«Догонялки» в СССР: история спецавтомобилей для КГБ. Часть 1

Специальные автомобили в Советском Союзе были совсем другими. Некоторые виды стали широко известны только после распада Советского Союза. Речь идет о «догоняющих» автомобилях от Комитета национальной безопасности: обычных на вид и очень «заряженных» внутри.

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С «ЭМКИ»

В начале советской власти «догоняющего» развития не было и в помине. Их просто не строили – не было такой задачи. Роль специального транспорта играли иномарки, доставшиеся в наследство от царского режима. Первые отечественные специальные автомобили с мощными двигателями появились в СССР еще до Великой Отечественной войны, в 30-е годы, но расцвет они получили в послевоенный период.

Простые на вид, как и обычные малолитражки в производстве, «догоняющие» автомобили обычно имели под капотом двигатель V8 и автоматическую коробку передач. Требовалась огромная мощность, чтобы потенциала двигателя было достаточно для поддержания высокой скорости и возможности догонять иномарки в период наблюдения и преследования. Мы говорили об иностранных дипломатах, сотрудниках посольства, потенциальных шпионах и предателях Родины.

Легковой автомобиль ГАЗ-А выпускался с 1932 по 1936 год, но специальные автомобили на его базе не производились.

«Догоняющие» автомобили обычно представляли собой серийные и неброские модели автомобилей, которые легко можно было принять за серийную продукцию того или иного автозавода. Поначалу, на заре автомобилизации в Советском Союзе, у правоохранительных органов не было выбора. Чекисты положили глаз на двигатели V8, которые планировалось использовать на серийной «Эмке» ГАЗ-М1. Данные по автомобилям с 4-цилиндровыми рядными двигателями были в открытом доступе, а данные по двигателям V8 были засекречены. Рядная четверка выдавала 50 л.с. При 2800 об/мин и максимальном крутящем моменте 166,8 Нм при 1300 об/мин.

В период 1939–1941 и 1945–1948 гг. Небольшими партиями в городе Горьком выпускался ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым рядным двигателем ГАЗ-11 со степенью сжатия 5,6. По сути, это советская модификация американского двигателя Dodge D5 (3560 см3, 100 л.с.). Карбюраторная версия, изготовленная отечественными инженерами, имела рабочий объем 3480 см3, два клапана на цилиндр, диаметр цилиндра 82 мм и ход поршня 110 мм. Он развивал мощность 76 л.с. С при частоте вращения коленчатого вала 3400 об/мин. Главным преимуществом лицензионной установки была возможность работы на имеющихся в СССР видах моторного топлива. В дальнейшем на его основе были спроектированы двигатели для ГАЗ-М20 Победа и ГАЗ-12 (ЗИМ).

Сегодня отреставрированная «Эмка» ГАЗ-М1 возит посетителей музея Гаража специального назначения Федеральной службы охраны РФ по территории ВДНХ.

восьмицилиндровые двигатели Ford V8 использовались для оснащения «Эмока» с 1938 по 1940 годы, только для частей НКВД. Однако долго использовать их не удалось: в трагическом 1941 году большая часть их была демонтирована с быстроходных машин и установлена ​​на легкие танки Т-60. Вскоре эти боевые машины приняли активное участие в битве за Москву. Было несколько моделей Горьковского автозавода с мощными двигателями, но в производство они не пошли.

ПОСЛЕВОЕННАЯ «ПОБЕДА» ГАЗ-М20Г

«Золотой век» мощных и скоростных «догоняющих» начался в послевоенный период. В сентябре 1956 года руководство Горьковского автозавода получило заявку правительства СССР на создание серии специальных автомобилей на базе ГАЗ-М20 «Победа» для спецслужб. В Гаража Особого Назначения в то время с 1947 года эксплуатировались штатные автомобили этой модели, а с 1955 года велись работы по проектированию специальной версии. В результате в 1956 и 1957 годах выпускался ГАЗ-М20Г с двигателем большой мощности.

В то время никто не ставил задачу производить машину для слежки за иностранцами. На первый план вышла цель создать автомобиль сопровождения с хорошей динамикой разгона для защиты VIP-пассажиров в общественных лимузинах. «Хвостовая» машина не была призвана отставать от стремительных ЗИС-110, ЗИМ и других динамичных машин на дороге. Горьковский автозавод еще не освоил серийное производство «Волги» ГАЗ-21, а серия «Победа» не отвечала требованиям. Мне пришлось огородить сад.

ГАЗ М20Г (он же ГАЗ М26) — «заряженная» версия Победы, неотличимая от серийного автомобиля.

Ведущий конструктор ГАЗа Г.М. Вассерман втиснул в моторный отсек ГАЗ-М20 90-сильный двигатель ЗИМ. Под капотом было мало места, поэтому пришлось от него избавиться. Не мудрствуя лукаво, зимовский двигатель установили без гидромуфты, радиатор системы охлаждения уменьшили в размерах, а перед ним установили маслорадиатор. Передняя часть ГАЗ-М20Г стала тяжелее на 100 кг, в связи с чем на будущую «Волгу» пришлось установить более мощные рессоры. В ведущем заднем мосту передаточное число главной пары было уменьшено с 5,14 до 4,44. Карданную передачу сделали двухосной, с промежуточной опорой. Это вынужденная мера, связанная с изменившимся углом установки двигателя. А вот в салоне «спинка» карданного тоннеля отсутствовала. Стандартного бензобака емкостью 55 литров было явно недостаточно и возимый запас топлива увеличили до 80 литров. Вместо искусственной кожи в салоне использовалась дорогая ткань, как у представительских ЗИМов.

«Победа» ГОН 9-го управления КГБ при Совете Министров СССР выставлена ​​в Музее Гаража специального назначения ФСБ России в 53-м павильоне ВДНХ в Москве.

Работа не прошла даром. Время разгона ГАЗ-М20Г от 0 до 80 км/ч составило 19 секунд против 30 секунд у ГАЗ-М20, а максимальная скорость увеличилась со 109 до 132 км/ч. Разгон с места до «сотни» сократился до 30 секунд, что было неплохим показателем. Специальные автомобили «Победа» строились без конструкторской документации (секретно!) и всего было выпущено не более 100 единиц. Все успешно служили в КГБ до середины 60-х годов. А на смену им пришла чекистская «Волга» ГАЗ-23.

Классический «догонялка» хрущевской оттепели: ГАЗ-23 «Волга» с двигателем V8 мощностью 195 л.с. С государственной "Чайки" ГАЗ-13.

ГАЗ-23: «ВОЛГА» КГБ

Идея скрестить бульдога с носорогом, то есть совместить несовместимое, спонтанно пришла в голову офицерам КГБ, как только 21-я «Волга» вышла на конвейер Горьковского автозавода. Для спецслужб в машине все было хорошо, кроме динамики разгона и скоростного режима. Советским агентам 007 не подобало гоняться с простыми смертными.

Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

Нужно было динамическое преимущество, и тогда родилась идея запихнуть в моторный отсек «Волжанку». двигатель Чайковского! Легко сказать, но как разместить в ряд V-образную «восьмёрку» вместо «четвёрки»?!

Но не зря говорят: для энтузиастов нет слишком сложных задач. «Волга» ГАЗ-23 стала первым легковым автомобилем с улучшенной динамикой, созданным в 1962 году на базе ГАЗ-21 по заказу КГБ СССР. Под капотом располагалась 195-сильная V-образная «восьмерка» ЗМЗ-23 (на базе ЗМЗ-13), крутящий момент на задние колеса передавался трехступенчатой ​​автоматической коробкой передач и последним приводом от «Чайки» ГАЗ. -13. Адаптация V8 к размерам моторного отсека «Волги» потребовала значительных инженерных усилий и дизайнерских ноу-хау. И советские специалисты это сделали! Об этом позаботился Борис Дехтяр, ведущий конструктор ГАЗ-23, специалист по автоматическим трансмиссиям.

Четырехтактный нижнеклапанный двигатель Чайковского ГАЗ-13 (ЗМЗ-13) рабочим объемом 5526 см3 и мощностью 195 л.с. При 5600 об/мин с максимальным крутящим моментом 412 Нм при 2500 об/мин устанавливали на Волгу ГАЗ-23 для КГБ СССР.

Работа над ГАЗ-23 началась в 1959 году и продолжалась три года. В моторном отсеке можно было установить огромный V8 под углом 2˚. Только в этом положении вибрирующий под нагрузкой мотор не касался панелей кузова. Но наклоном вправо дело не закончилось. Пришлось усилить передние боковины и опоры двигателя, разработать выпускной коллектор новой геометрии, увеличить диаметр штока передней пружины с 16,3 до 17,0 мм и изменить форму масляного поддона. В задней рессорной подвеске толщина стальных пластин была увеличена с 6,0 до 6,5 мм. Даже штатную решетку «Китового уса» пришлось убрать — для радиатора увеличенного объема сделали аналог серийного, но других размеров.

