Легендарная модель в советской и постсоветской прессе долгие годы безоговорочно считалась передовой и вполне оригинальной конструкцией. «Победа» действительно прогрессивная машина, но с оговорками. А с полной оригинальностью не все так однозначно…
ТЕЛО
Знаменитая «Победа», один из главных символов послевоенного возрождения страны, стала первым серийным автомобилем в СССР с несущим кузовом. Конструкция была очень передовой по тем годам. В те годы не многие компании в мире производили подобные автомобили. Большинство машин, особенно все американские, были рамными.
Опытный, предсерийный образец ГАЗ-М20 Победа».
А вот немецко-американская компания Opel, модели которой были хорошо известны в СССР еще до войны - с конца 1930-х годов, еще в 935 году представила свою первую модель с несущим кузовом прямой аналог «Победы», созданной во время войны, немецкого Opel Kapitan 1938 года. Советский автомобиль повторял многие силовые элементы в кузове этой удачной модели.
Кстати, в ходе испытаний ГАЗ-М20 вместе с предыдущей — довоенной моделью ГАЗ-11-73 — стал модернизированной «эмкой», по сравнению с «Опелем Капитаном.
Некоторые особенности нашей «Победы» легко можно прочитать в немецком Opel Kapitan 1938 года выпуска.
Именно сходная конструкция кузова объясняет тот факт, что советские и немецкие автомобили имеют схожие линии передней части. Хотя конечно у немецкой машины более развитые крылья. А задняя часть советской машины напоминает некоторые довоенные американские модели. В частности, модель Nash Ambassador 1942 года. Хотя это нельзя считать копированием в прямом смысле. Скорее, заимствовав общие элементы из продвинутого стиля начала 1940-х годов.
Некоторые особенности ГАЗ-М20, в частности наклонная задняя часть, были учтены в американском посол Нэша модели 1941 года.
ПРИОСТАНОВКА
Передняя подвеска на «Победе» фактически является точной копией немецкой, опять же от «Опеля Капитана». Усовершенствованная конструкция — независимая рессорная (первая для Горьковского автозавода) подвеска имела характерную особенность: верхний рычаг одновременно выполнял роль рычага амортизатора.
Сзади, как и у подавляющего большинства автомобилей того времени, «Победа» имела цельный, жесткий мост на продольных рессорах.
Силуэт «Победы» был очень современным, а для советского автопрома был совершенно революционным.
ДВИГАТЕЛЬ
Двигатель Победы не имеет ничего общего с Опелями. Он вообще оригинален.
Обратите внимание: ТОП 7 Иномарок за 150 тыс. Что купить ВМЕСТО ВАЗА?.
Но опять же с некоторыми оговорками.Первоначально основным двигателем «Победы» должен был стать довоенный двигатель ГАЗ-11, готовый к производству в самом конце 1930-х годов. Этот рядный шестицилиндровый агрегат рабочим объемом 3,38 литра (82х110 мм) фактически был копией (с переводом американских размеров в метрическую систему) американского двигателя Dodge D5. Его планировалось устанавливать на перспективные горьковские грузовые и легковые модели.
Но когда ГАЗ-М20 был представлен на высшем уровне власти, возникло требование: машина должна быть более экономичной.
Поэтому на базе существующего шестицилиндрового блока цилиндров от ГАЗ-11 в кратчайшие сроки был спроектирован четырехцилиндровый агрегат объемом 2,12 л с уменьшенным ходом поршня (82х100 мм) и мощностью всего 50 л.с. С.
Кстати, двигатель «Победы» был откровенно слабым. Позже удалось увеличить мощность, но только на 2 л.с. С.
И нижнеклапанная «шестерка» мощностью 76–90 л.с. Кстати, под названиями ГАЗ-12, ГАЗ-51, ГАЗ-52 они выпускались для грузовых автомобилей вплоть до конца 1980-х годов. Также версия этого двигателя позже устанавливалась на «Победу». Но только для небольших партий ГАЗ-М20Г, которые собирали для спецслужб.
САЛОН
Интерьер «Победы», по меркам СССР, во второй половине 1940-х годов выглядел очень богато и элегантно и разительно отличался от салона довоенной «Эмки» ГАЗ-М1.
Приборная панель ранней Победы».
Американские мотивы легко читаются в деталях и отдельных стилистических решениях, особенно в приборной панели. Прежде всего, модели Chevrolet начала 1940-х годов. Кстати, подобные автомобили были довольно хорошо известны в Советском Союзе, поскольку в страну они поставлялись в небольших количествах в качестве служебных машин для чиновников среднего звена.
Интерьер советского седана находился под сильным влиянием Chevrolet начала 1940-х годов.
ЗА НАШУ «ПОБЕДУ»!
Создавая совершенно новый — первый послевоенный легковой автомобиль для завода, который выпускался с небольшим перерывом с 1946 по 1958 год, горьковские инженеры под руководством главного конструктора Андрея Липгарта, конечно же, использовали передовой опыт западноевропейских и американских компании. И они сделали правильно!
В условиях, в которых тогда находилась советская промышленность, в том числе и конструкторские бюро с их небольшим опытом, это был единственный способ создать достойный, современный автомобиль. Еще с учетом того, что горьковским инженерам было чуть больше двух лет на проектирование и доводку совершенно новой для завода модели. Позже такие сроки для советского автопрома стали просто немыслимы!
Конечно, по сравнению с зарубежными аналогами «Победа» — не самый продвинутый и оригинальный автомобиль. Но для Советского Союза это был прорыв и даже революция.
Источник
СССРАвтоДлинный пост 6Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Чья была «Победа»: ГАЗ-М20 придумали в СССР или скопировали с иномарок?.