Производство специальных высокоскоростных автомобилей, предназначенных для нужд спецслужб, на Горьковском автозаводе продолжалось вплоть до 1993 года. За всю историю было выпущено более 2000 экземпляров различных модификаций. Сегодня эти уникальные машины можно встретить лишь в музеях и в коллекциях редких энтузиастов.
ГАЗ-24-24: «Волга» с сердцем «Чайки»
Особое место среди спецавтомобилей ГАЗа занимала черная «Волга» ГАЗ-24-24. В конце 1960-х годов, на базе казалось бы обычного седана, был создан мощный «догоняющий» автомобиль. В отличие от своей предшественницы ГАЗ-23, эта модель не имела конструктивных проблем, так как кузов новой «Волги» изначально проектировался с возможностью установки двигателей V8. Для этого переднюю часть серийного автомобиля удлинили на 30 мм.
В салоне спецверсии ГАЗ-24-24 выдать её назначение могли лишь рычаг автоматической коробки передач или рация, скрыто установленная под панелью приборов.
Спецверсия выпускалась с 1968 по 1985 год. Позже, с 1986 по 1993 год, её сменила модель на базе обновлённого кузова ГАЗ-24-10, получившая индекс ГАЗ-24-34. Один из таких автомобилей был представлен на ретро-параде в 2022 году. Он был оснащён бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-24-24 V8 (модифицированная версия двигателя от «Чайки» ГАЗ-14) рабочим объёмом 5.5 литра и мощностью 195 л.с. Реальная максимальная скорость достигала 182 км/ч, что было феноменальным показателем для того времени. Для сравнения, обычная «Волга» ГАЗ-24 с 4-цилиндровым 80-сильным двигателем разгонялась лишь до 145 км/ч.
Заводские руководства по эксплуатации для таких спецмашин переплетались в твёрдый переплёт, рассчитанный на долгие годы службы.
«Догоняющий» ГАЗ-24-24 требовал высокооктанового бензина АИ-95 или АИ-98. В руководстве чётко указывалось: «Для нормальной работы используйте бензин АИ-98... допускается использование бензина «Экстра» АИ-95». Также давались строгие предписания по обкатке, запрещавшие развивать скорость более 100 км/ч и выжимать педаль газа до упора.
Часть автомобилей ГАЗ-24-24, как и их предшественники, поступала на службу в подразделения ГАИ для преследования нарушителей.
Двигатель от «Чайки» не использовался в исходном виде. Его серьёзно доработали для длительной работы на высоких оборотах: усилили блок цилиндров, изменили выпускные коллекторы. Кузов также требовал усиления: применялся более толстый металл, дополнительные рёбра жёсткости и клинья. Для размещения увеличенного радиатора пришлось модифицировать переднюю часть. Автомобиль получил усиленные рессоры, стабилизатор поперечной устойчивости и гидроусилитель руля.
Секретные модификации и особая сборка
На базе «догоняющей» модели был создан седан ГАЗ-24-25 с экранированным электрооборудованием для установки спецсредств связи. Отличить его от обычной «Волги» могли лишь широкая резина, антенна комплекса «Кавказ» и плоская буксирная проушина. Салон, за исключением изогнутого рычага АКПП, был практически идентичен серийному.
Сборка таких автомобилей велась не на главном конвейере, а в цехах мелкими сериями, с большим объёмом ручного труда. Технология окраски была схожа с производством «Чайки»: кузов лудили, тщательно шлифовали и наносили несколько слоёв высококачественной краски, благодаря чему многие экземпляры сохранили заводское лакокрасочное покрытие спустя десятилетия.
ГАЗ-31013: «Догонялка» эпохи перестройки
С началом перестройки в 1985 году появилась спецверсия на базе номенклатурного седана ГАЗ-3102. Первые машины, получившие индекс ГАЗ-31012, оснащались двигателями от новой «Чайки» ГАЗ-14. С 1988 года в мелкосерийное производство пошла «Волга» ГАЗ-31013, которую можно было узнать по сдвоенным выхлопным трубам. На неё устанавливался 5.5-литровый двигатель ЗМЗ-505.10 V8 мощностью около 200 л.с. До 1991 года было выпущено 136 таких автомобилей.
