Предпочитали иномарки: на чем ездили знаменитости в СССР

Представители советской художественной элиты и творческой богемы, известные спортсмены начинали свою автомобильную жизнь с отечественных моделей, но всегда старались покупать иномарки. Но кто-то начал с них…

Магазинов, где продавались автомобили до Великой Отечественной войны в Союзе просто не было. В стране было минимальное количество личных автомобилей, и, как правило, ими владели только более или менее близкие к власти граждане. Ведь именно она дала право на покупку автомобиля.

АВТОМОБИЛЬ ИЗ ПАРИЖА

Известные учёные, писатели, режиссёры, актёры писали прошения, как правило, не кому-нибудь, а председателю Совнаркома Вячеславу Молотову. Если он выносил положительное постановление, гражданин покупал ГАЗ-М1 или даже ЗИС-101, а иногда и иномарку.

У некоторых особо уважаемых лауреатов премии уже в 1930-е годы было по паре машин! Скажем, от известного писателя и, как его называли, «красного графа» Алексей Толстой.

А вот первым частным автомобилем советской Москвы в годы, когда машины давно конфисковали у дореволюционных владельцев, считается Renault NN 6CV Владимира Маяковского. В 1928 году поэт, с большим трудом получив разрешение, привез машину из Парижа. Сам Маяковский за руль так и не садился. Машиной управляла наемный водитель и подруга поэта Лиля Брик, которая и выступила инициатором покупки.

Лиля Брик и Renault NN 6CV Владимира Маяковского.

Знаменитые пилоты привезли автомобили из Америки: Валерий Чкалов — Packard Eight, а Михаил Громов даже диковинный переднеприводный кабриолет Cord 812, на который, как говорили, вся Москва смотрела с изумлением.

Вместе с роскошным особняком Степана Рябушинского в пользование получил огромный «Линкольн» пролетарский поэт Максим Горький. Эта марка вообще была довольно популярна в СССР. Кабриолет «Линкольн» работал в «Интуристе»; одно время они возили Сергея Эйзенштейна на открытом двухдверном Линкольне КА. Кстати, люди искусства и даже видные учёные в те годы очень редко сами садились за руль.

Линкольн КБ, подаренный Максиму Горькому. Рижский моторный музей.

К концу 1930-х годов людям все чаще предоставлялось право на покупку отечественного автомобиля. В том числе и флагманский ЗИС-101. Такие лимузины были, например, у Алексея Толстого и маститого драматурга Николая Погодина.

Интересно, что некогда популярный писатель Михаил Пришвин также был заядлым автомобилистом. Поначалу у него был даже ГАЗ-А. Тогда Пришвин попросил разрешения на покупку эмки ГАЗ-М1. Машину наградили не сразу, и автор на время стал владельцем.. грузовика ГАЗ-АА с будкой сзади - своеобразного дома на колесах. Потом у Пришвина наконец появилась «Эмка», а после войны — «Москвич-400», который в остальном сохранился.

Иномарки ввозились в Советский Союз в небольших количествах и продавались, естественно, специальным людям. Так перед войной были привезены немецкие «Опели Кадетты», один из которых принадлежал начальнику сталинской охраны Николаю Власику. Именно с такой машины после войны был скопирован «Москвич-400».

ОТ ИНОСТРАННОГО АВТОМОБИЛЯ К ИНОСТРАННОМУ АВТОМОБИЛЮ

Иногда смешно слышать о советских знаменитостях, которые очень любили, поэтому и выбрали Победу, Волгу и ЗИМ. Они действительно выбрали их. Но на протяжении многих лет выбора просто не было.

Но сразу после войны в страну хлынул поток трофейных иномарок, а вместе с тем и ручеек американских машин. В конце концов, Америка все еще была союзником. Четыре трофейных автомобиля, в том числе лимузин Horch 951A и два Mercedes, принадлежали известной певице Лидии Руслановой и ее мужу генералу Владимиру Крюкову. Самый редкий, один из четырех спортивных BMW 328 Mille Miglia, созданных специально для гонок в Италии, принадлежал авиаконструктору Артему Микояну. Кстати, позже эта машина сменила нескольких владельцев и перебралась из Латвии через Германию в США, где была продана ни много, ни мало - за 5,6 миллиона долларов.

Ford Mustang, принадлежавший когда-то хореографу Шамилю Ягудину.

У актрисы и звезды конца 1930-х годов Валентины Серовой и ее мужа, писателя, многократного сталинского лауреата Константина Симонова, было несколько автомобилей, в том числе «Опель 2л» с кастомным кузовом от ателье «Глейзер», «Виллис МБ», а позже, говорят, даже Кадиллак, привезенный из Америки.

Интересна история Глеба Плаксина, пианиста и актера, известного в Москве всем любителям редких автомобилей Cadillac.

