От «Труженика» до «козла»: история легендарного ГАЗ-69

Первые образцы ГАЗ-69 с собственным названием "Труженик" появился еще в 1948 году. На доводку машины и подготовку ее к производству ушло пять лет. Первые серийные автомобили появились в 1953 году, когда в стране началась новая эпоха.

РАБОЧИЕ И ВОИНЫ

Обычно имя «Воин» больше ему подходил, ведь основными заказчиками были военные. Но в производство машина все равно пошла без названия. Но вскоре популярное прозвище «козёл» исчезло вверх или, что более ласково, «коза». Так машина получила свое прозвище за свою прыгучесть, благодаря прочной, но жесткой, особенно на малонагруженном автомобиле, подвеске.

Базовый восьмиместный автомобиль ГАЗ-69.

Те, кто проектировал автомобиль, призванный заменить ГАЗ-67, вряд ли предполагали, что машина простоит на конвейере почти четверть века.

ОТ ГОРЬКОГО ДО УЛЬЯНОВСКА

ГАЗ-69, в отличие от ГАЗ-67, представлявшего по сути довоенную конструкцию, и американского «Виллиса», на которого тогда обращали внимание все создатели внедорожников мира, был более комфортабельным: имел двери с брезентовыми бортами, электролобовое стекло дворники и даже печка!

Кроме того, машина имела амортизаторы двойного действия и даже коробку передач с синхронизаторами на 2 и 3 скорости. Силовой агрегат представляет собой двигатель объемом 2,1 литра мощностью 52 л.с. С и трехступенчатая коробка передач модели 69 была объединена с Победовыми. Хорошую тягу обеспечивал редуктор 2,78.

В Горьком автомобили производились всего три года. В 1956 году производство было передано на Ульяновский завод, который во время войны выпускал ЗИС-5, а затем ГАЗ-ММ. Автомобили производились в Ульяновске еще шестнадцать лет. Автомобиль сохранил официальное название ГАЗ-69. Ни официально, ни в народе козел УАЗом не назывался, хотя со временем на капоте появилась соответствующая надпись – УАЗ.

МЕЧТА НАРОДА... С ЗАМКОМ

Впервые в СССР легковой автомобиль повышенной проходимости выпускался в двух модификациях. Основной из них — ГАЗ-69 — с скамейками по бокам кузова, которые можно снять и превратить машину в грузовик. Общая вместимость — восемь человек. Модификация 69А, выпускавшаяся в 1954 году, представляет собой так называемую командирскую, легковую машину: четыре двери, сзади, но не идеально комфортно, имеется диван. Такая машина предназначалась для старших офицеров, колхозных мастеров и даже районных властей.

Увы, ГАЗ-69 в Союзе частникам не продавался. Даже руководители колхозов ездили на "колхозах", а не на своих 69-х. Исключения редки. Допустим, "бензиновым автомобилем" среди других машин владел живой классик советской литературы М. А. Шолохов.

А о «козе» мечтали тысячи советских граждан, причем не только в деревнях, но даже горожане, которые любили экскурсии на природу или по каким-то причинам были вынуждены их совершать.

Однако некоторые жители все же покупали подержанные автомобили по специальному разрешению и сталкивались с проблемами, несвойственными владельцам обычных автомобилей.

Так назывался командирский пятиместный автомобиль ГАЗ-69А.

Ведь ни капот, ни двери ГАЗ-69, ни то, что условно можно считать багажником - пространство за задним диваном с доступом через заднюю дверь - не имели запирающихся замков.

Проблему с дверьми обычно решали установкой на водительскую дверь хоть какого-нибудь замка. Остальные двери запирались изнутри на простейшие замки — замки, такие, какие устанавливались на дверях ванных комнат и чуланов в квартирах тех лет.

Брезент сказал для личного автомобиля и нашего климата тоже не лучший вариант, поэтому многие самостоятельно строили жесткие крыши - капоты - как могли и из чего могли. Чаще всего они напоминали полицейские машины, построенные на государственных ремонтных заводах.

Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

Использовались деревянные планки или простые стальные профили, жесть или просто фанера.

ЧЕГО НЕ ПРОИЗОШЛО!

ГАЗ-69 начал приобретать модификации еще в середине 1950-х годов. Но самый опытный. Построили опытные версии с задним приводом — фургон ГАЗ-19 и почтовый фургон с окнами — ГАЗ-19А.

