Буква «М» в названии легендарной «Эмки» — ГАЗ-М1 — отсылает к заводу имени Молотова, носившего партийный псевдоним (его настоящая фамилия была Скрябин). Это название сохранялось до середины 1950-х годов, хотя сам завод был и остаётся известен как горьковский, а изначально — нижегородский.
Первые модели завода, ГАЗ-А и ГАЗ-АА, были точными копиями американских Ford A и Ford AA. Соглашение с Ford было рассчитано на девять лет, но СССР досрочно прекратило сотрудничество. Следующая модель, ГАЗ-М1, уже разрабатывалась в Горьком самостоятельно. Однако сказать, что американское влияние полностью отсутствовало, было бы неверно. В какой же степени «Эмка» обязана своим появлением заокеанским технологиям?
Шасси и кузов: сходства и отличия
По сравнению с ГАЗ-А шасси «Эмки» было полностью новым. Колёсная база увеличилась на 215 мм и составила 2845 мм, а колея передних и задних колёс стала шире. Рама получила мощный Х-образный усилитель.

ГАЗ-М1, 1936 г.
В 1932 году Ford начал выпуск модели V8-40 с восьмицилиндровым двигателем, которую и предлагал советскому заводу. К 1934 году этот автомобиль был модернизирован, и его колёсная база составляла те же 2845 мм, что и у ГАЗ-М1. Рама с Х-образным усилителем также была принципиально схожей. Однако горьковские инженеры не просто скопировали американскую конструкцию, а адаптировали её.

Конструкция шасси ГАЗ-М1 сильно отличалась от ГАЗ-А, но была очень похожа на шасси Ford V8.
Ключевым отличием от предшественника стал совершенно новый четырёхдверный цельнометаллический кузов закрытого типа. Его дизайн, за исключением некоторых деталей, практически повторял облик четырёхдверного Ford 1934 года.

Форд V8‑40 1934 года.
В отличие от Ford, выпускавшего множество модификаций, в СССР в серию пошёл в основном седан. Пикап ГАЗ-М415 выпускался ограниченно, кабриолет на базе модернизированной модели ГАЗ-11-73 был построен в нескольких экземплярах, а двухдверное купе создавалось специально для гонок.
Конструктивно кузов «Эмки» повторял фордовский и для своего времени был очень прогрессивным — многие европейские производители тогда ещё использовали деревянные каркасы для кузовов.

Приборная панель Ford 1934 модельного года.

Панель «Эмки» была похожа на американскую, но не повторяла ее «дословно».
Стоит отметить, что и у «Эмки», и у Ford того периода крыша имела обширные вставки из кожи — технология штамповки таких крупных стальных панелей была ещё сложной даже для американцев.
Приборная панель «Эмки», окрашенная «под дерево», в середине 1930-х выглядела современно и даже элегантно.
Обратите внимание: Американцы готовят самый мощный в мире пикап.
Подвеска и тормоза: собственный путь
Подвеска ГАЗ-М1 стала принципиально новой и базировалась на продольных рессорах. Её предшественник, ГАЗ-А, унаследовал от Ford поперечные рессоры, которые сам Ford использовал до середины 1940-х, хотя к тому времени такая схема уже считалась архаичной. Таким образом, подвеска «Эмки» — это оригинальная разработка горьковских инженеров, не имевшая прямого отношения к Ford.

Традиционная фордовская подвеска с поперечными рессорами.

Оригинальная подвеска Эмка на продольных рессорах.
Тормозная система на «Эмке» осталась механической, как и на ГАЗ-А. Гидравлические тормоза требовали более сложного производства и квалифицированного обслуживания. Интересно, что даже Ford продолжал ставить механические тормоза на свои восьмицилиндровые модели вплоть до 1939 года.
Двигатель и коробка передач: эволюция вместо революции
Двигатель ГАЗ-М1 рабочим объёмом 3,3 литра в основе остался тем же, что и у ГАЗ-А (копии Ford A 1928 года). Инженеры повысили степень сжатия, заменили карбюратор и добавили автоматическое опережение зажигания. В результате мощность выросла с 40 до 50 л.с. при 2800 об/мин.
К моменту появления «Эмки» Ford уже полностью перешёл на двигатели V8 объёмом 3,6 литра, отказавшись от четырёхцилиндровых моторов. Так технические пути двух автопроизводителей окончательно разошлись.
Коробка передач ГАЗ-М1 также стала развитием агрегата Ford A, но была серьёзно модернизирована — в частности, получила постоянные промежуточные шестерни.
Советская адаптация: прагматичный подход
Создавая «Эмку», ГАЗ, безусловно, ориентировался на зарубежные образцы, но уже сознательно отклонялся от них в ключевых моментах. Например, двигатель V8 сочли неэкономичным, сложным в производстве и обслуживании для условий СССР. Подвеску на поперечных рессорах отвергли по другой причине — опыт эксплуатации первых ГАЗов показал её недостаточную прочность на отечественных дорогах.
Советские инженеры были вынуждены использовать уже освоенные в производстве и недорогие агрегаты, работая в рамках существующих реалий. В конце 1930-х годов «Эмка» была существенно модернизирована — на неё начали устанавливать новый шестицилиндровый двигатель, скопированный с Dodge. Однако из-за начала войны такая модель, ГАЗ-11-73, была выпущена в очень ограниченном количестве. Но это уже совсем другая история…
Источник
СССР Автотехника Изобретения СШАФордЭлектромобильДлинный столб 0Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Братья, но не близнецы: как создавалась «эмка» ГАЗ-М1 и причем тут американцы.

