Несмотря на последствия затяжного геополитического кризиса, белорусский рынок новых автомобилей показывает признаки уверенного восстановления. Осенние месяцы ознаменовались резким всплеском продаж, что свидетельствует о позитивных изменениях в отрасли.

Ключевым драйвером роста стало активное расширение присутствия китайских автопроизводителей, которые укрепили свои позиции не только в бюджетном, но и в премиальном сегменте. Давайте проанализируем последние данные и тенденции, стоящие за этой статистикой.
Статистика продаж: цифры говорят сами за себя
Официальная статистика, исключающая «серый» импорт и учитывающая только продажи аккредитованных дилеров, впечатляет. В октябре 2023 года было реализовано 2,4 тысячи новых легковых автомобилей. Этот показатель на 486% (почти в пять раз) превысил результат октября прошлого года. За первые десять месяцев 2023 года общий рост продаж составил 27,8% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Лидером рынка остаётся белорусско-китайский бренд Geely, на долю которого в октябре пришлось 66,7% продаж (1,6 тысячи автомобилей). Однако другие китайские марки также активно наращивают своё присутствие.

Так, бренд FAW Bestune, представленный с апреля, к середине осени продал 129 машин. Jetour, дебютировавший в августе, реализовал 105 единиц. Премиальный Voyah за четыре месяца продал тестовую партию из 154 электромобилей. Наиболее впечатляющий старт показал суббренд Aeolus (Dongfeng Motors), продавший 50 автомобилей всего за один месяц.
«Устойчивый рост рынка в течение десяти месяцев указывает на его высокий потенциал и фазу восстановления. При сохранении этой динамики и приходе новых игроков годовой объём рынка, включая лёгкий коммерческий транспорт, может достичь 25 тысяч автомобилей», — прокомментировал член правления Белорусской автомобильной ассоциации Андрей Ткачев.
Рекордные показатели ноября
Положительная динамика продолжилась и в ноябре. Члены БАА реализовали 3057 новых автомобилей, из которых 2689 — легковые. С января по ноябрь 2023 года рынок вырос на 140%, а по сравнению с аналогичным периодом 2022 года — на целых 340%, что является рекордным показателем.
Аналитики связывают этот рост с одновременным увеличением как спроса, так и предложения. «Спрос поддерживается ростом реальных доходов населения и доступными программами автокредитования», — отмечает председатель правления БАА Сергей Варивода.

Со стороны предложения также произошли значительные изменения: ассортимент моделей в автосалонах расширился с 35 в начале года до 75 моделей в ноябре. Доля автомобилей китайского производства в этом модельном ряду превысила 84%. В абсолютных цифрах лидирует продукция BelGee, занимающая 70% дилерских продаж.
Обратите внимание: Подбираем авто для выгодной перепродажи(внешний вид,технические характеристики и документация ч1.)..
Отдельно стоит отметить сегмент электромобилей и гибридов: за 11 месяцев его объём вырос в 4 раза, хотя в абсолютном выражении продажи пока невелики — в ноябре дилеры реализовали всего 53 таких автомобиля.Вызовы роста: вопрос запчастей и обслуживания
Быстрый приход новых марок на рынок всегда сопряжён с рисками, главный из которых — отсутствие развитой инфраструктуры обслуживания и доступности запчастей. Проблема знакома по опыту запуска Geely в 2018 году, когда владельцы первых кроссоверов Atlas столкнулись с многомесячными ожиданиями запчастей после ДТП и высокими ценами на них.
Чтобы оценить текущую ситуацию, можно обратиться к каталогам запчастей. Например, для автомобилей FAW в продаже находится чуть более 80 наименований, причём большинство из них — для устаревшей модели Vita 2008 года. Немного лучше обстоят дела с марками BYD, Changan, Dong Feng и Zotye, где доступно около сотни позиций.

Лишь проверенные временем бренды, присутствующие на рынке более десяти лет, такие как Chery, Geely, Haval, могут похвастаться тысячами и десятками тысяч различных запчастей в каталогах, что напрямую связано с их популярностью и налаженными цепочками поставок.
Выводы и перспективы
Оживление рынка после длительной стагнации, безусловно, является позитивным сигналом. Однако для долгосрочного успеха китайским автопроизводителям и их дистрибьюторам необходимо не только поставлять новые модели, но и оперативно создавать полноценную сервисную инфраструктуру. От этого зависит, станет ли владение таким автомобилем комфортным и предсказуемым или превратится в сложный квест по поиску расходных материалов и квалифицированного обслуживания.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: В Беларуси резко выросло количество продаж новых авто.
