Советская Бавария: как BMW оказались в СССР и кто на них ездил

В 1970-е годы на престижных баварских автомобилях ездила советская элита и полиция. Но марка BMW родственна «Москвичу», «Волге» и даже «Запорожцу».

«НЕПРЕРЫВНАЯ ЦЕННОСТЬ»

Именно так трактовалась репутация BMW в советской рекламе. Правда, речь шла не об автомобилях, а о мотоциклах, и происходило это в начале 1920-1930-х годов. Сейчас трудно представить, но в те годы советская пресса регулярно публиковала рекламу западной техники. В том числе и мотоциклы баварской марки, еще очень малоизвестной в СССР.

Советская реклама мотоциклов BMW начала 1930-х годов

Много позже, через несколько десятков лет, баварские мотоциклы будут служить даже в Гараже особого назначения. А в начале 1930-х годов, когда это имя было впервые изучено нами, Союз, кстати, купил лицензию на производство двигателей BMW VI — авиационных моторов V12. Правда, происхождение двигателя тогда знали, конечно, только специалисты.

А автомобили BMW в те годы еще не воспринимались всерьез в Западной Европе. Ведь только в 1928 году мюнхенская компания купила в столице Тюрингии, в Айзенахе, один из старейших машиностроительных заводов Германии. Компания тогда выпускала скромные дешевые автомобили под маркой Dixi по лицензии британского Austin 7. Именно этот неприглядный автомобиль стал первым BMW. И все эти события совершенно не волновали граждан СССР.

Но дебют советского мотоцикла М-72 в 1941 году стал важным событием для Советского Союза, особенно для Красной Армии. Хотя мало кто тогда знал, что эта машина была копией немецкого BMW R71. И это было лишь первое прибытие баварской марки в СССР. И даже не самое интересное.

ЖЕЛЕЗНАЯ ФЛЕЙТА

В стремительном потоке немецкой трофейной техники, хлынувшей в СССР в 1945 году, видное место занимали не только баварские мотоциклы, но и автомобили. Нам достались относительно массовые модели: двухдверный BMW 321 и четырехдверный BMW 326. Базой стал рядный шестицилиндровый двигатель объемом 2 литра и мощностью всего 45 л.с. С. Но в те годы это было нормально для относительно лёгкой машины.

BMW 321 до и после войны десятилетиями служили советским гражданам. Правда часто уже сильно изменился

Особое место в советской послевоенной жизни занимали спортивные BMW: купе и кабриолеты модели 327 с тем же двигателем, но оснащенным двумя карбюраторами и развивавшим мощность 55 л.с. С и спортивными родстерами BMW 328, двигатель которых с тремя карбюраторами выдавал мощность 80 л.с. С. Эти машины, как правило, попадали в руки советских молодых парней или автогонщиков.

Трофейный спортивный BMW 327, хорошо знакомый московским любителям олдтаймера еще по 1970-м годам

Кстати, первым владельцем уникального трехспортивного BMW 328 Mille Miglia, изготовленного в 1940 году специально для гонки Mille Miglia в Италии, стал пилот и сын наркома Анастаса Микояна Алексей Микоян. На этом автомобиле двигатель развивал баснословные 130 л.с., особенно для легкого родстера. С.

Уже тогда ходили неподтвержденные слухи, что уникальная машина когда-то принадлежала министру вооружений Третьего рейха Альберту Шпееру. Кстати, именно тогда началась мифология о знаменитых владельцах тех или иных трофейных автомобилей, расцвет которой пришелся на 1970-е, а в 1990-е достигла совершенно преувеличенных размеров

Но это правда, что уникальный спортивный BMW все еще жив. Причудливая судьба еще в советские времена привела машину в Ригу к Гвидо Адамсону, настройщику органов Домского собора. Затем автомобиль был передан BMW на хранение. А в 2010 году уникальный родстер, купленный за 5,6 миллиона долларов, оказался в частном музее в США.

Серийные BMW 321 и 326, в отличие от дорогих, больших автомобилей престижных немецких марок, попали в руки не самых знатных советских граждан. Они быстро оценили комфорт, а главное, надежность этих машин. А вскоре случилось «третье баварское пришествие» — в Союз пришли новые BMW. Более того, они полностью советские!

СИНИЙ К КРАСНОМУ

До Второй мировой войны автомобили BMW производились только в Тюрингии, которая в 1945 году оказалась в советской оккупационной зоне под контролем Советской военной администрации в Германии (СВАГ).

Завод вместе с другими машиностроительными предприятиями восточной части Германии вошел в состав советско-германского акционерного общества «Автовело» («Автовело»). Таким образом, компания в Айзенахе формально стала частично советской.

Оборудование фирмы Ambi-Budd, которая перед войной производила кузовные детали для BMW, было привезено из Берлина, и уже в 1945 году они потихоньку начали выпускать довоенные модели. В основном двухдверные BMW 321. Четырехдверные BMW 326, а позже и спортивные BMW 327 выпускались в небольших количествах.

Из почти девяти тысяч BMW 321, выпущенных до 1950 года и неотличимых от довоенных времен, большая часть была отправлена ​​на замену в СССР. В Союзе их иногда называли «реституциями».

