ЗИЛ-111: советский флагман, созданный на американских технологиях

Производство лимузина ЗИЛ-111, стартовавшее в ноябре 1958 года, ознаменовало собой несколько важных вех в истории отечественного автопрома. Эта машина стала первым в СССР автомобилем с серийным двигателем V8, первым легковым ЗИЛом, который собирался не на конвейере, а индивидуально, и первым советским автомобилем, на который начали устанавливать кондиционер (опция была доступна на модификации ЗИЛ-111А).

Примечательно, что флагман советского автомобилестроения конца 1950-х годов, эпохи Хрущева и грандиозных свершений, оказался в близком родстве с рядом американских моделей. Это сходство было не случайным, а результатом целенаправленной работы инженеров.

Шасси: американский фундамент

Создание нового ЗИЛа сопровождалось тщательным изучением и тестированием лучших американских аналогов того времени — автомобилей марок Chrysler, Cadillac и Lincoln.

Рама ЗИЛ-111 по своей конструкции очень похожа на раму автомобилей престижного Cadillac. Она имела заднюю поперечину и прочную Х-образную балку в центральной части. Однако, начиная с 1957 года, Cadillac перешел на более легкую Х-образную раму, которую позже позаимствовали и для ГАЗ-13 «Чайка».

Передняя подвеска ЗИЛ-111 была типичной для тех лет: независимая, двухрычажная, на рессорах с рычажными амортизаторами. Задняя подвеска — на продольных рессорах. Конструкция передней подвески во многом повторяла решения Chrysler, но с одним ключевым отличием: у американца уже использовались более современные телескопические амортизаторы.

На ЗИЛ-111 впервые в стране применили вакуумный усилитель барабанных тормозов. Этот узел был точной копией усилителя, который ставили на автомобили Chrysler во второй половине 1950-х. Более поздняя версия, ЗИЛ-111Г, получила новый усилитель, аналогичный тому, что использовался на «Чайке», но и он, в свою очередь, копировал американский агрегат.

Кузов и интерьер: спорный дизайн

История создания кузова ЗИЛ-111 полна интересных деталей. Автомобиль проектировал художник Лев Еремеев, который почти параллельно работал над дизайном горьковской «Чайки» (ГАЗ-13). В результате машины, особенно их передние части, оказались очень похожими, что могло сбить с толку неискушенного зрителя.

Однако ЗИЛ по статусу стоял выше «Чайки». Московские лимузины предназначались для членов Политбюро, в то время как «Чайки» были для руководителей республиканского и областного уровня. По некоторым сведениям, сам Никита Хрущев потребовал сделать ЗИЛ визуально отличным от горьковской модели. Это привело к появлению в 1962 году рестайлинговой версии ЗИЛ-111Г, которая уже явно отличалась от «Чайки».

Packard Clipper, определивший стиль ЗИЛа и Чайки

Любопытно, что и ЗИЛ-111, и ГАЗ-13 по стилистике были очень близки к американскому Packard Patrician. Этот автомобиль, наряду с другими иномарками, демонстрировался на закрытой выставке в НАМИ в 1956 году.

Обратите внимание: Корейский убийца Camry, флагман Kia К5 уже в России..

Выбор советских дизайнеров, вероятно, объяснялся тем, что автомобили Packard долгие годы были любимы высшим руководством СССР, начиная со Сталина. Именно Packard лег в основу предыдущего флагмана — ЗИС-110. Кроме того, консервативный и строгий дизайн Packard, возможно, больше соответствовал представлениям о представительском автомобиле, чем более вычурные американские аналоги.

Салон ЗИЛ-111

Интерьер ЗИЛ-111, поражавший современников своей роскошью и обилием хромированных деталей, также имел американские корни. Многие элементы, включая характерный широкий спидометр, были заимствованы у автомобилей Cadillac.

Интерьер Кадиллака, из которого были позаимствованы некоторые элементы для ЗИЛ-111

Силовая установка: мощный «восьмерик»

Сердцем ЗИЛ-111 стал 6-литровый V8, развивавший 200 лошадиных сил при 4200 об/мин. Для своего времени это была очень высокая мощность, даже по мировым меркам.

Конструктивно этот двигатель был аналогичен мотору Chrysler объемом 5,8 литра (354 кубических дюйма), который, в частности, устанавливался на модель Chrysler Imperial 1953 года. Интересно, что американский аналог развивал лишь 150 л.с. Двигатель ЗИЛ-111 оказался настолько удачным, что в различных модификациях выпускался почти полвека, находя применение и в грузовой технике.

Двигатель ЗИЛ-111, прототипом которого послужил двигатель Крайслер

Впервые на ЗИЛе применили двухступенчатую автоматическую коробку передач. Это была практически точная копия агрегата Chrysler Power Flite, появившегося еще в 1952 году. Управление коробкой осуществлялось с помощью кнопок. Помимо стандартных режимов (Н – нейтраль, Д – движение, Ж – задний ход), на ЗИЛе была кнопка Р, включавшая пониженную передачу и блокировавшую переход на вторую скорость. Режима «парковка» не было, поэтому использование стояночного тормоза было обязательным.

Блок кнопок управления коробкой передач ЗИЛ-111 — копия американского

Необычный кнопочный блок управления с тросовым приводом также был скопирован с Chrysler, который в те годы экспериментировал с таким способом переключения передач.

Итог: догнать, но не перегнать

Лозунг хрущевской эпохи «Догнать и перегнать Америку!» в автомобилестроении был отчасти реализован. Однако сделано это было не без помощи самой Америки, чьи технические и дизайнерские решения легли в основу ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка».

Благодаря заимствованиям эти автомобили выглядели достойно на фоне зарубежных аналогов и были вполне современными по технологиям. Однако они не были передовыми в полном смысле. Например, у Cadillac того периода уже предлагалась задняя подвеска на пневмоэлементах, а телескопические амортизаторы стали стандартом.

Главное же отличие заключалось в масштабах. Подобные автомобили в США выпускались миллионными тиражами для широкого потребителя, в то время как ЗИЛ-111 был эксклюзивной, почти штучной машиной, предназначенной лишь для высшей партийной элиты СССР.

Источник

ТехникаРетроавтоСССРАвтоСШАСделано в СССР60-е50-е годы Длинная штанга 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Перегнать Америку: как создавался ЗИЛ-111 и чем флагман советского автопрома не понравился Хрущеву.