Салон «тридцать первой» «Волги» КГБ выглядел аскетично, но внимательный глаз мог заметить отличия от серийной модели.
Инструкции по эксплуатации были детальными и строгими. Например, запрещалось глушить двигатель до полной остановки автомобиля, так как при этом отключались гидроусилители руля и тормозов. Для заправки трансмиссии и ГУРа предписывалось использовать только специальные масла.
Рычаг АКПП в салоне ГАЗ-31013 сразу выдавал особое происхождение автомобиля.
В руководстве особое внимание уделялось температурному режиму двигателя, который следовало поддерживать в пределах 80–90°C. ГАЗ-31013 получил усиленную подвеску и тормоза, что позволило ему разгоняться до 100 км/ч за 13 секунд и развивать скорость свыше 160 км/ч.
Под капотом ГАЗ-31013 с трудом умещался мощный двигатель от представительской «Чайки».
5.5-литровый двигатель V8 от «Чайки» ГАЗ-14 развивал мощность 220 л.с.
Существовала также модификация ГАЗ-31011 с менее мощным 4.3-литровым двигателем V8 (160 л.с.), которая предназначалась в основном для нужд МВД.
«Жигули» с роторным сердцем
Помимо «Волг» с моторами V8, существовали и другие уникальные «догоняющие» автомобили. Например, ГАЗ-31028, оснащённый роторно-поршневым двигателем (РПД) ВАЗ-413 мощностью 140 л.с., который позволял развивать скорость 164 км/ч.
ВАЗ-21059 «Жигули» с роторно-поршневым двигателем внешне почти не отличался от обычной «пятёрки».
Разработка отечественных РПД началась в 1970-х годах под влиянием японских технологий. Для спецслужб создавались различные модификации таких двигателей. В 1976 году появился 140-сильный ВАЗ-413 для «Волги», а в 1979 году — 120-сильный ВАЗ-411 для ВАЗ-21019. Последней в этом ряду стала модель ВАЗ-4132 (140 л.с.) для ВАЗ-21079, мелкосерийное производство которой началось в 1992 году.
Так мог выглядеть седан ВАЗ-21018 с односекционным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-311.
«Догоняющие» «Жигули» обязательно оснащались рациями дальней связи.
Лада 1600 Matic 1984 года с автоматической коробкой передач внешне была похожа на обычную «шестёрку».
Всего на ВАЗе с 1975 по 2001 год было разработано 16 моделей РПД разной мощности — от 40-сильных для «Оки» до 270-сильных для вертолётов.
Спецтехника оснащалась радиостанциями «Альфа», «Ангстрем», «Верба» и другими средствами спецсвязи.
«Москвичи» массово использовались в МВД и ГАИ, но полноценными «догонялками» не считались.
Мифы и легенды о спецавтомобилях
Секретность, окружавшая эти автомобили, породила множество мифов. Один из них — использование трёх аккумуляторов. На самом деле в моторном отсеке стоял один аккумулятор повышенной ёмкости, а дополнительный источник питания для спецоборудования устанавливался не всегда.
Ходили слухи, что некоторые машины маскировали под такси, но документальных подтверждений этому нет.
Другой миф — использование балласта в багажнике для лучшей развесовки. Возможно, для этих целей иногда использовали свинцовые болванки, но массово кирпичи и булыжники не применялись. Также существует легенда, что часть машин КГБ была замаскирована под такси, но это, скорее всего, народный вымысел.
Уже в наше время для коллекционеров выпускают точные масштабные копии советских спецавтомобилей.
Источник
СССРАвтомобили Сделано в СССРТехнические изобретенияТюнингРетро-автомобилиДвигательЗапчастиЭлектроника70-еГаджетыТранспортДлинный пост 7Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: «Догонялки» в СССР: история спецавтомобилей для КГБ. Часть 2.

