В советскую эпоху фраза «У него Волга!» была синонимом успеха и вызывала неподдельную зависть. Автомобиль ГАЗ-24, стоивший в салоне свыше девяти тысяч рублей, на «черном» рынке мог уходить за 20-25 тысяч, поскольку купить его легально было практически нереально. Эта привилегия была доступна лишь узкому кругу лиц: известным артистам, писателям, ученым и высокопоставленным чиновникам.
Даже подержанные машины, списанные из госучреждений и прошедшие капитальный ремонт, становились предметом горячих споров и скандалов. Интересно, что в Москве, например, такие «Волги» часто ремонтировали на Втором авторемонтном заводе (ВАРЗ) бывшие пациенты профилакториев, проходившие лечение от алкоголизма.
Мелкосерийный выпуск ГАЗ-24 стартовал в 1968 году, а к лету 1970-го модель полностью вытеснила с конвейера свою предшественницу, ГАЗ-21. Еще около пяти лет новинку уважительно называли «новой Волгой».
Неосуществленные проекты и заводские планы
Горьковский автозавод не отличался большим разнообразием серийных версий для рядового покупателя. Основными были модификации с двигателем мощностью 95 л.с. и обедненным 86-сильным агрегатом для такси. Любопытно, что многие владельцы, несмотря на престиж марки, стремились получить именно маломощный двигатель, так как он работал на дешевом низкооктановом бензине А76 (позже А80). Это стало особенно актуально после подорожания топлива в 1981 году.

Прототип ГАЗ-24-14 с двигателем V6
Однако еще на этапе проектирования, в 1965 году, инженеры ГАЗа разрабатывали и испытывали гораздо более интересные версии. Речь идет об экспериментальных моделях ГАЗ-24-14 и ГАЗ-24-15, оснащенных 3-литровым V6 мощностью 150 л.с. Вторая из них даже получила автоматическую коробку передач. Эти роскошные прототипы отличались и четырехфарной передней оптикой. К сожалению, ни мощный двигатель, ни четыре фары в серию так и не пошли, а подобные машины на дорогах были результатом труда умельцев-самоучек.
Серийный же силовой агрегат стал лишь глубокой модернизацией мотора от ГАЗ-21. Главными новшествами для водителя стали новая 4-ступенчатая коробка передач с напольным рычагом и гидровакуумный усилитель тормозов.
Секретные модификации для спецслужб
В советское время среди автолюбителей ходили легенды о невероятно быстрых и мощных «Волгах», которые почти никто не видел. Эти слухи имели под собой реальную основу. Еще на этапе создания базовой модели были определены требования для спецверсий, в первую очередь для КГБ.
С 1973 года выпускалась модель ГАЗ-24-24 (а также вариант ГАЗ-24-25 с экранированной электропроводкой). Внешне она ничем не выдавала себя, но под капотом скрывался 195-сильный V8 от представительской «Чайки» ГАЗ-13 в паре с трехступенчатым «автоматом». Максимальная скорость такой «Волги» достигала 190 км/ч — фантастический показатель для того времени! Аналогичные двигатели ставили и на универсалы, хотя в официальных документах эти машины часто не значились.

Полноприводной ГАЗ-24-95
Существовала и другая уникальная версия — полноприводный ГАЗ-24-95. Этот седан с агрегатами от УАЗ-469 был изготовлен в Горьком всего в пяти экземплярах. По некоторым данным, машины отправили в подмосковное Завидово, где любил охотиться Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Сегодня сохранившиеся «Волги» с двигателем V8 представляют огромную коллекционную ценность.
Универсал, фургоны и пикапы
Универсал ГАЗ-24-02, выпуск которого начался в 1972 году, был мечтой для многих. Семиместный автомобиль со сложенными сиденьями мог перевозить более 1.5 кубометров груза. Однако в частные руки такие машины почти не попадали. Купить их можно было в магазинах «Берёзка» за валютные чеки или по специальному разрешению. Например, такой автомобиль получил знаменитый актер Юрий Никулин.

