Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты

В СССР, особенно в 1938 году, не было автосалонов. А забот у руководства заводов хватало и помимо изготовления «автомобилей мечты». Но такая машина появилась. Хотя его просто не могло существовать! Именно в 1938 году!

Для рекордных гонок на капоте ЗИС-Спорт был установлен дополнительный воздухозаборник.

КОМСОМОЛЬСКИЙ «ШИК МОДЕРН»

Удивительно, но в условиях страшного, но и романтического времени строительства гигантских заводов и рекордов советских летчиков молодые инженеры завода имени Сталина имели мало общего с рутинной, банальной, скучной работой. Им хотелось творчества, побега. Пусть оно будет земным.

Также один из его друзей Анатолий Пухалин подготовил экзаменационный проект по теме «Быстроскоростной автомобиль». Разумеется, молодому «инженеру-пятиминутке» хотелось воплотить авангардные идеи в жизнь. Визионера поддержали такие же молодые коллеги: Владимир Кременецкий и Николай Пулманов. А молодой художник Валентин Ростков тоже охотно согласился расписать кузов необычного автомобиля. В дальнейшем, кстати, один из самых известных советских конструкторов, спроектировавший несколько моделей ЗИС и ЗИЛ.

Общий обзор шасси ЗИС-Спорт.

Создатели не имеющего аналогов в СССР спортивного автомобиля между собой называли его «шикарным модерном». Но они задумали не просто необычный элегантный кузов (а некоторые импортные «автомобили мечты», кстати, делались именно такими – оригинальный дизайн и серийные агрегаты), а по-настоящему быструю машину.

Разумеется, в его основу лег серийный лимузин ЗИС-101. А вот стабилизаторы появились в обеих зависимых рессорных подвесках ЗИС-Спорт. Штатный двигатель решили увеличить.

Подвески получили стабилизаторы, а двигатель был существенно усилен.

ПОДАРОК ​​МАТЕРИ ФРЕДЕЛАНД

Ребята работали над своим «шикарным модерном» по вечерам после работы. Но власти отнеслись к идее комсомольцев скептически. Но тут о машине узнал помощник директора ЗИСа, грозный Иван Лихачев. И этот помощник тоже был комсомольским активистом.

Именно он «доложил вопрос» грозному режиссеру, так что Лихачев заинтересовался идеей чудесного автомобиля. И не просто интересно. Самодеятельный молодежный проект был включен в список «подарков Матери-Родине» к 20-летию ВЛКСМ, которое должно было отмечаться в 1938 году. Если бы этого не произошло, юные мечтатели, вероятно, не повели бы себя на рискованное дело. Но приказ всемогущего Ивана Лихачева на заводе включил в постройку родстера все необходимое для этого цеха крупного предприятия.

ЗЕЛЕНАЯ МЕЧТА

Автомобиль имеет длину уже 5600 мм при колесной базе 3570 мм (чуть меньше, чем у семиместного лимузина ЗИС-101), но получил атмосферный двигатель. Рядный 8-цилиндровый двигатель с увеличенным рабочим объемом с 5,8 л до 6,06 л также оснащался алюминиевой головкой блока цилиндров. Агрегат развивал 141 л.с. При 3300 об/мин. Штатный двигатель ЗИС-101 выдавал 110 л.с. С.

Футуристический ЗИС-Спорт и прототип ЗИС-102.

Сто сорок лошадиных сил были очень хорошей цифрой для того времени. Например, рядная восьмерка дорогого и престижного немецкого Horch 853A развивала максимум 120 л.с. С. Правда, из меньшего – всего 5 литров рабочего объема.Коробка передач для ЗИС-Спорт тоже была сделана на базе серийной, но особенно – с синхронизаторами и даже с повышающей передачей. ЗИС-Спорт тоже был окрашен необычно – в зеленый цвет.

Обратите внимание: Представительский седан Audi A8 2018 года.

В те годы советская промышленность выпускала лишь несколько «цветных» автомобилей. Все больше и больше черного и серого.

ЭТО НЕ БАКУ

Информация о машине была опубликована в «Комсомольской правде» 17 октября 1938 года. В те годы это было нормой: любое достижение немедленно воспевалось в прозе, а иногда и в стихах. Хотя позже до этой идеи мало что дошло. А в случае с «ЗИС-Спорт» эффектная машина на картинке для газетной статьи имела мало общего с настоящим родстером.

Но машина оказалась не просто интересной, а потрясающей! Он, в отличие от советских серийных моделей 1930-х годов, не копировал ни одного зарубежного аналога. Хотя отчасти он напоминал американский концепт Buick Y-Job известного стилиста Харли Эрла, тоже 1938 года.

Американский Buick Y-Job, 1938 год

Но здесь история мрачная. Не факт, что юные мечтатели вообще видели изображение этой машины. Теоретически, однако, могли: в каком-нибудь журнале, привезенном из США. Но не более того.

В любом случае ЗИС-Спорт выглядел не только современно, но даже авангардно. Особенно необычно выглядели обтекаемая передняя часть и решетка радиатора, а также огромные фары, встроенные в кузов.

ЧЕРЕЗ СТЕНУ

Доделать машину в 1938 году к юбилею ВЛКСМ было некогда. Но уже осенью 1939 года родстер был показан советскому руководству, в том числе членам Политбюро. И не где-нибудь, а в фойе Дома Союзов, где проходила партийная конференция в Москве. Чтобы доставить машину туда, за ночь разобрали и собрали стену бывшего здания Ассамблеи Аделя!

ЗИС-Спорт имел необычный для советских автомобилей длинный хвост.

Начальству машина понравилась. Понятно, что никаких производственных последствий это иметь не может. Но для руководства объекта важна была сама формулировка закона.

Испытания, конечно, были отложены до 1940 года. ЗИС-Спорт готовился к чемпионату страны по автогонкам, который, однако, так и не состоялся. Однако в ходе испытаний машина достигла рекордной скорости СССР — 162,46 км/ч. Это было уже близко к запланированным 180 км/ч, о которых мечтали создатели автомобиля. Но после торжественного показа интерес властей к родстеру угас. Завод был занят выполнением плана, тяжелой и кропотливой доводкой модификаций серийных автомобилей. Родстера не было в их списке.

ОРИГИНАЛ И КОПИЯ

Никто не знает, куда исчез зеленый спортивный родстер. Даже ветераны завода, имеющие довоенный опыт, не могли ничего сказать наверняка. Во время спешной эвакуации ЗИСа в октябре 1941 года на это, конечно, не было времени. Они могли просто отвезти что-то на машине в Ульяновск, куда вывезли часть оборудования и документацию. Или она могла заблудиться в Москве.

Остались черно-белые фотографии и реплика, построенная в нашем веке. Однако мастерская «Молотов-Гараж» не сделала копию «ЗИС-Спорт», а воплотила свое — современное представление о том, каким он мог бы быть. Почему-то машину покрасили в синий цвет, а салон тоже сделали белым. Но такой экземпляр вместе со старыми фотографиями является напоминанием о чудо-автомобиле 1938 года. И он уж точно не заслуживает забвения.

Источник

Технологические изобретения СССР АвтоДлинный пост 2

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты.