В СССР, где с запчастями и сервисом были большие проблемы, заставить машину просто ездить было уже достижением. Поэтому технический тюнинг был редкостью и уделом энтузиастов. Чаще всего автолюбители ограничивались заменой карбюратора на более удачный, например, ставя на «Москвичи» и «Волги» агрегаты от «Жигулей», или усиливали задние пружины для перевозки тяжестей. Однако настоящим полем для творчества и самовыражения становился внешний вид автомобиля. Именно внешний тюнинг, меняясь от десятилетия к десятилетию, порой приобретал масштабы настоящей эпидемии.

ВАЗ-2106 («Шестёрка»), тюнингованная по всем канонам конца 1970-х. Даже диски с шинами — импортные, что было верхом мечтаний для советского автовладельца.
Это еще цветочки: интерьерный шик 1960-70-х
Всё начиналось с салона. В 1960-е годы невероятную популярность завоевали плетёные чехлы на руль из материала, похожего на разноцветные провода в изоляции. Они не только украшали, но и делали тонкие гладкие рули того времени более удобными. В 1970-е на смену им пришли меховые чехлы на сиденья и ворсовые «баранки». Некоторое время это считалось признаком достатка, но быстро теряло вид из-за пыли и грязи.

Классический набор для украшения салона начала 1970-х: тесьма на руле и декоративная ручка КПП с цветком.
Ещё одним обязательным атрибутом были причудливые ручки на рычаге коробки передач — с розами, ящерицами или пауками. А чтобы завершить образ, на лобовом стекле обязательно качался на верёвочке какой-нибудь чёртик или иная фигурка.

Загадочные и модные в своё время шторки на заднем стекле, чьё практическое назначение было весьма сомнительным.
Блеск и чернота: внешние метаморфозы
Внешний тюнинг 1970-х можно разделить на два направления: блестящее и чёрное. В моду вошло обильное хромирование: на кузова клеили молдинги от других моделей (например, от ВАЗ-2103 или 2106) или даже самодельные. На корму «Волг», «Москвичей» и «Запорожцев» водружали массивные хромированные «олени» или «птички» с багажников старых «Волг» ГАЗ-21.
Параллельно, вслед за западной модой, набирала популярность чёрная отделка. Серийные ВАЗ-2105 и «Москвич-2140» уже имели чёрные решётки радиатора, но народным умельцам этого было мало. Они наклеивали на кузова чёрные молдинги, часто с латинскими надписями, что придавало машинам спортивный вид.
Обратите внимание: Какие аксессуары выбрать для новой машины?.

«Победа», украшенная множеством хромированных элементов, включая подвеску от «Волги» ГАЗ-21.
«Жигули» часто получали массивные алюминиевые бамперы от экспортных версий «шестёрки» или «пятёрки». Обязательным элементом считался и широкий солнцезащитный козырёк над лобовым стеклом с гордой надписью «Autоexport», «Rally» или «Sport».

Четырёхфарная оптика на «Волге» ГАЗ-24 — мечта многих автолюбителей, которую некоторые воплощали своими силами.
Отдельная история — шторки на заднем стекле, подсмотренные у «Чайки». На юге они имели практический смысл, но в целом скорее ухудшали обзор. А ещё были популярны плетёные «шторки» и пластиковые решётки на заднем стекле, чья эстетическая ценность и сегодня вызывает вопросы.
Свет и звук: функциональные украшения
Советский тюнинг не всегда был лишь декоративным. Часто он нёс и практическую функцию. Так, многие устанавливали дополнительные противотуманные фары, что было оправдано слабой светотехникой старых моделей вроде «Победы». Иногда фары врезали прямо в решётку радиатора. Четыре фары на «Волге» ГАЗ-24 смотрелись настолько гармонично, что казались заводской опцией.

«Волга» ГАЗ-24 — эталон советского тюнинга: хромированные накладки на арках, «олень» с ГАЗ-21 и многое другое. Кажется, здесь собрано всё.
Правда, иногда и фары становились просто украшением: в 1970-е были в моде «противотуманки» с декоративными крышками, которые никогда не снимались. Примерно тогда же в моду вошли гигантские телескопические антенны. Их устанавливали вместо штатных или крепили на бампер. Сложно сказать, насколько они улучшали приём, но выглядели очень внушительно, а их конец, привязанный к водостоку, образовывал модный «бантик».
Владельцы действительно старых машин часто подходили к делу серьёзнее, дорабатывая конструкцию узлами от более новых моделей, чтобы поддерживать автомобиль на ходу. Это направление, которое сегодня иногда называют «колхозным», — уже отдельная и не менее интересная страница истории советского автомобилизма.
Источник
Автомобильное оборудованиеТюнинг-изобретенияСССРСделано в СССРЗапчастиРетроавтомобильАвтоВАЗДлинный пост 15Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители.