ГАЗ-69 «Козёл»: история легендарного советского внедорожника, покорившего мир

История легендарного советского внедорожника ГАЗ-69 началась в 1948 году, когда был создан первый опытный образец под названием «Труженик». Однако путь к конвейеру занял целых пять лет, и серийное производство автомобиля стартовало лишь в 1953 году, ознаменовав новую эпоху в отечественном автопроме.

От «Труженика» к народному «Козлу»

Изначально машина, основным заказчиком которой были военные, могла получить имя «Воин». Однако в производство она пошла без официального названия, быстро заслужив в народе меткое прозвище «козёл» или более ласковое — «коза». Это прозвище автомобиль получил за свою характерную «прыгучесть» на ухабах, обусловленную прочной, но очень жёсткой подвеской, особенно ощутимой при малой загрузке.

Базовый восьмиместный автомобиль ГАЗ-69.

Создатели автомобиля, призванного заменить устаревший ГАЗ-67, вряд ли предполагали, что их детище продержится на конвейере почти 25 лет, став настоящим символом эпохи.

Эволюция комфорта и смена прописки

По сравнению со своим предшественником ГАЗ-67, который был, по сути, довоенной конструкцией, и знаменитым американским «Виллисом», ГАЗ-69 предлагал невиданный для советского внедорожника того времени уровень комфорта. У него появились двери с брезентовыми бортами, электрические стеклоочистители и даже отопитель салона!

Технически автомобиль также шагнул далеко вперёд: он получил амортизаторы двойного действия и трёхступенчатую коробку передач с синхронизаторами на второй и третьей скоростях. Сердцем машины стал 2.1-литровый двигатель мощностью 52 л.с., унифицированный с силовым агрегатом «Победы». Хорошую проходимость обеспечивал главный редуктор с передаточным числом 2,78.

Интересно, что в Горьком (ныне Нижний Новгород) на ГАЗе автомобиль выпускался всего три года. Уже в 1956 году всё производство было передано на Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Несмотря на смену места сборки, официальное название «ГАЗ-69» сохранилось, хотя со временем на капоте появилась надпись «УАЗ».

Народная мечта, недоступная народу

ГАЗ-69 стал первым в СССР легковым автомобилем повышенной проходимости, который выпускался в двух основных модификациях. Базовая, ГАЗ-69, была восьмиместной, с боковыми скамейками в кузове, которые можно было снять, превратив машину в грузовик. Более комфортабельная версия ГАЗ-69А, появившаяся в 1954 году, была «командирской»: с четырьмя дверями и задним диваном, она предназначалась для старших офицеров, руководителей колхозов и районных властей.

Так назывался командирский пятиместный автомобиль ГАЗ-69А.

Парадоксально, но эта народная машина была практически недоступна простым гражданам СССР. ГАЗ-69 не продавался в частные руки, являясь сугубо служебным транспортом. Исключения, вроде писателя Михаила Шолохова, были редки. Тем не менее, о «козле» мечтали тысячи советских людей, особенно те, кто жил в сельской местности или увлекался вылазками на природу.

Некоторые счастливчики всё же приобретали подержанные экземпляры по специальным разрешениям и сразу сталкивались с необычными проблемами. Например, ни капот, ни двери, ни задний отсек автомобиля не имели замков. Владельцам приходилось самостоятельно устанавливать простейшие запоры, а для защиты от сурового климата многие мастералили жёсткие крыши («капоты») из фанеры, жести и деревянных планок, придавая машинам вид самодельных полицейских автомобилей.

Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

Невероятные модификации и экспериментальные образцы

На базе ГАЗ-69 было создано огромное количество модификаций. Помимо серийных, таких как амфибия ГАЗ-46 (МАВ) или полноприводная «Победа» ГАЗ-М72, существовали и уникальные экспериментальные образцы. После визита Никиты Хрущёва на ГАЗ, где он высказал идею создать автомобиль, способный ехать «туда, куда ходят олени», инженеры построили машины на гусеницах, лыжах, с фрезами для снега и даже на огромных колёсах.

По всему Союзу различные заводы и мастерские создавали мелкосерийные версии «козла»: уборочные машины для Москвы, необычные пожарные автомобили для «Артека», полицейские фургоны для перевозки задержанных.

Полицейские машины с жесткой крышей производились в местных ремонтных мастерских.

Особенно элегантными были изделия эстонских мастеров. Тартуский авторемонтный завод выпускал универсал ТА-24 на базе ГАЗ-69А, а предприятие «Сельхозтехника» в Нуйя создало просторный гибрид с элементами кузовов от ГАЗ-69 и ГАЗ-52.

Эстонский ТА-24 на базе ГАЗ-69А.

Эстонский гибрид ГАЗ-69 и ГАЗ-52.

Международное признание и лицензионные копии

ГАЗ-69 стал настоящим экспортным хитом, поставляясь более чем в 50 стран мира. Для зарубежных рынков даже выпускались версии 69М и 69АМ с увеличенными до 2.43 литров двигателями мощностью 62 и 66 л.с.

В разных странах автомобиль адаптировали под местные условия. В Исландии, где брезентовая крыша была непрактична, появились самодельные закрытые кузова и даже пожарная машина на удлинённом шасси.

Пожарная машина из Исландии.

В Сирии на шасси ГАЗ-69 строили автомобили, внешне напоминавшие Land Rover, но с надписью «Ульяновец» на капоте. А в Румынии была налажена лицензионная сборка автомобиля под маркой ARO, который сохранял узнаваемый облик советского «козла» вплоть до 1977 года.

Сирийский труп на советском шасси.

Наследие легенды

Сегодня ГАЗ-69 переживает второе рождение как объект коллекционирования и исторической реставрации. Ценятся экземпляры в оригинальном состоянии, с аутентичным брезентовым верхом и салоном. Кто мог подумать 70 лет назад, что этот простой и неприхотливый «козёл» станет не только символом целой эпохи, но и предметом гордости для реставраторов и энтузиастов классических внедорожников!

Источник

Изобретения автомобильной техники СССР Длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: От «Труженика» до «козла»: история легендарного ГАЗ-69.