А вот военные амфибии ГАЗ-46 (он же МАВ — малый водоплавающий автомобиль), с которыми делили свои агрегаты 69, выпускались партиями. В той же степени, что и 46-й, родственником 69-й стал ГАЗ-М72 — полноприводная «Победа» с козловыми агрегатами».

После прибытия в 1956 году на ГАЗ Н.С. Хрущевым, выразившим идею создания автомобиля, который мог бы ехать туда, куда ходят олени, было построено несколько экспериментальных образцов самой причудливой концепции. Были машины на гусеницах и лыжах, с фрезами с гидроподъемником для резки снега, на огромных стальных колесах. На УАЗе даже сделали небольшой экспериментальный седельный тягач и самосвал из 69.

Многие фабрики по всей стране изготавливали из коз разнообразные мелкосерийные конструкции. Допустим, это был вариант уборочной машины для муниципальной службы Москвы. Относительно компактный автомобиль также может чистить тротуары.

Необычный пожарный ГАЗ-69 с удлиненным задним свесом и дополнительными дверями, судя по всему, был изготовлен в единственном экземпляре для пионерского лагеря «Артек.

Поскольку сам Ульяновский завод серийно не выпускал автомобили с жестким верхом, этим, помимо немногочисленных частников, занимались несколько ремонтных заводов в различных городах Союза. Помимо полицейских машин с дверью в задней стенке - в купе, куда перевозили арестованных или розыскных собак, изготавливали и аналогичные легковые автомобили.

Полицейские машины с жесткой крышей производились в местных ремонтных мастерских.

Самым элегантным было изделие Тартуского авторемонтного завода, более известного в СССР фудтраками на шасси ГАЗ. Универсал на базе ГАЗ-69А даже имел собственное название – ТА-24.

Эстонский ТА-24 на базе ГАЗ-69А.

Эстонская «Сельхозтехника» сделали очень необычные автомобили в деревне Нуия. Кузов представлял собой гибрид ГАЗ-69 и ГАЗ-52. Это был красивый, просторный универсал.

Эстонский гибрид ГАЗ-69 и ГАЗ-52.

КОЗЬЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Сейчас трудно представить, что «козы» экспортировался более чем в пятьдесят стран мира. Специально для экспорта выпускались версии 69М и 69АМ с двигателями увеличенного объема: 2,43 литра мощностью 62 и 66 л.с. С.

В некоторых странах советские автомобили модифицировались самостоятельно. Так в Исландии, где климат не был благоприятен для эксплуатации автомобилей с брезентовой крышей и бортами, независимые производители сделали для ГАЗ-69 свои варианты закрытых кузовов. В Исландии также построили оригинальную пожарную машину на базе «козла» с удлиненной базой.

Пожарная машина из Исландии.

В 1965 году автомобиль, очень напоминающий Land Rover, был выставлен на торговой ярмарке в Дамаске. Однако на лицевой стороне имелась русскоязычная надпись «Ульяновец». Такие машины с полукрафтовым кузовом строились самостоятельно в Сирии на шасси ГАЗ-69, закупленных в СССР.

Сирийский труп на советском шасси.

ГАЗ-69 был скопирован в Румынии и производился под маркой ARO. Правда, почти сразу с другими моторами в 77, а потом и в 80 л.с. С и другими изменениями. Но внешний вид нашего автомобиля ГАЗ сохранялся до 1977 года.

ПРЫГНУТЬ В ИСТОРИЮ

Со временем многие изношенные «козлы» оказались в частных руках. Некоторые автомобили подверглись серьезным тюнинговым вмешательствам со стороны умельцев. Они не только устанавливали поздние агрегаты, но и перестраивали кузова.

Но сегодня, как обычно, по специальной цене получают автомобили ГАЗ в оригинальном или хотя бы близком к оригинальному состоянии: с оригинальными агрегатами, с брезентовым тентом и аутентичным салоном. То есть то, что в данном случае салоном можно назвать лишь условно. Кто мог себе представить такое заботливое отношение к неприхотливому, простодушному «козлу»? 70 лет назад»!

Источник

Изобретения автомобильной техники СССР Длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: От «Труженика» до «козла»: история легендарного ГАЗ-69.