Уже к концу 1970-х годов на Горьковском автозаводе осознали, что семейство «Волг» на базе ГАЗ-24, несмотря на все модернизации, нуждается в принципиально новой замене. Даже более статусная версия ГАЗ-3102, созданная для чиновников, была, по сути, глубокой переработкой старой модели, а не прорывом.

Дизайн классических «Волг» был простым, но выдержанным и аккуратным.
Рождение амбиций
В начале 1980-х конструкторы ГАЗа задумали создать автомобиль, который заполнил бы нишу между массовой «Волгой» и роскошной «Чайкой». Расчёт был на государственный заказ для высшего чиновничества, что гарантировало бы проекту стабильное финансирование. Новая представительская «Волга» ГАЗ-3105 задумывалась как флагман технологий: с постоянным полным приводом, полностью независимой подвеской, дисковыми тормозами на всех колёсах с АБС. Для неё был разработан абсолютно новый силовой агрегат.
Это был V-образный 8-цилиндровый двигатель объёмом 3,4 литра. Интересно, что при его создании использовались унифицированные с ВАЗовским мотором 21083 поршни (диаметр 82 мм). Двигатель имел чугунный блок, алюминиевые головки, гидрокомпенсаторы в приводе клапанов и цепной ГРМ.

3.4-литровый V8 — сердце, созданное специально для флагманской «Волги».
Для этого мотора предусматривались две системы питания. В карбюраторном варианте (с отечественными К-114 или импортными «Pierburg»/«Solex») он выдавал 166 л.с. Более совершенная инжекторная версия развивала 170 л.с. при 5400 об/мин и крутящий момент 265 Н·м. По меркам второй половины 1980-х эти показатели выглядели очень достойно даже на международном уровне.
Первый прототип, так называемый «мул» с кузовом от ГАЗ-3102 и двигателем ЗМЗ-406, собрали в 1986 году. К концу 1987-го было готово уже четыре опытных образца новой модели.

Ранний прототип с характерной, но впоследствии отвергнутой, конструкцией дверей с двумя отдельными стёклами.
Большая и современная «Волга»
Новый седан длиной 5,05 метра с колёсной базой 2870 мм (на 70 мм длиннее ГАЗ-24, но на 580 мм короче «Чайки») получил сдержанный и гармоничный дизайн от Игоря Безродных. Автомобиль соответствовал духу 1980-х годов, хотя и не претендовал на дизайнерскую революцию. От первоначальной идеи с раздельными стёклами в дверях быстро отказались.
Салон ГАЗ-3105 был полностью новым, и многие его стилистические решения позже перекочевали в серийные модели, включая ГАЗ-3110. Правда, на первых прототипах временно использовалась «донорская» панель приборов от Saab 9000.
При разработке инженеры ГАЗа внимательно изучали современные западные седаны, такие как Ford Sierra, Lancia Thema и Audi 100. Немецкий автомобиль был наиболее близок по компоновке, но на этом сходство и заканчивалось — дальше начинались собственные инженерные решения.

По меркам советского автопрома салон ГАЗ-3105 смотрелся невероятно современно и богато.
Для отечественного автопрома «Волга» стала настоящим прорывом в области технологий. Продольно расположенный двигатель сочетался с постоянным полным приводом и межосевым дифференциалом, блокировка которого управлялась пневмоприводом из салона.
Обратите внимание: Обзор новой Mazda СХ-9.
Пятиступенчатая механическая коробка передач имела полый выходной вал для привода на переднюю ось.Такой автомобиль явно просил автоматическую коробку передач, но для планируемого мелкосерийного производства её разработка сочли неоправданно дорогой.
Тормозная система с вентилируемыми дисками спереди и АБС была разработана на ГАЗе с использованием как импортных компонентов, так и деталей от других моделей завода. ГАЗ-3105 впервые в истории марки получил переднюю подвеску типа «МакФерсон», реечное рулевое управление и независимую многорычажную заднюю подвеску. Экспериментировали даже с гидропневматической подвеской, но в итоге остановились на более традиционных и надёжных решениях.

Схема полного привода с блокируемым дифференциалом и независимая подвеска всех колёс делали ГАЗ-3105 уникальным явлением.
Мечты и суровая реальность
Изначально на базе новой платформы планировали создавать и более доступные версии — как с классическим задним, так и с передним приводом. Теоретически такая машина могла бы стать достойным преемником стареющего семейства «Волг». Однако основные усилия и инвестиции были сконцентрированы на представительском седане для элиты. Ситуация изменилась в 1989 году, когда в рамках «борьбы с привилегиями» сняли с производства «Чайку» ГАЗ-14. Руководство ГАЗа увидело в этом шанс для ускорения запуска ГАЗ-3105, и в прессе начали появляться восторженные статьи о новой флагманской «Волге».
Между двух огней
Официально о начале производства ГАЗ-3105 объявили в 1992 году. Машины собирались практически штучно и ориентировались на госструктуры. Планировался выпуск 250 автомобилей в год.

Серийный вариант ГАЗ-3105, представленный в 1992 году.
Цена новинки составляла около 80 000 долларов, что было сопоставимо со стоимостью новых BMW 7-й серии. Для рядового покупателя это были астрономические деньги, а для тех, кто мог себе это позволить, выбор между передовой, но непроверенной отечественной разработкой и престижным импортным автомобилем был очевиден. Даже государственные учреждения не горели желанием покупать «Волгу» по такой цене, особенно когда в начале 1990-х рынок наводнили иномарки.
Инвестиций в расширение производства и снижение себестоимости не последовало. Проект попал в замкнутый круг. Производство было окончательно остановлено в 1996 году, всего выпустив 55 автомобилей. Инновационный для своего времени проект оказался нежизнеспособным в новых рыночных условиях. Сегодня ГАЗ-3105 — желанный экземпляр для коллекционеров, что является горькой иронией судьбы для большинства неудавшихся автомобилей.
Источник
Моторная техника Изобретения Длинный пост 2Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: История ГАЗ-3105: сладкая фантазия и горькая правда новой «Волги».

