В Советском Союзе существовал особый класс служебных автомобилей, о которых широкой публике стало известно лишь после распада страны. Речь идёт о так называемых «догонялках» — внешне ничем не примечательных седанах, которые, однако, скрывали под капотом мощнейшие двигатели и служили для слежки и сопровождения. Эти машины создавались по заказу Комитета государственной безопасности (КГБ) и были рассчитаны на преследование иностранных дипломатов, потенциальных шпионов или VIP-персон.

Истоки: от «Эмки» до первых экспериментов
В первые годы советской власти специальных «догоняющих» автомобилей не существовало. Для оперативных нужд использовались трофейные или дореволюционные иномарки. Ситуация начала меняться в 1930-е годы, когда появились первые отечественные разработки с усиленными двигателями. Однако настоящий расцвет этого направления пришёлся на послевоенное время.
Главной задачей конструкторов было создать автомобиль, внешне неотличимый от серийной модели, но обладающий гораздо большей мощностью и динамикой. Это позволяло агентам оставаться незамеченными во время слежки и при необходимости легко догонять цели на дорогах. Под капот таких машин обычно устанавливали двигатели V8 в паре с автоматической коробкой передач — технологии, которые в массовом советском автопроме были большой редкостью.

Первые опыты связаны с легендарной «Эмкой» (ГАЗ-М1). Чекистов заинтересовала возможность установки на этот автомобиль мощного V8. В период с 1938 по 1940 год небольшую партию «Эмок» оснастили двигателями Ford V8. Эти машины поступили в распоряжение НКВД. Однако с началом Великой Отечественной войны большинство этих ценных силовых агрегатов было демонтировано и использовано для оснащения лёгких танков Т-60.


Параллельно велись работы с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, который представлял собой адаптированную советскую версию американского Dodge D5. Этот мотор использовался, например, на ГАЗ-11-73. Хотя он и был мощнее стандартных агрегатов, для задач спецслужб его потенциала всё же не хватало.
Послевоенный прорыв: «заряженная» «Победа» ГАЗ-М20Г
Новый этап в истории «догонялок» начался в середине 1950-х годов. В 1956 году Горьковский автозавод получил правительственный заказ на создание специальной версии «Победы» (ГАЗ-М20). Интересно, что изначальная задача была не в слежке, а в обеспечении безопасного сопровождения кортежей высокопоставленных лиц. Машинам сопровождения нужна была отличная динамика, чтобы не отставать от быстроходных представительских лимузинов, таких как ЗИС-110 или ЗИМ.

Конструктор Г.М. Вассерман нашёл остроумное решение: в тесный моторный отсек «Победы» был установлен 90-сильный двигатель от ЗИМа. Для этого пришлось отказаться от гидромуфты, уменьшить радиатор и серьёзно доработать шасси: усилить рессоры, изменить передаточное число главной пары, установить двухвальный карданный вал. Запас топлива увеличили до 80 литров, а салон отделали дорогой тканью, как у представительских машин.


Результат превзошёл ожидания. ГАЗ-М20Г (иногда называемый ГАЗ-М26) разгонялся до 100 км/ч за 30 секунд, в то время как серийной «Победе» на это требовалось около 45 секунд. Максимальная скорость выросла со 109 до 132 км/ч. Всего было выпущено около сотни таких автомобилей, которые собирались практически вручную, без официальной конструкторской документации, и служили в КГБ до середины 1960-х годов.

Апогей скрытой мощи: «Волга» ГАЗ-23
С появлением новой «Волги» ГАЗ-21 у спецслужб вновь возникла потребность в скоростной и незаметной машине. Серийная «двадцать первая» была хороша всем, кроме динамики. Так родилась идея, казавшаяся безумной: установить под капот «Волги» огромный V8 от представительской «Чайки» (ГАЗ-13).

Задачу блестяще решил ведущий конструктор Борис Дехтяр. Работы велись с 1959 по 1962 год. Чтобы разместить 195-сильный двигатель ЗМЗ-23, его пришлось установить под углом 2 градуса. Были усилены лонжероны и опоры, полностью переработана выхлопная система, усилена подвеска и тормоза. Крутящий момент от мотора передавался на задние колеса через трёхступенчатую автоматическую коробку передач от той же «Чайки».



Внешне ГАЗ-23 почти не отличался от обычной «Волги». По требованию заказчика машина имела всего одну выхлопную трубу. Для идеальной маскировки в салоне даже устанавливали муляж педали сцепления, чтобы скрыть наличие автомата. Иногда в багажнике размещали балласт для правильной развесовки.

Характеристики были впечатляющими: разгон до 100 км/ч занимал 16 секунд (против 34 у серийной модели), а максимальная скорость достигала 170 км/ч. Таким образом, эта «Волга» была даже динамичнее «Чайки». Всего с 1962 по 1970 год было выпущено 603 экземпляра ГАЗ-23 в различных модификациях, включая экспортные версии для союзных стран.


Эстафету у ГАЗ-23 приняла следующая модель на базе «Волги» ГАЗ-24, которая получила индекс ГАЗ-24-24. Эта машина, официально именовавшаяся «автомобилем сопровождения» или «скоростным автомобилем», продолжила традиции своих предшественников, став новым инструментом в арсенале советских спецслужб.


Продолжение следует...
Источник
СССР АвтоТехника ИзобретенияКГБМототранспортТюнингЗапчастиРетроавтомобильДлинный пост 4Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: «Догонялки» в СССР: история спецавтомобилей для КГБ. Часть 1.