А с 1949 года у нас появился еще и BMW 340. Этот седан представлял собой довольно заметно модернизированную довоенную BMW 326 с новым дизайном передней и задней части кузова, а также измененным салоном. А вот рядный шестицилиндровый 55-сильный двигатель объемом 2 литра и двумя карбюраторами остался прежним. Кстати, машина была прямым аналогом Победы ГАЗ-М20. Он выглядел более консервативно и имел рамку, но по динамике и комфорту не уступал советскому седану.

Послевоенный BMW (EMW) 340 был поставлен в СССР

Дизайн BMW 340, уже не из восточной зоны оккупации, а из Германской Демократической Республики (ГДР), был подробно описан в журнале Automotive Industry. И довольно скоро восточный BMW стал EMW. Бавария, наконец наладив производство автомобилей в Мюнхене, сумела отсудить у восточных немцев оригинальную марку. А вот в ГДР, видимо, этого не совсем придерживались. Ведь даже название земель оставили: Эйзенах находился теперь не в Тюрингии, а в округе Эрфурта. Восточные автомобили получили марку EMW (Eisenacher Motorenwerk), а синий баварский цвет эмблемы был изменен на красный.

Большинство восточногерманских BMW работали в СССР в государственных структурах, но со временем перешли в частные руки. Самые осторожные владельцы тогда получали прибыль десятилетиями.

НЕМЕЦКАЯ МОТОРИКА

Двигатели BMW оставили заметный след в анналах советских легковых автомобилей 1960-х и 1970-х годов. Особой тайны в этом не было, хотя о попытках использования немецких двигателей в те годы пресса, конечно, не писала.

Самая известная и в то же время самая мифологическая история – это двигатель «Москвичи-412». Некоторые обыватели часто пишут про этот двигатель и говорят "содрали". Но все гораздо сложнее. Конечно, большое влияние на конструкторов МЗМА оказал двигатель BMW семейства М10 (первоначальная версия 1962 года — М115). По конструкции советский верхневальный двигатель с полусферическими камерами сгорания рабочим объемом 1,5 литра (87х70 мм) аналогичен немецкому, также объемом 1,5 литра (82х71 мм) и тоже мощностью 75 лошадиных сил в базовой комплектации. Оба двигателя наклонены для уменьшения высоты моторного отсека и оба имеют цепной привод ГРМ. Но, по сути, на этом сходство заканчивается.

У БМВ чугунный блок и совсем другая камера сгорания, другое расположение навесного оборудования. Серийный двигатель «Москвич-412» получил алюминиевый блок и съемные чугунные втулки. Это было связано с тем, что агрегат изготавливался на авиамоторном заводе, где была отработана технология литья алюминия. При этом отремонтировать советское устройство, поменяв чугунные гильзы, не составило труда. И конечно этот фактор тоже был учтен.

Но еще раньше двигатель BMW мог появиться на «Запорожце» ЗАЗ-965. Двухцилиндровый оппозитный двигатель мощностью 19,5 л.с. С от БМВ 600. Поставили на один из прототипов и многим специалистам НАМИ он понравился. Настолько, что на МЗМА, где проектировали «Москвич-444», которому суждено было стать ЗАЗ-965, заднюю часть автомобиля переоборудовали под немецкий двигатель. Ведь до BMW на прототипах испытывались только отечественные мотоциклетные двигатели, которые совершенно не подходили для автомобиля такого класса и к тому же не отличались надежностью. Встал вопрос о покупке немецкой лицензии. Но они все же решили разработать собственный четырехцилиндровый двигатель V4. Еще один эпизод нашей истории – попытка пересечь Баварию с Нижним Новгородом. В 1973 году по заказу «Автоэкспорта» «Волгу» оснастили двигателем от BMW 2500. Рядная шестерка с двумя карбюраторами развивала 150 л.с. С. «Волга», часто называемая ГАЗ-24-98, с таким двигателем разгонялась до 100 км/ч за 11,3 с. Но советский седан с немецким двигателем стоил бы как минимум вдвое дороже стандартного. Поэтому рассчитывать на серьезные экспортные успехи не приходилось.

Опытный Москвич-444 с двигателем БМВ 600

Владимир Высоцкий некоторое время водил BMW 2500

Полицейский BMW 2500 семейства E3

БОГЕМИНА И ПОЛИЦИЯ

В 1960-е и 1970-е годы советские граждане видели современные BMW только в столице и крупных городах, где на них ездили иностранные дипломаты, журналисты и бизнесмены. У представителей советской богемы – тех, кто вообще мог купить иномарку – BMW было очень мало. Американские автомобили и Mercedes-Benz были более престижными.

А вот Владимир Высоцкий некоторое время водил BMW. Но позже у него появился и «Мерседес». Сначала четырехдверный седан семейства W116, а затем двухдверный спортивный W107.

Но к удивлению советских граждан, у советской полиции появились баварские седаны. Сначала семейство E3, а затем семейство E12. Поначалу такие машины ездили в основном в общественных кортежах. Но немецких седанов становилось все больше, и они уже встречались на патрульной службе. Полицейское семейство BMW E12 даже появилось в сериале «Следствие ведут знатоки». В 1978 году в качестве демонстрации мощи советской полиции машина была показана в сериале «Букет в приемной».

В 1970-е годы в Москве появились и полицейские BMW E12

Мало кто тогда предполагал, что десятилетие спустя BMW станут обычным явлением на советских улицах. Произошло еще одно, самое удачное и, наверное, не последнее пришествие к нам знаменитого баварского бренда…

Источник

СССРАвтоBMW Длинный пост 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Советская Бавария: как BMW оказались в СССР и кто на них ездил.