Производство «догоняющих» автомобилей на Горьковском автозаводе продолжалось до 1993 года, выпустив за весь период более 2000 экземпляров моделей разных поколений всех модификаций. Сегодня такие автомобили хранятся только в музеях и коллекциях частных коллекционеров.
ОЧЕНЬ ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ «ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ»
Среди эксклюзивных автомобилей Горьковского автозавода особым авторитетом пользовалась черная «Волга». В конце 60-х, казалось бы, обычная «Двадцатьчетверка» превратилась в особый «догонялок» с обозначением ГАЗ-24-24. Никаких проблем, как у ГАЗ-23, у нее не было, поскольку новая «Волга» изначально проектировалась под возможное использование двигателей V6 и V8. Для этого передняя часть серийного седана была удлинена на 30 мм по сравнению с прототипом.
Интерьер спецверсии «Волги» ГАЗ-24-24 может выдать рычаг АКПП или рация, установленная под передней панелью.
Спецверсия выпускалась на базе 4-дверного седана ГАЗ-24 «Волга» в Горьком с 1968 по 1985 год. И после этого «пикап» с индексом ГАЗ-24-34 начали строить на базе седана ГАЗ-24-34. ГАЗ-24-10, продержавшийся на конвейере с 1986 по 1993 год. Весной 2022 года одна из этих машин участвовала в открытии сезона Клуба «Чайка», объединяющего владельцев автомобилей ГАЗ с двигателями V8. Представленный на ретро-параде автомобиль оснащен бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-24-24 V8 Заволжского моторного завода (модифицированная версия ГАЗ-14) рабочим объемом 5526 см3. Он развивал мощность 195 л.с. При 4400 об/мин и максимальном крутящем моменте 411,9 Нм при 2200-2500 об/мин. При заявленных в описании 170 км/ч реальный предел скорости достигал 182 км/ч! Для понимания: обычная «Волга» ГАЗ-24 выпускалась с 1967 по 1986 год, оснащалась 4-цилиндровым двигателем ЗМЗ-2401 24Д объемом 2445 см3 и мощностью 80 л.с. С. Максимальный крутящий момент составил 186,3 Нм при 2200–2400 об/мин. С ним обычная «Волжанка», потреблявшая бензин А-76 и АИ-93, развивала максимальную скорость 145 км/ч.
Заводское руководство по эксплуатации специальной Волги ГАЗ-24-24 переплетено в твердом переплете для длительного хранения у нынешнего владельца.
«Догоняющий» ГАЗ-24-24 с коэффициентом аэродинамического сопротивления 0,45 потреблял высокооктановый бензин АИ-95 Экстра или АИ-98. Среди владельцев таких автомобилей до сих пор идут жаркие споры о том, какое масло следует заливать в бак – 95 или 98. Правда фактически указана в письменных рекомендациях производителя. В частности, в разделе «Предупреждение» руководства по эксплуатации Газ-24-24 указано: «1. Двигатель имеет степень сжатия 8,5; для нормальной работы используйте бензин АИ-98 (ГОСТ 2084-77), который может содержать Допускается использование бензина «Экстра» АИ-95 (ОСТ 38-01-9-75).2. Завод не устанавливает ограничительную газовую шайбу между карбюратором и впускной трубой, поэтому во время обкатки периода движения автомобиля, развивать скорость не более 100 км/т и не нажимать педаль управления дроссельной заслонкой до конца.3. Запускать двигатель стартером только при рычаге управления АКПП в нейтральном положении.Стартер не должен быть задействован ни в каком другом положении рычага».
Как и в случае с 23-й «Волгой», некоторые ГАЗ-24-24 получили мощные двигатели и особые характеристики в живом отделении полиции-ГАИ.
Кстати, двигатель Чайковского в исходном виде не использовался. Конструкторы усовершенствовали его для использования при высоких нагрузках при длительном движении на высоких скоростях. В частности, был усилен блок цилиндров, изменено положение выпускных коллекторов, а основные крышки закреплены четырьмя болтами.
Конструкция несущего корпуса также требовала усиления. Например, для передних боковин использован более толстый металл. Для повышения жесткости конструкторы применили дополнительное усиление в виде приваренных клиньев и ребер жесткости. Чтобы разместить радиатор большего объема, пришлось укоротить нижнюю часть передних боковин и сделать новую нижнюю балку радиатора. И это еще не все изменения. В конструкции шустрого ГАЗ-24-24 использованы усиленные рессоры, передний стабилизатор поперечной устойчивости и гидроусилитель руля, что положительно сказалось на управляемости.