Серийный универсал «Волга» ГАЗ-24-02
Для поклонников классической «Волги» грузовые версии могут показаться кощунством, но они существовали. На базе универсала был разработан фургон ГАЗ-24-78 грузоподъемностью 500 кг, однако в серию он не пошел из-за огромного спроса на седаны и универсалы.
Обратите внимание: Секретные функции автомобилей LADA, о которых мало кто знает..

Пикап от воронежского завода на базе ГАЗ-24
Тем не менее, грузовики на базе ГАЗ-24 все же делали. Несколько ремонтных предприятий в Ленинграде, Риге, Воронеже и Узбекистане переделывали отремонтированные или битые автомобили в пикапы и фургоны. Такие экземпляры изредка встречаются на вторичном рынке и сегодня.
Эксперименты с иностранными двигателями
После успеха FIAT 124 в СССР итальянская компания попыталась наладить сотрудничество с ГАЗом. Причиной стал низкий спрос на их собственную модель FIAT 130, в результате чего образовались невостребованные запасы 3.2-литровых V6 мощностью 185 л.с. и других комплектующих.
В Горьком как раз искали более мощный двигатель для люксовой версии, так как Заволжский моторный завод отказался от разработки собственного шестицилиндрового мотора. Главный конструктор ГАЗа Николай Юшманов даже ездил в Италию. Итальянцы сами собрали экспериментальную «Волгу» с двигателем и узлами от FIAT, но адаптация импортного агрегата потребовала серьезных переделок кузова и шасси, что сделало проект бесперспективным для серии. Аналогичная судьба постигла и опытные образцы с моторами от BMW и Mercedes-Benz.

Волга с итальянской комплектацией и двигателем ФИАТ 130
Экспортные версии и дизельные «Волги»
ГАЗ-24 в небольших количествах экспортировался не только в соцстраны, но и в Финляндию, Бельгию и Скандинавию. Для бельгийской компании Scaldia Volga в Горьком собирали так называемые «автокомплекты» — седаны ГАЗ-24-76 и универсалы ГАЗ-24-77, предназначенные для установки 70-сильных дизельных двигателей Indenor-Peugeot. Такие машины, оснащенные модифицированной двухконтурной тормозной системой, сначала собирали в Бельгии, а позже и на основном конвейере в Горьком.
Дизельные «Волги» пользовались спросом в основном у таксистов, но общий объем выпуска составил менее двухсот машин. Некоторые из них позже вернулись в СССР с гражданами, работавшими за рубежом. Существовала и крайне редкая экспортная версия с 3-литровым бензиновым V6 от Ford мощностью 144 л.с., разгонявшаяся до 170 км/ч.
Парадные кабриолеты и наследие модели
На базе ГАЗ-24 создавали даже кабриолеты, но не для широкой публики, а для участия в военных парадах в регионах. Эти машины строились не на ГАЗе, а на армейских ремонтных заводах. Некоторые из них сохранились, а в последние годы появилось множество самодельных кабриолетов, созданных энтузиастами.

Торжественный кабриолет на базе ГАЗ-24
ГАЗ-24 и его глубокая модернизация ГАЗ-24-10 (с новым салоном и 100-сильным двигателем, выпускавшаяся с 1985 года) по праву входят в десятку советских автомобилей-долгожителей. Производство модели окончательно свернули в 1992 году с началом выпуска ГАЗ-31029. «Двадцатьчетверка» стала самой массовой «Волгой» в истории: всего было выпущено около 1.5 миллиона экземпляров.
У Горьковского автозавода был шанс создать на базе ГАЗ-24 автомобиль уровня Mercedes S-класса, но стремление к экономии похоронило многие перспективные идеи, которые позже частично реализовали в модели ГАЗ-3102.
Источник
СССРРетроавтомобильТехнические изобретенияМоторАвтопромДлинный пост 7Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Неизвестная «Волга»: секретные модификации ГАЗ-24.