"Для сельских жителей»
Именно так летом 1970 года в Тольятти сформулировал очередную задачу завода Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Это стало сигналом к началу разработки полноприводного автомобиля.
Лада Нива пикап.
Конечно, советские инженеры изначально предполагали такую машину максимально простой по конструкции. Однако кузов первого образца ВАЗ-Э2121 (Э – опытный) был выполнен несущим, а передняя подвеска – независимой. Но концептуально автомобиль с брезентовой крышей все же был близок ГАЗ-69 — классическому советскому внедорожнику.
Но для новой машины разработали оригинальную коробку передач, позволявшую включать только передний привод, только задний или полный привод. Но от этой договоренности пришлось быстро отказаться. Руководство завода поставило жесткие требования: для снижения себестоимости производства – максимальная унификация с серийными моделями. Включая использование существующей коробки передач. Раздаточная коробка новая, но отдельная – не в блоке с коробкой передач.
Инженеры потратили немало усилий, чтобы убедить руководство в целесообразности постоянного полного привода. Большинство внедорожников того времени имели подключаемый передний привод. А вот для молодых конструкторов из Тольятти примером для подражания в данном случае послужил британский Range Rover с постоянным полным приводом.
Опытный ВАЗ-Э2121 с псевдонимом Формика.
Первый прототип ВАЗ-Э2121 был испытан в апреле 1972 года. Чуть позже появился новый образец. Автомобили были оснащены декоративной бутафорской эмблемой с красным крестом и надписью Formika. Сделали это только для того, чтобы люди на улице не задавали испытателям лишних вопросов.
ОТ ФОРМИКА ДО НИВЫ
Специально для полноприводного автомобиля завод решил создать двигатель большей мощности, чем существующие серийные двигатели. В ноябре 1971 года появились первые прототипы агрегата рабочим объемом 1,6 л и мощностью 80 л.с. С при 5400 об/мин и с крутящим моментом 116 Нм при 3400 об/мин. Позже этот двигатель был установлен на ВАЗ-2106.
Но пока шли работы, главный конструктор проекта Петр Прусов и молодой конструктор Валерий Семушкин по собственной инициативе, без согласования с руководством, одновременно начали работать над проектом автомобиля с закрытым, более удобное тело.
Макет совершенно иного внешнего автомобиля был показан главному конструктору ВАЗа Владимиру Соловьеву 5 мая 1972 года. И идея ему понравилась! Не без трудностей, но высшему руководству завода и даже Министерству автомобильной промышленности СССР удалось убедить их в том, что внедорожник должен иметь закрытый кузов и салон, не уступающий по комфорту и отделке обычному легковому автомобилю. На тот момент машина уже имела передние дисковые тормоза. На первых прототипах они были барабанного типа.
В апреле — августе 1973 года были собраны четыре опытных образца ВАЗ-2Э2121, уже очень похожих на запущенные в производство. На одной из машин даже была надпись «Нива».
ЭФФЕКТЫ И ДЕФЕКТЫ
Серийное производство ВАЗ-2121 официально началось 5 апреля 1977 года. В Советском Союзе «Нива» нашла отклик своей прекрасной проходимостью в сочетании с высокой динамикой и комфортом. Салон «Нивы» отделан не хуже, чем в «Жигулях», причем самых престижных моделях: ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106.
Серия Нива ВАЗ-2121.
Несмотря на высокую цену (дороже «Нивы» была только «Волга»), за машинами выстраивались очереди. Причем не только от колхозников, но и от горожан, любящих поездки на природу.
Главным недостатком автомобиля было даже не тесное заднее сиденье (ведь длина автомобиля всего 3740 мм, а колесная база 2220 мм) и маленький багажник. Машина была очень шумной на высоких скоростях. «Запела» трансмиссия с промежуточным валом между коробкой передач и раздаточной коробкой и «злыми» внедорожными шинами. Кроме того, штатная четырехступенчатая коробка передач «Нивы» была перегружена. Это была плата за союз с «Жигулями». Но многие прощали даже это автомобилю с прекрасным сочетанием, как казалось раньше, несовместимых характеристик.
КАЗАКИ И ДРУГИЕ НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА
Экспорт «Нивы» начался в 1978 году. Вскоре до 70% внедорожников стали отправлять за границу. Никто в СССР не планировал для автомобиля такого зарубежного успеха. Но спрос был настолько велик, что, например, в Великобританию первые автомобили поставлялись с левым рулём, поскольку заднеприводная модификация ещё не была готова.
По количеству зарубежных тюнинговых версий «Нива» конкурировала только с «Ладой-Самарой», но, скорее всего, вышла на первое место.
В частности, производились различные грузовики от «Нивы». Причем даже в далекой Австралии и Канаде. Простые пикапы имели слегка расширенный задний свес и, конечно же, складную заднюю дверь.
Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.