Обратите внимание: Лучшие поддержаные иномарки до 250 тысяч рублей! Мнение автослесаря.

Плаксин родился в 1925 году в Париже, во время войны сражался во французском сопротивлении, а затем с американской армией добрался до Германии. В 1947 году я купил десятилетний, но почти нулевой «Кадиллак V8», который увез в СССР в 1955 году, и решил жить в Союзе. Плаксин ездил на этой машине до начала 2000-х.

Пианист и актер Глеб Плаксин на «Кадиллаке» ездил более 50 лет.

Но большая часть послевоенных иномарок была изношена, и фактически «Волги» стали трендом. Кстати, отечественный автомобиль тоже нужно было «обзавестись», как говорили в советские времена, что особенно иногда означало: получить специальное разрешение на покупку. Именно поэтому актер и певец Марк Бернес так гордился своей экспортной «Волгой» ГАЗ-21. А частные универсалы ГАЗ-22 были большой редкостью. Такие автомобили были куплены с разрешения великого актера Юрия Никулина, впоследствии его партнера по цирку Михаила Шульгина, а также поэта и драматурга, Героя Социалистического Труда и дважды автора государственного гимна - Сергея Михалкова.

Но в 1960-е, а тем более в 1970-е годы количество иномарок в стране вновь начало расти. Люди со связями и деньгами купили часть подержанных автомобилей через Управление по делам дипломатического корпуса (УДК), которое продавало машины иностранцам, покинувшим Союз. Конечно, особой популярностью пользовались «Мерседесы» и американские автомобили. Например, любитель красивых автомобилей, писатель и сценарист Федор Шахмагонов какое-то время даже ездил на огромном CadillaС Fleetwood, на котором ранее возил американского посла. Звезда балета Большого театра Марис Лиепа даже сфотографировался возле своего относительно небольшого, но оригинального американского AMC Gremlin.

Некоторые знаменитости привозили с собой автомобили из-за границы или получали их там в качестве подарков. Как великая балерина Майя Плисецкая, получившая во Франции Citroen DS. Чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов за победу в чемпионате Германии получил Mercedes-Benz W116.

Тот самый синий «Мерседес», хорошо известный в Москве, пригнал из Германии Владимир Высоцкий. Кстати, первой машиной Высоцкого стал Renault 16, временно привезенный в Москву его женой, французской актрисой Мариной Влади. Позже Высоцкий купил BMW из семейства E12, а уже в конце 1970-х годов еще один Mercedes-Benz – спортивное купе из семейства W107.

В семье Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской проживали три иномарки, в том числе Land Rover. За рулем красного Dodge Charger находился известный журналист-международник, долгое время работавший в США, Мелор Стуруа. Кстати, даже простые по мировым меркам Volkswagen Kafers в СССР были по-своему престижны. На такой машине ездил знаменитый цирковой клоун Олег Попов, а затем невероятно популярный в те годы актер Савелий Крамаров, начинавший с «Москвича-407».

Dodge Charger от журналиста Мэлора Стуруа.

Звезда советского цирка – знаменитый клоун Олег Попов и его «Фольксваген Каефер.

Наконец, целый автопарк редких и дорогих иномарок принадлежал Виктору Луи, которого называли независимым журналистом и корреспондентом ряда зарубежных изданий. Кроме того, он выполнял секретные задания советских спецслужб. Помимо роскошного дома в подмосковной Баковке и нескольких иномарок, включая даже Porsche 911, Луи владел редким довоенным Bentley 4¼ л с кастомным немецким кузовом от Erdmann & Росси. Потом машина пострадала при пожаре в гараже и трек был потерян.

Журналист и секретный агент Виктор Луи и его редкий довоенный «Бентли.

ОТ РАДОСТИ ДО ПЕЧАЛИ

Но вся радость владения престижной иномаркой рано или поздно омрачалась необходимостью ее обслуживания и ремонта. Умельцы, конечно, были, но запчасти... Кто-то мог что-то привезти из-за границы или чудом найти в Союзе, скажем, от той же, но полностью разбитой машины.

Но очень часто иномарки обрастали отечественными деталями. И не только с фильтрами и тормозными колодками, а порой и с серьёзными узлами и агрегатами. Например, знаменитый спортивный Chevrolet Corvette каскадера Александра Микулина, снимавшегося во многих фильмах, получил двигатель V8 из «Чайки».

Тем не менее, многие иномарки, прожившие в СССР долгую, интересную и непростую жизнь, сохранились. Появляются и автомобили, когда-то принадлежавшие советским знаменитостям. Однако с этим, конечно, связано множество мифов и легенд. В таких случаях это нормально…

Источник

АвтоСССРЗнаменитостиЛиля БрикМаксим ГорькийПришвинАлексей ТолстойОлег ПоповДлинный пост 4

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Предпочитали иномарки: на чем ездили знаменитости в СССР.