В то время как мировой автопром начинает пересматривать свои амбициозные планы по переходу на электромобили, в России эта тема, на первый взгляд, продолжает активно развиваться. Американские гиганты, такие как Ford и General Motors, сокращают инвестиции и производственные планы, столкнувшись с падением спроса и экономическими сложностями. Однако российские предприятия, например, Липецкий завод «Моторинвест», продолжают сборку электромобилей, пусть и на основе китайских платформ под маркой Evolute. Этот парадокс заставляет задуматься о реальных целях такого «электрического» бума в стране.
Мировой контекст: спад интереса к электромобилям
Международный опыт показывает, что первоначальный ажиотаж вокруг электрокамов постепенно сходит на нет. Основные причины — высокая стоимость как самих автомобилей, так и их обслуживания, а также переосмысление их экологичности. Даже в развитых странах дилерские центры переполнены непроданными «зелёными» автомобилями, что вынуждает бизнес просить у правительств снижения нормативов по их продажам. Более того, исследования, например, анализ жизненного цикла Tesla Model 3, указывают на то, что углеродный след такого автомобиля может быть сопоставим или даже превышать показатели некоторых современных дизельных моделей, особенно если электричество вырабатывается из ископаемого топлива.
Обратите внимание: «Электрички» стоят космических денег.
Российская специфика: стратегия или необходимость?
Несмотря на глобальный тренд, в России появляются новые электромобильные проекты: от перезапуска «Москвича» в электрической версии до анонсов со стороны «Атома» и того же «Моторинвеста». При этом рыночная доля электрокаров остаётся крайне низкой — около 1% от общего объёма продаж, что говорит об отсутствии массового спроса со стороны конечных потребителей. Это наводит на мысль, что развитие направления может преследовать иные, не purely рыночные цели.
Электромобиль как трамплин
Ключ к пониманию ситуации, возможно, кроется в дальнейших планах производителей. Так, на том же Липецком заводе уже анонсировали скорый выпуск моделей с традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС) на платформе того же китайского партнёра Dongfeng. Это позволяет выдвинуть гипотезу: начать сотрудничество с восточными производителями через относительно «модный» и поддерживаемый властями проект по электромобилям могло быть стратегическим решением. Такой подход позволяет быстро наладить производственные цепочки, получить необходимый опыт и технологии, чтобы впоследствии перейти к выпуску более востребованных и рентабельных автомобилей с ДВС. Таким образом, нынешний этап с электрокарами может быть не конечной целью, а тактическим шагом для укрепления партнёрства и развития полноценного автопроизводства в новых условиях.
Более детальный разбор этой теории и перспектив российского автопрома можно будет услышать в следующем выпуске подкаста портала «АвтоВзгляд».
Опрос
Верите ли вы в будущее электромобилей в России?
- Да.
- Нет.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: «Электрички», как шаг к… ДВС.