А вот чешский экспортер наших «Лад» сделал более хитрую модификацию «Лада Нива Специальный Практик» — что-то среднее между универсалом и фургоном. Задний свес стандартной «Нивы» увеличили, к крыше прикрепили пластиковый расширитель, багажник же остался стандартным.Полутрактор от Нивы – ВАЗ-1922 года.
Несколько версий кабриолета были построены и проданы в разных странах. Дизайны были примерно одинаковыми. Чтобы не ослаблять несущий орган, средние колонны и перемычка между ними были сохранены. Сзади автомобиля сделали мягкую крышу. Иногда спереди имеется люк.
Одним из самых известных кабриолетов является французская Lada Niva Plein Soleil (Солнечная) – творение компании Poch, активно занимающейся продажей автомобилей ВАЗ. Кстати, в начале 1980-х этот экспортер вывел марку Lada на седьмое место по продажам во Франции.
Итальянская компания Giallo Exploit также построила нечто похожее на французский автомобиль без сложного обвеса, который полюбился некоторым зарубежным экспортерам.
Итальянская Лада Нива от Giallo Exploit.
У британской «Нивы» также была версия кабриолета со смешным названием «Казак». Автомобили с мягким верхом также продавались в Голландии под названием Savanne, в Германии и снова в Австралии.
Британская Лада Казак Кабриолет.
ДОЛЬШЕ И ВЫШЕ
Чуть позже, чем на Западе, «Нива» быстро стала обзаводиться самыми разнообразными, порой весьма причудливыми, модификациями у себя на родине.
Вообще-то у заводских испытателей была поговорка: чем дольше «Нива», тем короче срок службы коробки передач. Однако идея сделать тесную машину более просторной как для задних пассажиров, так и для багажа существовала всегда. И в 1990-е годы этим бизнесом активно занимались несколько производителей.
Самый щадящий вариант ВАЗ-21218 «Фора» предложила тольяттинская компания «Бронто». Базу увеличили всего на 300 мм – до 2500 мм. А вот машина с удлиненными дверями и приподнятой над задним диваном крышей стала заметно просторнее.
Еще раньше, в 1994 году, Опытно-промышленное производство (ЭПП) ВАЗа наладило выпуск малосерийной «Нивы» с базой 2700 мм. Забавно, что ВАЗ-2129 был трехдверным, со стеклянной вставкой между передним и задним стеклом. На крыше сделали пластиковую крышку, закрывающую сварной шов. Но если сложить заднее сиденье, то это оказался просто гигантский фургон. Однако трехдверные автомобили выпускались очень недолго. В 1995 году в производство был запущен более логичный и практичный пятидверный ВАЗ-2131.
Первая удлиненная Нива ВАЗ-2129.
Компания «Лада-Тул» развила эту идею, увеличив высоту крыши, а затем и заднего свеса. Этот ВАЗ-2131-05 предлагался как машина скорой помощи.
Первый серийный отечественный грузовик на базе ВАЗ-2121 был изготовлен компанией «Восточное кольцо» в 1992 году. Бортовая полурама ФВК-2302 за кабиной имела грузоподъемность 500 кг и рессорную заднюю подвеску. В 1994 году после реорганизации подразделения, производившего грузовые автомобили, автомобиль получил название «Лада-Бизон». Производство прекратилось в 1995 году, собрав всего около 650 машин. Однако несколько грузовых версий «Нивы» изготовила тольяттинская компания «ВИС.
И ДАЖЕ ГОНКИ
Вездеход «Колхоз» даже стал гоночным автомобилем. Впервые сделать такой автомобиль осмелился неугомонный Жан-Жак Пок, экспортировавший «Лады» во Францию. В 1980-е годы его компания строила раллийные автомобили «Нива» для престижного марафона Париж-Дакар.
Французское ралли Lada Niva Proto.
С каждым годом французские автомобили становились все более гоночными — тщательно подготовленными к соревнованиям. Начинали мы со стандартного двигателя, форсированного всего до 110 л.с. С. Затем появились агрегаты объемом 1,8 л и мощностью 140-160 л. С. А позже автомобили с карбоновыми деталями кузова и другие серьезные модификации оснащались французскими двигателями V6 объемом 2,4 литра и мощностью до 310 л.с. С.!
Высшим достижением Нивы из Поча стало второе место в общем зачете марафонского ралли!
Уже в начале 1990-х годов «АвтоВАЗ» создал и раллийный автомобиль «Нива». Лада Нива Т3 оснащалась двигателем объемом 1,9 л мощностью 135 л.с. С. Автомобиль с дисковыми тормозами на всех колесах и серьезно доработанной подвеской развивал скорость до 170 км/ч.
За четыре с половиной десятилетия выпущено уже более 2 миллионов Нив, и планов по снятию с производства автомобиля пока нет. Так что история автомобиля для советских колхозников, обросшая множеством удивительных модификаций, еще не закончилась.
Источник
БОНУС
Изобретения СССР Автомобильное оборудование, Нива Италия, Австралия, Великобритания ВидеоYouTube Длинный пост 8Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Удивительная история «Нивы»: как автомобиль для советских колхозников полюбили за границей.