Перегнать Америку: как создавался ЗИЛ-111 и чем флагман советского автопрома не понравился Хрущеву

Лимузин ЗИЛ-111, производство которого началось в ноябре 1958 года, – первый в нашей стране автомобиль с серийным двигателем V8, первый легковой ЗИЛ, собиравшийся не на конвейере, как ЗИС-110, а индивидуально . А ЗИЛ-111 — первый советский автомобиль с кондиционером. Правда, устройство устанавливалось лишь на некоторые автомобили – ЗИЛ-111А.

Но самое забавное, что флагман советского автопрома конца 1950-х годов – хрущевской эпохи космических путешествий и крупных строек – является близким родственником нескольких американских автомобилей. Даже очень близко…

ШАССИ

Новый ЗИЛ создавался путем тестирования и тщательного изучения основных американских аналогов топовых на тот момент брендов: Chrysler, Cadillac и Lincoln.

Рама ЗИЛ-111 конструктивно очень близка к раме автомобилей самой престижной марки группы GM – Cadillac. Рама имеет поперечину сзади и прочную Х-образную деталь посередине. Однако с 1957 года «Кадиллак» оснащается более легкой Х-образной рамой, которая, кстати, была изготовлена ​​для ГАЗ-13 «Чайка», запущенного в производство чуть позже ЗИЛ-111.

Передняя подвеска ЗИЛ-111 традиционная для тех лет: двухрычажная, независимая, рессорная с рычажными амортизаторами. Задняя подвеска — на продольных рессорах. Советская передняя подвеска очень похожа на конструкцию Крайслера. Но с одним важным отличием: у американского аналога вместо рычагов уже были телескопические амортизаторы. Ну и почти все американцы имели еще и продольные задние рессоры.

На ЗИЛ-111 впервые в СССР был установлен вакуумный барабанный усилитель тормозов. Этот блок является копией усилителя, который устанавливался на автомобили Chrysler во второй половине 1950-х годов. Более поздняя версия советского лимузина ЗИЛ-111Г (на заглавном фото) получила новый усилитель, аналог устанавливался на ГАЗ-13 «Чайка». Но этот агрегат также полностью копировал Chrysler».

КУЗОВ И ИНТЕРЬЕР

История создания кузова ЗИЛ-111 поистине курьезна! Автомобиль спроектировал художник Лев Еремеев, почти одновременно работавший над горьковской «Чайкой» ГАЗ-13. И машины, особенно спереди, оказались очень похожими. Неопытный глаз не сразу различил горьковские и московские машины.

Но ЗИЛ по классу был выше Чайки. Московские лимузины возили членов Политбюро ЦК КПСС, а «Чайки» — партийных руководителей республик и областей, а также министров. Говорили, что сам Хрущев настоял на том, чтобы ЗИЛ сделали отличным от «Чайки». А уже в 1962 году ЗИЛ начал выпускать рестайлинговую версию ЗИЛ-111Г. Теперь можно было наглядно увидеть, в каком звании пришел лидер.

Packard Clipper, определивший стиль ЗИЛа и Чайки

Не менее забавно, что ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 по конструкции очень близки к американскому Packard Patrician. Этот автомобиль, наряду со многими другими иномарками, был показан на закрытой отраслевой выставке в НАМИ в 1956 году.

Обратите внимание: Корейский убийца Camry, флагман Kia К5 уже в России..

В эти годы компания «Паскард» переживала трудные времена; Дизайн моделей был совсем не передовым и далеко не самым модным в США. Компании оставалось очень мало времени на жизнь.

Салон ЗИЛ-111

А выбор советских стилистов, вероятно, объясняется тем, что автомобили Packard на протяжении многих лет были любимы высшим руководством СССР во главе со Сталиным. Именно Packard лег в основу ЗИС-110. Так что не исключено, что новые ЗИЛ и «Чайка» были написаны с этой американской машины по инерции. Не исключено также, что советских стилистов привлекла и консервативность дизайна Packard, который выглядел более скромно и строго, чем у большинства американских аналогов.

Интерьер Кадиллака, из которого были позаимствованы некоторые элементы для ЗИЛ-111

Интерьер ЗИЛ-111, поражавший тех, кто видел машину на выставках, своей роскошью и обилием хрома, во многом был заимствован у автомобилей Cadillac. В частности, у этой американской машины «размашистый» ЗИЛовский спидометр.

ЕДИНИЦА СИЛЫ

ЗИЛ-111 — двигатель V8 рабочим объемом 6 литров (100х95 мм) развивал 200 л.с при 4200 об/мин. Очень высокая мощность по тем временам даже по сравнению с зарубежными аналогами.

Концептуально и конструктивно двигатель ЗИЛ аналогичен двигателю Крайслера объемом 354 кубических дюйма, то есть 5,8 литра (100х92 мм). Такое устройство было установлено, в частности, на Chrysler Imperial 1953 года выпуска, который, среди прочих аналогов, находился в распоряжении московских инженеров. Кстати, ее снизили до 150 л.с. Аналог двигателя ЗИЛ-111 устанавливался и на грузовики московского завода. В ходе модернизации двигатель ЗИЛ выпускался почти полвека.

Двигатель ЗИЛ-111, прототипом которого послужил двигатель Крайслер

На ЗИЛ-111 завод впервые применил двухступенчатую автоматическую коробку передач. Это практически копия агрегата Chrysler Power Flite, дебютировавшего еще в 1952 году. Автоматическая коробка передач ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 управлялась с помощью кнопок. Помимо кнопок Н – нейтраль, Д – движение и Ж – задний ход, на ЗИЛе была кнопка Р – пониженная передача. Когда я нажал ее, вторая скорость не включилась. Положения «парковка» не было, поэтому использование ручника было обязательным.

Блок кнопок управления коробкой передач ЗИЛ-111 — копия американского

Кстати, необычный блок управления с тросовым приводом тоже был скопирован с Крайслера. Именно эта компания ненадолго заинтересовалась кнопочным управлением автоматическими трансмиссиями.

ПАКАРД КРАЙСЛЕРОВИЧ ЗИЛОВ

Лозунг 1950-х годов, запущенный в мир Хрущевым: «Догонять и перегонять Америку!» в автомобилестроении в конце 1950-х годов фактически частично воплотили его в жизнь. Но не без помощи самой Америки.

Копируя в той или иной степени зарубежные модели ЗИЛ-111 и Чайку ГАЗ-13, они на самом деле выглядели очень достойно, как внешне, так и по технологиям, по сравнению со своими аналогами. Но, конечно, они ни в коем случае не были дистиллированными. Например, Cadillac в те годы уже имел заднюю подвеску на пневматических рессорах в качестве дополнительной опции. И телескопические амортизаторы были нормой.

А самое главное, подобные автомобили производились за рубежом миллионами. А ЗИЛ-111 был эксклюзивной одноразовой машиной лишь для десятка высших руководителей СССР.

Источник

ТехникаРетроавтоСССРАвтоСШАСделано в СССР60-е50-е годы Длинная штанга 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Перегнать Америку: как создавался ЗИЛ-111 и чем флагман советского автопрома не понравился Хрущеву.