Дальнейшим развитием «догоняющей» модели на базе новой «Волги» стал седан ГАЗ-24-25 – модификация с экранированным электрооборудованием. Первоначально он предназначался для установки специального оборудования, а именно средств специальной связи. Экранирование стартера и размещение жгутов проводов в усиленных кожухах было необходимо для защиты дополнительных электронных компонентов от помех работающего двигателя. Только наметанный глаз мог отличить «догонялку» от обычной 24-й «Волги». Подсказками могут стать «дерзкие» шины, антенна комплекса спецсвязи «Кавказ» и плоская буксирная проушина под задним бампером. Особую производительность косвенно демонстрируют шторки на заднем и задних боковых стеклах, а также особый рев 8-цилиндрового двигателя. Интерьер и органы управления ГАЗ-24-24 были такими же, как на серии «Двадцатьчетверка», за исключением эксклюзивного напольного рычага переключения передач автоматической коробки передач. В отличие от прямой «кочерги» на ГАЗ-24, она была изогнута внизу, и увидеть эту особенность через закрытые окна с улицы было нелегко.
Производство ГАЗ-24-24 осуществлялось не на главном конвейере, а в цехе небольшими сериями. Многие операции не были автоматизированы и выполнялись вручную. Совершенно корректно сравнивать сборку таких «догоняющих» моделей с производством «Чайок». В отличие от конвейерных «Волг», КГБ лужели: на корпус наносился тонкий слой олова. Затем внешние поверхности отшлифовали, покрыли грунтовкой и после ее полного высыхания нанесли слой краски. Она оказалась настолько высокого качества, что большинство уцелевших «Волг КГБ» спустя четверть века и более после выпуска до сих пор сохраняют первоначальную окраску.
В 1985 году появилась «догоняющая» версия на базе 4-дверного «номенклатурного» седана ГАЗ-3102. Он получил индекс ГАЗ-31013.
ГАЗ-31013 НА БАЗЕ ГАЗ-3102
С началом горбачевской перестройки в 1985 году дошла очередь до создания «догоняющего» на базе 4-дверного «номенклатурного» седана ГАЗ-3102, сошедшего с конвейера 22 декабря 1981 года. «Супер Волга» для КГБ получил усиленный кузов, модернизированную подвеску и улучшенные тормоза. Автомобиль получил индекс ГАЗ-31012, который был известен узкому кругу людей.
Первая группа из четырех «догоняющих» автомобилей была построена с двигателями от новой «Чайки» ГАЗ-14. Через три года, в 1988 году, в мелкое производство пошла «Волга КГБ» ГАЗ-31013, которую можно узнать по сдвоенным выхлопным трубам с характерными патрубками на концах глушителей. Автомобиль получил двигатель ЗМЗ-505.10 V8 объемом 5,53 л. Фактически ее снизили до 200 л.с. С двигателем от новой Чайки ГАЗ-14. Трансмиссия, естественно, останется трехступенчатой автоматической. До распада Советского Союза в 1991 году в Горьком выпускалось 136 Суперволг моделей ГАЗ-31012 и ГАЗ-31013.
Салон 31-й «Волги» КГБ СССР выглядит обыденно, но если присмотреться, то можно найти отличия от серийной модели.
Заводская инструкция к этим автомобилям имела много общего с рекомендациями для ГАЗ-24-24.
Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.
В частности, нельзя было запускать двигатель при горящей лампочке аварийного давления масла, кроме как на малых оборотах холостого хода. Если система смазки двигателя работает исправно, лампочка должна погаснуть при увеличении оборотов. В пункте 5 производитель отметил: «Благодаря наличию гидротрансформатора в автомобиле отсутствует жесткая связь между двигателем и ведущими колесами. Поэтому для торможения автомобиля на стоянке обязательно используйте стояночный тормоз» космос." Следующий пункт предписывал не глушить двигатель до полной остановки автомобиля, так как при неработающем двигателе перестает работать гидроусилитель руля и гидроусилитель тормозов, что вызывает увеличение усилий на руле и педали тормоза.Рычаг АКПП в салоне ГАЗ-31013 раскрывает свое особое происхождение и потенциальные свойства.
