Удивительная история «Нивы»: как автомобиль для советских колхозников полюбили за границей

Идея создания автомобиля «для сельских жителей», озвученная председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным летом 1970 года в Тольятти, дала старт разработке полноприводного автомобиля, который впоследствии стал легендой.

Лада Нива пикап.

От простой задумки к сложной конструкции

Изначально советские инженеры планировали создать максимально простую конструкцию. Однако первый прототип ВАЗ-Э2121 (где «Э» означало «опытный») уже имел несущий кузов и независимую переднюю подвеску. Несмотря на брезентовую крышу, напоминавшую классический ГАЗ-69, машина демонстрировала новый подход. Для неё даже разработали оригинальную коробку передач с возможностью выбора привода (передний, задний, полный), но от этой идеи пришлось отказаться. Руководство завода требовало максимальной унификации с серийными моделями для снижения себестоимости, поэтому в итоге использовали стандартную коробку передач, добавив отдельную раздаточную коробку.

Молодым конструкторам пришлось приложить немало усилий, чтобы отстоять концепцию постоянного полного привода, вдохновляясь примером британского Range Rover. В то время большинство внедорожников имели подключаемый передний привод.

Опытный ВАЗ-Э2121 с псевдонимом Формика.

От «Формики» к «Ниве»: эволюция проекта

Первый прототип был испытан в апреле 1972 года. Чтобы избежать лишних вопросов, на машины для испытаний устанавливали декоративную эмблему с красным крестом и надписью «Formika». Параллельно с работами над шасси, для нового автомобиля создали более мощный двигатель объемом 1,6 л и мощностью 80 л.с., который позже стал сердцем ВАЗ-2106.

Ключевой поворот в судьбе модели произошел, когда главный конструктор проекта Петр Прусов и конструктор Валерий Семушкин по собственной инициативе начали работу над версией с закрытым, более комфортабельным кузовом. Их макет, представленный в мае 1972 года, убедил руководство: внедорожник должен сочетать проходимость с комфортом легкового автомобиля. К 1973 году были собраны образцы, уже очень похожие на серийную «Ниву».

Серийный успех и характерные особенности

Серийное производство ВАЗ-2121 «Нива» стартовало 5 апреля 1977 года. В СССР автомобиль покорил сочетанием выдающейся проходимости, хорошей динамики и непривычного для внедорожника комфорта: салон отделывался на уровне престижных «Жигулей» моделей 2103 и 2106.

Серия Нива ВАЗ-2121.

Несмотря на высокую цену (дороже была только «Волга»), за «Нивой» выстраивались очереди не только среди колхозников, но и среди горожан, ценивших её для поездок на природу. К недостаткам относили тесный задний ряд, небольшой багажник, высокий уровень шума на скорости (виной чему были трансмиссия и внедорожные шины) и перегруженную четырехступенчатую коробку передач, унаследованную от «Жигулей». Однако эти минусы прощали за уникальный набор качеств.

Международное признание и неофициальные модификации

Экспорт «Нивы» начался в 1978 году и оказался невероятно успешным — вскоре до 70% выпускаемых машин шло на экспорт. Спрос был так велик, что, например, в Великобританию первые партии поставлялись с левым рулём. По количеству зарубежных тюнинговых версий «Нива» стала одним из лидеров среди советских автомобилей.

За рубежом на базе «Нивы» создавали разнообразные модификации: от практичных пикапов (в Австралии, Канаде) до хитроумных полуфургонов, как чешский «Лада Нива Специальный Практик». Особой популярностью пользовались кабриолеты. Французская компания Poch выпускала Lada Niva Plein Soleil («Солнечная»), итальянская Giallo Exploit — свои версии, а в Великобритании кабриолет продавался под названием «Казак».

Полутрактор от Нивы – ВАЗ-1922 года.

Итальянская Лада Нива от Giallo Exploit.

Британская Лада Казак Кабриолет.

Отечественные эксперименты: длиннее и выше

В 1990-е годы в России также активно создавали модификации «Нивы». Появились удлиненные версии для увеличения пространства: ВАЗ-21218 «Фора» от компании «Бронто» и заводские ВАЗ-2129 (трехдверный) и ВАЗ-2131 (пятидверный). Компания «Лада-Тул» пошла дальше, увеличив не только базу, но и высоту крыши, создав на этой основе машину скорой помощи. Были и грузовые версии, такие как «Лада-Бизон» от «Восточного кольца».

Первая удлиненная Нива ВАЗ-2129.

«Нива» в спорте: от Парижа до Дакара

«Нива» проявила себя и в автоспорте. Французский экспортер Жан-Жак Пок (Poch) строил раллийные автомобили для легендарного марафона Париж-Дакар. С каждым годом машины становились всё более серьёзными: от форсированных двигателей до карбоновых кузовов и моторов V6 мощностью до 310 л.с. Высшим достижением стало второе место в общем зачёте марафона. В 1990-х и сам «АвтоВАЗ» создал раллийную «Ниву Т3».

Французское ралли Lada Niva Proto.

За более чем 45 лет выпущено свыше 2 миллионов «Нив», и её производство продолжается. История автомобиля, созданного для советских колхозников, обросшая множеством удивительных модификаций и завоевавшая мир, ещё не закончена.

Источник

БОНУС

Изобретения СССР Автомобильное оборудование, Нива Италия, Австралия, Великобритания ВидеоYouTube Длинный пост 8

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Удивительная история «Нивы»: как автомобиль для советских колхозников полюбили за границей.