Буква М в индексе и на облицовке радиатора автомобиля напомнила о том, что ставшая легендарной "Эмка" был продуктом завода имени Молотова, фактически второго человека в государстве (настоящая фамилия, кстати, Скрябин, а Молотов - партийный псевдоним). Это название просуществовало до середины 1950-х годов. Но теперь ведь он всегда был более известен как горьковский (а сначала, кстати, это был нижегородский) автомобиль.
Первые автомобили — легковой автомобиль ГАЗ-А и грузовой автомобиль ГАЗ-АА — были полной копией американских Ford A и Ford AA. Соглашение с Фордом было рассчитано на девять лет, однако по инициативе Советского Союза оно фактически прекратило свое действие гораздо раньше. Следующая модель легкового автомобиля — ГАЗ-М1 — была разработана в Горьком без участия американцев. Но «без соучастия» конечно, не значит без влияния. Степень, в которой?
ШАССИ И КУЗОВ
По сравнению с ГАЗ-А ГАЗ-М1 имел совершенно новое шасси. В базе автомобиль подрос на 215 мм – до 2845 мм, передняя и задняя колея «Эмки» составляют 1455/1440 мм вместо 1400/1420 мм у ГАЗ-А. Совершенно другой была и рама ГАЗ-М1 с мощным Х-образным усилителем.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/12/08/6/1702025376129721920.jpg)
ГАЗ-М1, 1936 г.
В 1932 году Форд начал производство новой модели V8-40 с восьмицилиндровым двигателем. Именно эту машину американцы были готовы предложить советскому заводу. Первоначально 8-цилиндровый Ford был сильно объединен с четырехцилиндровой моделью Ford B, которая сместила с конвейера Ford A. Но в 1934 году восьмицилиндровый Форд был заметно модернизирован. Колесная база составляла 2845 мм – как и у ГАЗ-М1. Рама «Эмки» с Х-образным усилителем также принципиально не отличалась от американской машины. Но все же горьковцы не совсем копировали американскую структуру.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/12/08/6/1702025389153170563.jpg)
Конструкция шасси ГАЗ-М1 сильно отличалась от ГАЗ-А, но была очень похожа на шасси Ford V8.
Принципиальное отличие ГАЗ-М1 от советского предшественника: совершенно новый четырехдверный закрытый цельнометаллический кузов по сравнению с ГАЗ-А. Дизайн «Эмки», за исключением некоторых деталей, по сути был таким же, как четырехдверный «Форд» 1934 года.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/12/08/6/1702025402161977985.jpg)
Форд V8‑40 1934 года.
Правда, помимо четырехдверной версии Форд, конечно, делал множество других – с закрытым и открытым кузовом. В Советском Союзе в производство пошел только пикап ГАЗ-М415, а кабриолет, созданный уже на базе модернизированной "эмки" - ГАЗ-11-73 был построен всего в нескольких экземплярах. А двухдверное купе на базе ГАЗ-М1 создавалось для одного – для гонок.
Конструктивно кузов ГАЗ-М1 был точно таким же, как у Форда. Кстати, цельнометаллическая конструкция оказалась весьма прогрессивной для того времени. Многие европейские компании, в том числе известные, до сих пор изготавливали кузова на деревянных каркасах.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/12/08/6/1702025415152494956.jpg)
Приборная панель Ford 1934 модельного года.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/12/08/6/1702025423179222127.jpg)
Панель «Эмки» была похожа на американскую, но не повторяла ее «дословно.
Надо признать, что у Эмки, как и у Форда, были обширные кожаные вложения в крышу. Даже американцы в те годы испытывали трудности с производством таких больших стальных панелей.
Приборная панель «Эмка», окрашенная «под дерево»; В середине 1930-х годов ГАЗ-М1 выглядел не только современно, но даже элегантно.
Обратите внимание: Американцы готовят самый мощный в мире пикап.
Общий стиль советского интерьера был аналогичен американскому — Форду 1934 года выпуска. А вот приборы на советской машине другие – попроще, без американских овальных циферблатов слева и справа от спидометра.ПОДВЕСКА И ТОРМОЗА
Подвески ГАЗ-М1 советского завода были совершенно новыми – опирались на продольные рессоры. Предшественник «Эмки» ГАЗ-А унаследовал от американцев поперечные рессоры.
Именно их Форд продолжал использовать до середины 1940-х годов, когда поперечные рессоры по сравнению с другими автомобилями этого класса уже выглядели достаточно архаично. Так что схема использованная на "Эмке" - оригинал Горького и к Форду отношения не имеет.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/12/08/6/1702025451163899872.jpg)
Традиционная фордовская подвеска с поперечными рессорами.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/12/08/6/1702025461179732458.jpg)
Оригинальная подвеска Эмка на продольных рессорах.
Тормозная система ГАЗ-М1 принципиально не изменилась по сравнению с предшественником. Как и у ГАЗ-А – Форда А, тормоза были механическими. Гидравлические тормоза требовали более сложного и высокотехнологичного производства, а также квалифицированного обслуживания. Однако даже на восьмицилиндровые модели Форда механические тормоза продолжали устанавливать до 1939 года.
ДВИГАТЕЛЬ И КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Двигатель ГАЗ-М1 рабочим объемом 3,3 литра (98,4х108 мм) в основном остался таким же, как и у ГАЗ-А, то есть как у Форда А 1928 года. Степень сжатия увеличили (с 4,2 до 4,6), заменил карбюратор и установил автоматическое опережение зажигания. В результате мощность была увеличена с 40 л.с. С до 50 л.С при 2800 об/мин.
Ну а Форд уже отказался от четырехцилиндровых агрегатов, когда появилась «Эмка». С 1932 года Ford 40 оснащался двигателем V8 объемом 3,6 л (77,5х95 мм). Так магистрали ГАЗа и Форда окончательно разошлись.
Коробка передач ГАЗ-М1 (2,82/1,604/1,0) также являлась развитием агрегата Форд А и, следовательно, ГАЗ-А (передаточное число 3,12/1,87/1,0). Однако агрегат был заметно модернизирован; в частности, он получил постоянные промежуточные передачи.
ВАШ ДОРОГОЙ
Конечно, когда он создавал «Эмку», ГАЗ по-прежнему ориентировался на иностранные модели, но и она стала заметно отклоняться от американских аналогов. Например, двигатель V8 для СССР неэкономичен, сложен в производстве и обслуживании и явно не пригоден для серийного производства. Так же и подвеска на поперечных рессорах. Но по другой причине. Опыт эксплуатации первых моделей ГАЗ на дорогах и бездорожье в СССР показал, что такая конструкция недостаточно прочна.
Разумеется, советские инженеры были вынуждены использовать недорогие агрегаты предыдущей модели, использовавшиеся в производстве. Ведь создатели «Эмки» работали исходя из реалий того времени и места, где они создавали автомобили. В конце 1930-х годов советский автомобиль был существенно модернизирован. В частности, использовали новый шестицилиндровый двигатель, скопированный с двигателя Dodge. Однако из-за начала войны таких ГАЗ-11-73 было выпущено очень мало. И это уже другая история…
Источник
СССР Автотехника Изобретения СШАФордЭлектромобильДлинный столб 0Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Братья, но не близнецы: как создавалась «эмка» ГАЗ-М1 и причем тут американцы.