В Советском Союзе 1938 года, где не существовало автосалонов, а руководство заводов было загружено плановыми задачами, появление автомобиля мечты казалось невозможным. Тем не менее, такой автомобиль был создан силами энтузиастов, став ярким исключением из правил своей эпохи.

Для участия в рекордных заездах на капоте ЗИС-Спорт был смонтирован дополнительный воздухозаборник, улучшающий охлаждение двигателя.
Комсомольский проект «Шик-модерн»
В атмосфере грандиозных строек и героических рекордов, молодые инженеры завода имени Сталина стремились к творчеству и смелым проектам. Инициатором стал инженер Анатолий Пухалин, чей дипломный проект был посвящен созданию высокоскоростного автомобиля. Его поддержали коллеги — Владимир Кременецкий и Николай Пулманов, а художник Валентин Ростков взялся за разработку экстерьера. Внутри коллектива машину называли «шикарным модерном», подчеркивая ее элегантность и авангардный дух. Целью было создание не просто стильного, но и по-настоящему быстрого автомобиля.

Общий вид шасси спортивного родстера ЗИС-Спорт.
За основу был взят серийный лимузин ЗИС-101, однако конструкция была серьезно доработана. В обе рессорные подвески добавили стабилизаторы для улучшения управляемости на высокой скорости, а главное внимание уделили модернизации силового агрегата.

Конструкторы усилили подвески и серьезно доработали двигатель для достижения рекордных показателей.
Неожиданная поддержка
Работа над автомобилем велась молодыми инженерами в свободное от основной работы время, и первоначально идея не нашла понимания у руководства. Переломным моментом стало вмешательство помощника директора ЗИСа, Ивана Лихачева, бывшего комсомольского активиста. Благодаря его влиянию, самодеятельный проект был включен в список «подарков Родине» к 20-летию ВЛКСМ в 1938 году. Этот статус позволил подключить к постройке родстера ресурсы и цеха крупного завода, что было совершенно необходимо для реализации столь сложной задумки.
Технические амбиции и зеленый цвет мечты
Несмотря на то, что длина автомобиля составляла 5600 мм при колесной базе 3570 мм (немного меньше, чем у базового лимузина), его сердцем стал значительно усиленный двигатель. Рядный 8-цилиндровый мотор увеличили с 5,8 до 6,06 литров, оснастили алюминиевой головкой блока цилиндров, в результате чего он выдавал 141 л.с. при 3300 об/мин, что на 31 л.с. больше, чем у серийного ЗИС-101. Для сравнения, престижный немецкий Horch 853A с 5-литровым двигателем развивал лишь 120 л.с. Коробка передач также была доработана: получила синхронизаторы и повышающую передачу. Уникальным был и цвет автомобиля — ярко-зеленый, выделявшийся на фоне преобладающих в советском автопроме черных и серых оттенков.
Обратите внимание: Представительский седан Audi A8 2018 года.

Футуристический ЗИС-Спорт на фоне прототипа ЗИС-102.
Авангардный дизайн без прямых аналогов
Публикация в «Комсомольской правде» в октябре 1938 года прославила автомобиль, хотя газетные иллюстрации мало походили на реальный прототип. ЗИС-Спорт был уникален: он не копировал зарубежные образцы, что было редкостью для советского автопрома 1930-х. Его обтекаемые формы, интегрированные в кузов огромные фары и необычная решетка радиатора выглядели ультрасовременно. Внешнее сходство с американским концептом Buick Y-Job того же года, скорее всего, было случайным, поскольку информация о зарубежных новинках в СССР была крайне ограничена.

Американский концепт-кар Buick Y-Job, 1938 год выпуска.
Триумфальный показ и рекорд скорости
К юбилею комсомола машину достроить не успели, но осенью 1939 года ее представили высшему партийному руководству в фойе Дома Союзов в Москве. Для этого пришлось разобрать часть стены здания, чтобы внести автомобиль внутрь. Руководство проект одобрило, хотя о серийном производстве речи не шло. В 1940 году, в ходе испытаний, ЗИС-Спорт установил всесоюзный рекорд скорости — 162,46 км/ч, приблизившись к заветной цели создателей в 180 км/ч. Однако после этого интерес к уникальному родстеру угас, завод был сосредоточен на выполнении военных и народно-хозяйственных заказов.

ЗИС-Спорт отличался необычным для советских машин длинным задним свесом, улучшавшим аэродинамику.
Загадка исчезновения и современная реплика
Дальнейшая судьба оригинального зеленого родстера неизвестна. Он мог быть утерян во время эвакуации завода в 1941 году или в послевоенной неразберихе. До наших дней дошли лишь черно-белые фотографии. В XXI веке мастерская «Молотов-Гараж» создала свою интерпретацию легендарного автомобиля — реплику, выполненную в сине-белой гамме, которая отражает современное видение того, каким мог бы быть ЗИС-Спорт. Этот проект, как и архивные снимки, служит напоминанием о смелой инженерной и дизайнерской мысли советской молодежи конца 1930-х годов.
Источник
Технологические изобретения СССР АвтоДлинный пост 2Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты.