Инструкции по использованию догонялки были простыми, но точными и очень полезными. Они были собраны таким образом, что водителю не приходилось ни о чем думать и он получал обновленную информацию прямо из заводского руководства. Допустим, на заводе предупредили, что реверс следует включать только после полной остановки автомобиля. Для заправки гидромеханической трансмиссии и системы гидроусилителя ГАЗ рекомендовал использовать только специальное масло, и никакое другое. На заводе категорически запрещено использование других масел.
Подкапотное пространство ГАЗ-31013 едва могло вместить мощный двигатель представительской Чайки ГАЗ-14.
Инструкция по эксплуатации малосерийных машин напоминала технический справочник, описывающий функции устройства и его работу во всех режимах. Поэтому особое внимание было уделено силовому агрегату. В брошюре было написано: «Эффективность и износ двигателя в значительной степени зависят от температурного режима. Поддерживайте температуру охлаждающей жидкости в пределах от 80 до 90 градусов по Цельсию, варьируя степень открытия жалюзи радиатора, и не начинайте движение, когда двигатель недостаточно прогрет». Сегодня это кажется банальным, но в 80-е годы это не было лишним напоминанием.
Бензиновый двигатель ЗМЗ-14 V8 объемом 5526 см3 в подкапотном пространстве новой Чайки ГАЗ-14. Развивал мощность 220 л.с. При 4200 об/мин и максимальном крутящем моменте 451 Нм при 2800 об/мин.
ГАЗ-31013 получил усиленную подвеску, тормозные диски увеличенного диаметра и другие улучшения. В результате были достигнуты достойные динамические показатели, зачастую превосходившие технические характеристики иномарок. Достаточно сказать, что разгон с нуля до 100 км/ч занял всего 13 секунд, а максимальная скорость превысила порог в 160 км/ч. Эти показатели соответствовали гаражу особого назначения и автопаркам других спецслужб, которым требовались подобные «волки в овечьей шкуре».
В летописи автомобильной «специализации» Горьковского автозавода отмечена и модификация ГАЗ-31011. Это «Волга» с двигателем V8 объемом 4254 см3 и мощностью 160 л.с., способным развивать максимальную скорость 170 км/ч. Использовать машину с таким оборудованием планировалось не столько в КГБ, сколько в структурах МВД. Исходя из этого, наверное, было бы неправильно считать его стопроцентным «извлечением» в первоначальном смысле этого слова.
РОТОР-ПОРШЕНЬ «ЛАДА»
Сообщество владельцев «догоняющих» седанов ГАЗ-23, ГАЗ-24-24, ГАЗ-24-25, ГАЗ-24-34, ГАЗ-31012, ГАЗ-31013 с двигателями V8 – узкий круг счастливчиков. Несмотря на абсолютную ценность редких автомобилей в этой когорте, вероятность встретить машины в оригинальном заводском состоянии лично, к сожалению, невелика. Даже среди коллекционеров встречаются экземпляры, испорченные колхозным тюнингом в виде посторонних зеркал, вычурных шторок, дополнительных антенн и прочего китча. Однако среди «догоняющих» гонок на «Волгах» с двигателями Чайковского мир клином не сошелся. Был еще ГАЗ-31028 с роторно-поршневым двигателем ВАЗ-413 мощностью 140 л.с. С. С его помощью необычная «Волга» могла «топтаться» на скорости 164 км/ч! И это совсем другая история.
ВАЗ-21059 «Жигули» с роторно-поршневым двигателем внешне похож на обычную «пятерку» из Тольятти.
Некоторые спецавтомобили не только Горьковского, но и Волжского автозавода были созданы с роторно-поршневыми двигателями, работающими по циклу Ванкеля. Немецкий инженер не мог предположить, что его изобретение с начала ХХ века будет востребовано спецслужбами вплоть до тысячелетия!
Именно так мог бы выглядеть седан «Жигули» ВАЗ-21018, оснащенный еще одной версией односекционного роторно-поршневого двигателя ВАЗ-311.
Первые японские малолитражные автомобили с роторно-поршневыми двигателями (РПД) прибыли в Советский Союз в 1960-х годах. Внимательно изучив зарубежный агрегат, советские инженеры спроектировали по аналогии с ним отечественный односекционный РПД. В процессе испытаний и опытной эксплуатации они были модифицированы, а в конце 70-х годов стали массово устанавливаться на автомобили КГБ СССР.
В «догоняющем» слоне на базе вазовской «классики» непременно были рации дальней связи.