По сравнению с ГАЗ-21 спецверсия ГАЗ-23 тяжелее на 300 кг. Разумеется, барабанные тормоза были переработаны, а в качестве тормозной жидкости использовалась АСА — состав на основе смеси изоамилового спирта и касторового масла. Главная пара приводного вала была изготовлена ​​оригинально, с передаточным числом 3,38, что впоследствии стало применяться на Чайках. Конструкторам пришлось пошалить с рычагом коробки передач, ведь управление у «Чайки» кнопочное. По заказу КГБ завод установил специальный механизм блокировки багажника из отсека, открыть который снаружи, не повредив крышку, было невозможно.

Были и другие изменения конструкции, но не все решения были признаны удачными. Например, пробный вариант отключения двигателя Чайка со 195 л.с. С мощностью до 160 л., в сочетании со стандартной механической коробкой передач оказалось неприемлемым. Крутящий момент двигателя V8 был настолько велик, что ни валы, ни синхронизаторы не могли с ним справиться. Пришлось вернуться к сочетанию двигателя Чайковского в силовой линии с обычной трехступенчатой ​​автоматической коробкой передач. Интересный факт: двигатель ЗМЗ-13 объемом 5526 см3 (195 л.с при 5600 об/мин, 412 Нм при 2500 об/мин) использовался не только на легковых автомобилях. Одним из ее носителей стала бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 (ГАЗ-41), которую Горьковский автозавод выпускал в период 1963–1982 годов, а на Арзамасском машиностроительном заводе – с 1982 по 1989 год. Было выпущено 9400 единиц.

Некоторые из «догоняющих» машин на базе 21-й «Волги» имели стандартную полицейскую конструкцию и дополнительные средства связи.

Кажется: отличить засекреченный ГАЗ-23 от обычного ГАЗ-21 можно по двойным или двум выхлопным патрубкам, расположенным по бокам. Как бы там ни было! Заказчик настоял на том, чтобы сзади «догонялки» была одна выхлопная труба, и точка! Часто для лучшей развесовки по осям спецслужбы фиксировали в багажнике балласт, под тяжестью которого шины проседали до образования едва заметных «щек». В салоне использовалось дополнительное освещение, а в зоне ног переднего пассажира появилась характерная выпуклость. Но кто бы позволил посторонним заглянуть в такую ​​«Волгу»! Лишь в случае крайней необходимости маскировалось наличие АКПП поддельной педалью сцепления. Вообще-то соска была согласована с педалью тормоза, но кто бы мог подумать?!

Внешне ГАЗ-23 сохранил стилистическое сходство с ГАЗ-21. Угол переднего свеса составлял 24 градуса, заднего – 19 градусов. Минимальный дорожный просвет (под картером заднего моста и патрубком глушителя) составляет 190 мм. Радиус поворота по оси колеи внешнего переднего колеса не превышает 6,3 м. Гораздо важнее ключевые показатели динамики. В паспорте записана максимальная скорость 160 км/ч, хотя на самом деле «Волга» КГБ могла разгоняться до 170 км/ч и даже чуть больше. Для сравнения: серийный ГАЗ-21 имел ограничение скорости 130 км/ч. При полной загрузке ГАЗ-23 после трогания с места разгонялся до 100 км/ч за 16 секунд, тогда как обычный седан делал это за 34 секунды. По этому показателю машина КГБ превосходила «Чайку», разгон которой до «сотни» занимал 18 секунд!

Автомобиль ГАЗ-23 был выпущен общим тиражом 603 экземпляра и имел несколько модификаций. Для обозначения основных характеристик использовался простой числовой индекс. Опытный вариант с механической коробкой передач имел маркировку ГАЗ-23А, а машина со специальным оборудованием - ГАЗ-23А1. Литера «Б» использовалась на экспортной модификации с улучшенной отделкой для дружественных СССР социалистических стран. Такие «догоняющие» автомобили выпускались до 1970 года, пока модельный ряд не сменился на «Волгу» ГАЗ-24. И вот «догоняющим» стала не первая «двадцатьчетверка», а машина второго поколения, получившая заводской индекс ГАЗ-24-24. В официальной документации для внутреннего пользования он обозначался как «машина сопровождения» или «скоростная машина». Советские Джеймсы Бонды больше не должны знать!

Двигатель ГАЗ-24-24 со степенью сжатия 8,5 потреблял высокооктановый бензин АИ-98, но допускалось и использование АИ-95 «Экстра».

Продолжение следует...

Источник

СССР АвтоТехника ИзобретенияКГБМототранспортТюнингЗапчастиРетроавтомобильДлинный пост 4

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: «Догонялки» в СССР: история спецавтомобилей для КГБ. Часть 1.