История создания первого советского массового автомобиля для частных владельцев, ЗАЗ-965 «Запорожец», — это пример грамотного заимствования и адаптации лучших мировых технологий. В середине 1950-х годов специалисты НАМИ провели масштабное исследование европейского автопрома, закупив и протестировав практически все доступные малолитражные модели. Результатом этой работы стал отказ от устаревших решений, таких как малые колеса и двухтактные моторы, и выбор в качестве ориентиров двух ключевых автомобилей: заднемоторного немецкого Volkswagen Kaefer («Жук») и итальянского FIAT 600.

Изначально проект, известный как «Москвич-444», разрабатывался на МЗМА, но в 1960 году вся документация и опытные образцы были переданы на запорожский завод «Коммунар», где автомобиль и обрел свое легендарное имя — «Запорожец».
Конструкция шасси: немецкий перед и итальянский зад
ЗАЗ-965 не был слепой копией одного прототипа, а стал удачным гибридом. Его шасси собрало в себе лучшие черты европейских аналогов.

Передняя независимая подвеска с торсионным валом была практически полностью заимствована у Volkswagen Kaefer, что обеспечивало хорошую плавность хода. Эта же схема незадолго до того дебютировала на советской мотоколяске С3А.
Задняя же подвеска перешла к «Запорожцу» от итальянского FIAT 600 — она была выполнена на продольных рычагах с рессорой. Такая конструкция лучше подходила для более высоких силовых агрегатов, в отличие от низкого оппозитного двигателя «Фольксвагена».

Сердце автомобиля: уникальный V-образный двигатель
С двигателем вышла отдельная история. Изначально в НАМИ создали оппозитный мотор воздушного охлаждения, аналогичный агрегату «Жука». Однако в серию пошел другой, более оригинальный двигатель — V-образный четырёхцилиндровый, также с воздушным охлаждением.
Официальной причиной отказа от оппозитной схемы называли «патентную чистоту» для возможного экспорта, но, вероятно, сыграла роль и сложность доводки собственной «оппозитной» конструкции. Новый V-образный двигатель, объёмом 0.76 литра и мощностью 23 л.с., имел отдалённое родство с моторами чехословацких автомобилей Tatra, которые также славились V-образными «воздушными» агрегатами. Позже его модернизировали до 0.9 литра и 27 л.с.

Кузов и дизайн: рациональность итальянского образца
Внешне ЗАЗ-965 больше всего напоминал именно FIAT 600, хотя советские дизайнеры старались избежать прямого копирования. Рациональность и технологичность кузова итальянца, идеально подходившего для массового производства, заставила конструкторов МЗМА детально изучить и повторить его силовую структуру и основные профили. Похожий дизайн в те же годы использовала и японская компания Mitsubishi для своей модели 500.

Интерьер «Запорожца» был столь же простым и аскетичным, как у прототипа, однако отдельные элементы, например, компактная пластиковая панель приборов, были уже собственной разработкой.
Итог: удачный советский гибрид
В результате ЗАЗ-965 «Запорожец», запущенный в серию в 1960 году, стал для своего времени вполне современным и удачным автомобилем. Его успех был основан на грамотном синтезе проверенных европейских решений: шасси от Volkswagen и Fiat, оригинальный двигатель и адаптированный под советские реалии кузов. Это позволило создать автомобиль, который, по крайней мере, концептуально соответствовал уровню своих зарубежных одноклассников, открыв эпоху массовой автомобилизации для советских граждан.

Конечно, вопросы надёжности и качества исполнения отдельных узлов оставались больной темой, но сама конструкция первого «Запорожца» заслуживала уважения.
Источник
СССР Автомобильная техника Изобретения ЗапорожецФольксваген Фиат Длинная штанга 3Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: «Фолькс-Фиатович»: удивительная история создания ЗАЗ-965.

