Иномарки советской элиты: на чем ездили знаменитости в СССР

Советские знаменитости — актёры, писатели, спортсмены и учёные — хотя и начинали часто с отечественных автомобилей, всегда стремились к владению иномарками, которые были символом статуса и исключительности в условиях дефицита.

Автомобиль как привилегия

До Великой Отечественной войны личный автомобиль в СССР был редчайшей привилегией, доступной лишь приближённым к власти. Магазинов по продаже машин не существовало, а право на покупку нужно было заслужить. Известные деятели культуры и науки часто обращались с личными прошениями к председателю Совнаркома Вячеславу Молотову. В случае одобрения они могли приобрести как отечественные ГАЗ-М1 или роскошный ЗИС-101, так и редкую иномарку. Некоторые лауреаты государственных премий уже в 1930-е годы владели двумя автомобилями.

Первые иномарки: от Парижа до Америки

Одним из первых частных автомобилей в послереволюционной Москве стал Renault NN 6CV Владимира Маяковского. Поэт с огромным трудом получил разрешение и привёз машину из Парижа в 1928 году. Интересно, что сам Маяковский за руль не садился — автомобилем управляла его подруга и муза Лиля Брик.

Лиля Брик и Renault NN 6CV Владимира Маяковского.

Знаменитые лётчики-испытатели также привозили автомобили из-за рубежа: Валерий Чкалов — Packard Eight, а Михаил Громов — экзотический переднеприводный кабриолет Cord 812, который вызывал изумление у всей Москвы. Максим Горький, поселившись в особняке Рябушинского, получил в пользование огромный «Линкольн». Эта американская марка была довольно популярна в высших кругах: например, кабриолет «Линкольн» из «Интуриста» возил режиссёра Сергея Эйзенштейна. В те годы люди искусства и учёные редко управляли автомобилями самостоятельно, предпочитая наёмных водителей.

Линкольн КБ, подаренный Максиму Горькому. Рижский моторный музей.

Послевоенный период: трофеи и дефицит

К концу 1930-х право на покупку отечественного автомобиля, включая флагманский ЗИС-101, стало более доступным для элиты. Таким лимузином владели, например, писатель Алексей Толстой и драматург Николай Погодин. Писатель Михаил Пришвин был страстным автомобилистом: начав с ГАЗ-А, он затем получил «Эмку» (ГАЗ-М1), а после войны пересел на «Москвич-400».

Иномарки ввозились в СССР в мизерных количествах и продавались лишь избранным. Перед войной появились немецкие Opel Kadett, один из которых принадлежал начальнику сталинской охраны Николаю Власику. Именно эта модель после войны стала прототипом «Москвича-400».

Новая волна иномарок: трофеи и дипломатические каналы

После войны в страну хлынул поток трофейных немецких машин, а также некоторое количество американских автомобилей. Знаменитая певица Лидия Русланова и её муж, генерал Владимир Крюков, владели четырьмя трофейными автомобилями, включая лимузин Horch 951A. Редкий спортивный BMW 328 Mille Miglia принадлежал авиаконструктору Артёму Микояну. Впоследствии этот раритет был продан в США за 5,6 миллиона долларов.

Ford Mustang, принадлежавший когда-то хореографу Шамилю Ягудину.

Актриса Валентина Серова и писатель Константин Симонов имели в гараже несколько иномарок, включая кастомный Opel и, по слухам, Cadillac, привезённый из Америки. Особой легендой стал пианист и актёр Глеб Плаксин, который в 1947 году купил в Германии десятилетний Cadillac V8, пригнал его в СССР в 1955 году и эксплуатировал вплоть до начала 2000-х годов.

Пианист и актер Глеб Плаксин на «Кадиллаке» ездил более 50 лет.

Однако большинство трофейных машин быстро изнашивалось, и символом успеха для многих стала «Волга» ГАЗ-21. Получить разрешение на её покупку («достать») было непросто. Экспортной «Волгой» гордился актёр и певец Марк Бернес. Редчайшие универсалы ГАЗ-22 были у актёра Юрия Никулина, поэта Сергея Михалкова и циркового артиста Михаила Шульгина.

Расцвет 1960-х и 1970-х: связи и подарки

С 1960-х годов количество иномарок в стране снова начало расти. Знаменитости с связями покупали подержанные автомобили через Управление по обслуживанию дипломатического корпуса (УДК), которое продавало машины иностранцев, уезжавших из СССР. Особой популярностью пользовались Mercedes и американские модели. Писатель Фёдор Шахмагонов ездил на огромном Cadillac Fleetwood, ранее принадлежавшем американскому послу. Балеринa Майя Плисецкая получила в подарок во Франции Citroen DS, а шахматист Анатолий Карпов за победу в турнире в Германии — Mercedes-Benz W116.

Владимир Высоцкий пригнал из Германии синий Mercedes, который стал легендой московских улиц. Его первой иномаркой был Renault 16, временно привезённый женой, актрисой Мариной Влади. Позже Высоцкий пересел на BMW, а затем на спортивное купе Mercedes.

В семье музыканта Мстислава Ростроповича и певицы Галины Вишневской было три иномарки, включая Land Rover. Журналист-международник Мэлор Стуруа разъезжал на красном Dodge Charger. Даже относительно простые Volkswagen Beetle («Жуки») в СССР были престижны: на таких машинах ездили клоун Олег Попов и актёр Савелий Крамаров.

Dodge Charger от журналиста Мэлора Стуруа.

Звезда советского цирка – знаменитый клоун Олег Попов и его «Фольксваген Каефер.

Настоящим коллекционером редких машин был журналист Виктор Луи, выполнявший секретные задания. В его гараже стояли Porsche 911 и уникальный довоенный Bentley 4¼ литра с кузовом немецкого ателье Erdmann & Rossi.

Журналист и секретный агент Виктор Луи и его редкий довоенный «Бентли.

Обратная сторона медали: ремонт и мифы

Радость владения иномаркой в СССР омрачалась огромными сложностями с обслуживанием и ремонтом. Запчастей катастрофически не хватало, и владельцам часто приходилось идти на творческие решения: устанавливать отечественные детали или даже агрегаты. Например, знаменитый Chevrolet Corvette каскадёра Александра Микулина в итоге получил двигатель V8 от «Чайки».

Многие из этих иномарок, прожив в СССР долгую и сложную жизнь, всё же сохранились. Сегодня некоторые из них всплывают на аукционах, обрастая новыми легендами и мифами, что вполне естественно для таких уникальных артефактов эпохи.

Источник

АвтоСССРЗнаменитостиЛиля БрикМаксим ГорькийПришвинАлексей ТолстойОлег ПоповДлинный пост 4

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Предпочитали иномарки: на чем ездили знаменитости в СССР.