Проект по созданию производства отечественных РПД начался в СССР в 1973 году. На Волжском заводе было создано специальное конструкторское бюро (СКБ). Уже в 1975 году инженеры изготовили первый прототип односекционного двигателя ВАЗ-301, а в 1976 году в Тольятти собрали опытную группу «Жигулей-Единичек» с таким РПД в количестве 50 единиц. Следующая версия «ротора» ВАЗ-311 появилась в 1982 году. Утка вышла из бутылки, и процесс стал необратимым: РПД стали предметом пристального внимания.
Лада 1600 Matic 1984 года выпуска от советско-бельгийской компании Scaldia-Volga SA с трехступенчатой автоматической коробкой передач, внешне похожа на обычную «шестерку» с «механикой».
Информация, хранящаяся в заводском музее Волжского автозавода, свидетельствует о том, что предприятие выпускало роторно-поршневые двигатели с 1975 по 2001 год. Всего в Тольятти было освоено 16 моделей с широким диапазоном мощностей: от 40 л.с. Входит в комплектацию ВАЗ-1182 образца 1983 года для микроавтобуса «Ока» и ВАЗ-1186 образца 1987 года для мотоцикла ИЖ до ВАЗ-4265 образца 1998 года с потенциалом 270 л.с. С вертолетом «Актай».
Большинство спецтехники уже на месте оснащалось радиостанциями «Альфа», «Ангстрем», «Верба», «Лес-1С» и средствами связи типа «Свирель-1».
для целей -1102 использовались 70-сильные ВАЗ-311 (1976 г., для ВАЗ-21018), 90-сильные ВАЗ-3181 (1979 г., для ВАЗ-2108), 110-сильные ВАЗ-414 (1987 г., для ЗАЗ) "Таврия" и т д. Специально для спецслужб в 1976 году были изготовлены опытные образцы ВАЗ-413 мощностью 140 л.с. - они устанавливались на ГАЗ-31028 «Волга». В 1979 году небольшими партиями осуществлялось производство РПД ВАЗ-411 мощностью 120 л.с для ВАЗ-21019 «Жигули». И последней в плеяде "догоняющих" отечественные РПД является модель 4132 мощностью 140 л.с для ВАЗ-21079 "Жигули". Мелкосерийное производство началось в 1992 году.
Вопреки распространённым рассказам, «Москвичи» не превратились в «догоняющие» автомобили, а массово использовались в структурах МВД и особенно в ГИБДД.
НА ШОССЕ
Завеса секретности, окружающая специальные автомобили КГБ и других силовых структур в СССР, породила множество обывательских рассказов и домыслов. Давайте посмотрим на некоторые из них.
Один из мифов касается использования трех аккумуляторов – первого в моторном отсеке, второго в отсеке под задним сиденьем (предположительно для запуска в сильный мороз) и третьего в багажнике для дополнительного специального оборудования. На самом деле в моторном отсеке использовался один аккумулятор большой емкости, а в салоне вспомогательного аккумулятора не было. Во-первых, все догоняющие машины были поставлены в гаражи и подготовлены к каждому рейсу. Во-вторых, не везде использовался вспомогательный аккумулятор для средств связи.
В народе ходят слухи, что некоторые «догоняющие» автомобили были замаскированы под обычные такси, но документально это не подтверждено.
Совершенно нелепый миф касается использования балласта в багажнике для лучшего распределения веса по осям. «Знатоки» утверждают, что пока они «догоняли» грунт, в заднюю часть якобы добавили дополнительный балласт в виде булыжников, кирпичей и бордюров. Возможно, кто-то так и сделал, только специально для этих целей отливали свинцовые блоки. Их не только помещали в багажник, но и закрепляли ремнями (кожаными или брезентовыми - точно неизвестно, поскольку сохранившиеся экземпляры машин дошли до наших дней без них).
Есть и такой вердикт: будто бы часть «разведки» КГБ для осуществления внешнего наблюдения была замаскирована под обычные такси. Возможно, прецедент был и даже не один, но документально это не подтверждено. Исходя из этого, резонно предположить, что это всего лишь народная фантастика, хотя не исключено и обратное. Тема «догоняющего» настолько привлекательна, что обречена на новые факты и домыслы, не затмевающие ее уникальность даже в XXI веке.
Уже в XXI веке для коллекционеров стали производить точные копии специальных автомобилей из Советского Союза в масштабе 1:18.
Источник
СССРАвтомобили Сделано в СССРТехнические изобретенияТюнингРетро-автомобилиДвигательЗапчастиЭлектроника70-еГаджетыТранспортДлинный пост 7Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: «Догонялки» в СССР: история спецавтомобилей для КГБ. Часть 2.