История ГАЗ-3105: сладкая фантазия и горькая правда новой «Волги»

Конечно, еще с конца 1970-х годов Горький хорошо понимал, что как ни модернизируй Волгу ГАЗ-24, ей необходимо подготовить замену. Конечно, даже чиновничий ГАЗ-3102 с его более солидным внешним видом и передними дисковыми тормозами не был принципиально новым.

Стилистически «Волга» выглядела просто, но вполне прилично.

РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ

В начале 1980-х годов ГАЗ взял на вооружение модель в классе между «Волгой» и «Чайкой». Была надежда, что государство проявит повышенный интерес к новой чиновничьей «Волге». Это означает, что объект получает необходимое финансирование. Новая представительская Волга ГАЗ-3105 должна была вобрать в себя все самое современное: полный привод, независимую подвеску, дисковые тормоза с АБС. Именно для этой машины Горький сконструировал новый, оригинальный двигатель.

Двигатель V8 рабочим объемом 3,4 л (82х80 мм) в поршневой группе был объединен с двигателем ВАЗ-21083 объемом 1,5 л (82х71 мм). Горьковский V8 имел чугунный блок цилиндров и алюминиевую головку, гидрокомпенсаторы хода в клапанном механизме и цепной привод.

Двигатель V8 объемом 3,4 литра был специально разработан для новой «Волги.

Для двигателя ГАЗ-3105 были установлены сразу две системы питания. С карбюраторами (устанавливались отечественные К-114 и импортные «Пирбург» или «Солекс») двигатель развивал мощность 166 л.с. При 5400 об/мин. С системой впрыска – 170 л.С при 5400 об/мин. В этой версии двигатель выдавал крутящий момент 265 Нм. Для второй половины 1980-х годов такие показатели даже по сравнению с зарубежными аналогами выглядели вполне прилично.

Первый прототип ГАЗ-3105, по терминологии испытателей - "мул", кстати, тоже с кузовом ГАЗ-3102 и 130-сильным двигателем ЗМЗ-406, был собран в 1986 году. К концу 1987 года было изготовлено уже четыре опытных образца ГАЗ-3105.

Ранний прототип ГАЗ-3105 с раздвоенными боковыми окнами.

БОЛЬШАЯ ВОЛГА

Просторный седан длиной 5050 мм с колесной базой 2870 мм (на 70 мм больше, чем у ГАЗ-24, но на целых 580 мм меньше, чем у Чайки ГАЗ-14) отличался лаконичным, но при этом достаточно гармоничным дизайном. Игорь Безродных. Стилистически автомобиль лишен «звезд с неба», но вполне соответствует дизайнерским тенденциям 1980-х годов. Однако изображение было испорчено тем, что двери разделились на два стекла, и оторвалась только нижняя часть. Но вскоре, к счастью, они были заброшены.

Интерьер ГАЗ-3105 был переработан. Его стилистические мотивы затем были использованы при создании серийных моделей, в том числе серийной «Волги» ГАЗ-3110. Правда, первые образцы ГАЗ-3105 временно использовали элементы интерьера SAAB 9000.

Вообще, при проектировании новой «Волги» Горький внимательно изучал Ford Sierra, Lancia Thema, Audi 100. Наиболее близок по базе и общей компоновке немецкий автомобиль ГАЗ-3105. Но на этом сходство заканчивалось.

По меркам 1980-х годов салон ГАЗ-3105 выглядел очень богато и элегантно.

На полноприводной «Волге» применили совершенно новые и интересные для отечественного автопрома конструктивные решения. Двигатель устанавливался продольно, как на «Ауди» и «Москвич-2141». «Волга» получила постоянный полный привод и межосевой дифференциал, который можно было блокировать посредством пневмопривода с места водителя.

Обратите внимание: Обзор новой Mazda СХ-9.

Исходная пятиступенчатая механическая коробка передач (3,6/2,2/1,46/0,98/0,76) имела полый выходной вал, через который приводной вал переходил на переднюю ось.

На самом деле такая машина прекрасно бы работала с автоматической коробкой передач. Но так как планировалось лишь мелкосерийное производство, автомат для ГАЗ-3105 не проектировали. Слишком дорого.

Тормоза ГАЗ-3105 с дисковыми механизмами на всех колесах (спереди вентилируемые) оснащены АБС. Всю конструкцию Горький разработал самостоятельно, используя импортные комплектующие и бракованные детали от предыдущих горьковских моделей — ГАЗ-3102 и ГАЗ-14.

Впервые в истории завода ГАЗ-3105 получил переднюю подвеску типа McPherson и реечное рулевое управление. Автомобиль также имел независимую заднюю подвеску с амортизаторными пружинами. И, кстати, впервые в истории заведения. Концептуально подвески, использованные на полноприводной «Ауди», были схожи, но «Волга» имела совершенно другую геометрию и детали. Экспериментировали даже с гидропневматической подвеской. Но они, конечно, больше думали о прозе жизни.

Полноприводный ГАЗ-3105 оснащался полностью независимой подвеской и блокировкой дифференциала.

ПРОЗА И ПОЭЗИЯ

Когда мы проектировали столь сложную и дорогую машину, мы планировали и более доступные версии, как с классическим ГАЗовским задним приводом, так и с передним. Полноприводная «Волга» с четырехцилиндровым двигателем ЗМЗ могла бы, по крайней мере теоретически, стать преемницей быстро и безнадежно стареющего серийного семейства. Но основные вложения все же были вложены в большой седан для чиновников. Ведь здесь - в 1989 году по указанию сверху сняли с производства ГАЗ-14 "Чайка", ставшая жертвой очередной советской "борьбы с привилегиями". Руководство ГАЗа увидело в этом эпохальном событии шанс ускорить запуск ГАЗ-3105 в производство. И именно тогда пресса стала много и даже восторженно писать о новенькой «Волге.

НИ ЗДЕСЬ НИ ЗДЕСЬ

О начале производства ГАЗ-3105 было довольно громко объявлено в 1992 году. Автомобили фактически стали собирать индивидуально и привязывать к госструктурам. Первоначально планировали выпускать 250 машин в год.

Вариант ГАЗ-3105, запущенный в производство в 1992 году.

А ведь заявленная цена на тот момент составляла около 80 тысяч долларов, то есть вполне сопоставима со стоимостью иномарок BMW 7 серии. Для среднестатистического потребителя затраты просто астрономические. А для тех, кто уже смог купить представительский седан, покупка сомнительна. Даже госорганы не спешили покупать «Волгу», пусть и новенькую, за такие деньги. Тем более, что в начале 1990-х чиновники всех рангов уже в полной мере распробовали престижные иномарки.

Никто не спешил вкладывать деньги в расширение, а значит снижение издержек производства. В общем, возникла противоположная революционная ситуация: верхи не хотят, низы не могут.

Производство остановили в 1996 году, собрав всего 55 седанов ГАЗ-3105. На самом деле проект, пусть и оригинальный, а для нашего автопрома даже новаторский автомобиль в новых экономических условиях, был явно обречен. Сейчас седан с горькой судьбой – это, конечно, мечта многих коллекционеров. Так обычно бывает с неудачными машинами.

Источник

Моторная техника Изобретения Длинный пост 2

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: История ГАЗ-3105: сладкая фантазия и горькая правда новой «Волги».