался с небольшим перерывом с 1946 по 1958 год, горьковские инженеры под руководством главного конструктора Андрея Липгарта, конечно же, использовали передовой опыт западноевропейских и американских компании. И они сделали правильно!

В условиях, в которых тогда находилась советская промышленность, в том числе и конструкторские бюро с их небольшим опытом, это был единственный способ создать достойный, современный автомобиль. Еще с учетом того, что горьковским инженерам было чуть больше двух лет на проектирование и доводку совершенно новой для завода модели. Позже такие сроки для советского автопрома стали просто немыслимы!

Конечно, по сравнению с зарубежными аналогами «Победа» — не самый продвинутый и оригинальный автомобиль. Но для Советского Союза это был прорыв и даже революция.

Источник

СССРАвтоДлинный пост 6

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?.