Советские автомобили на Западе: история экспорта, цены и восприятие

В период 1970-х и 1980-х годов СССР ежегодно экспортировал десятки тысяч автомобилей. Основными направлениями были страны социалистического лагеря и развивающиеся государства, однако советский автопром проникал и на капиталистические рынки, включая страны с развитой автомобильной промышленностью.

Первый шаг на Запад

Пионером в поставках советских легковых автомобилей на западный рынок после Второй мировой войны стала финская компания Konela, начавшая эту деятельность в 1948 году. Ситуация в Финляндии благоприятствовала такому импорту: до начала 1960-х в стране практически не было официальных дилеров западных марок, новые иномарки были недоступны для большинства населения. Поэтому многие финны покупали подержанные машины или автомобили из социалистических стран, в первую очередь из СССР.

Экспортная версия ВАЗ-2101, известная в Финляндии как Lada 1200.

Уже к 1960 году в Финляндии было продано 6500 советских автомобилей — впечатляющая цифра для небольшой страны. Успех на финском рынке открыл дорогу в другие государства: Нидерланды, Швецию и прочие скандинавские страны. Так география деятельности «Советского автоэкспорта» — специализированной организации по внешней торговле автомобилями — значительно расширилась.

Первые отзывы западной прессы

Появление советских автомобилей в Европе не осталось незамеченным для западных журналистов. В конце 1950 года в Бельгии британские обозреватели познакомились с «Москвичом-400» — адаптированной версией немецкого Opel Kadett 1938 года.

Их вердикт был неожиданно позитивным: «Похоже, Россия вполне способна создать удовлетворительный автомобиль по доступной цене». Цена «Москвича» оказалась логичной: выше, чем у двухдверного Ford Anglia, но ниже, чем у четырехдверного Ford Prefect. Все эти модели, включая советскую, базировались на довоенных конструкциях. Журналисты заключили, что к автомобилю из СССР «никоим образом не стоит относиться пренебрежительно».

Случайная встреча с «Москвичом-402» у британских журналистов произошла в 1957 году, когда норвежский моряк приехал на этой машине в гости к другу в Англию. Они отметили: «Простой и удобный в управлении автомобиль, с хорошим сцеплением с дорогой, отличными синхронизаторами, легким и точным рулевым управлением. Подвеска обеспечивает комфортную езду по плохим дорогам... Однако отделка салона и динамические характеристики неприемлемы для среднего британского потребителя».

«Волга» на международной арене

ГАЗ-М21 «Волга» с конца 1950-х экспортировалась не только в соцстраны, но и в Бельгию, Скандинавию, Нидерланды, а с 1960 года — в Великобританию.

Журнал Autocar в 1960 году писал, что динамика автомобиля (максимальная скорость 130 км/ч, четверть мили за 24 секунды) «не поражает воображение». Зато издание похвалило «Волгу» за экономичность: средний расход топлива во время тестов составил 13 л/100 км. В Великобритании ГАЗ-М21 стоил 1113 фунтов стерлингов, что было лишь немного дешевле одноклассника Humber Hawk (1191 фунт).

В 1965 году американские специалисты из журнала Mechanix Illustrated испытали «Волгу» в Бельгии. Их статья была насмешливой, но объективной: «Эта машина сделана качественно, надежно и функционально, даже несмотря на откровенно плохие материалы. Крыша похожа на коврик для душа, а обивка — на оперение линяющего воробья... Волга кренится, как бумажный стаканчик в ураган... Лучший агрегат — двигатель, он собран качественно и работает хорошо».

«Волга» ГАЗ-М22 с правым рулем в Великобритании. Там было продано всего около десятка таких универсалов.

На западных рынках было реализовано очень мало седанов ГАЗ-21 и универсалов ГАЗ-22. Некоторые из этих автомобилей в Финляндии и Скандинавии использовались как такси.

Продажи следующего поколения, «Волги» ГАЗ-24, на Западе были еще скромнее. Тем не менее, в 1971 году модель даже попала в ежегодный каталог Западной Германии.

Обратите внимание: Какие запасные части можно, а какие нельзя покупать на авторазборе. Выясняем.

Заявленная цена составила 12 000 марок — немного дешевле двухдверных Opel Commodore и Volvo 142 и значительно доступнее Mercedes-Benz 200.

Однако фактических продаж ГАЗ-24 в Германии, Франции или Великобритании практически не было. В Скандинавии «Волга» даже с дизельным двигателем Indenor стоила дешевле компактного дизельного Volkswagen Golf.

Взлет и падение «Москвича»

В 1960-е и 1970-е годы модели «Москвич» от 407 до 412 пользовались хорошим спросом на Западе. В Великобритании «Москвич-407» называли «исключительно выгодной покупкой», поскольку он стоил столько же, сколько местные малолитражки, некоторые из которых даже не имели в базовой комплектации обогревателя салона.

«Москвич-408» также был востребован благодаря современному для своего времени дизайну и прочной конструкции. В 1968 году шведские испытатели из Teknikens Varld проехали на этой модели 1240 км по наихудшим дорогам за два дня. «Машина двигалась не быстро, но плавно, — отмечали они, — однако синхронизаторы в коробке передач не всегда работали четко... Сломать автомобиль нам так и не удалось».

Британский журнал Motor охарактеризовал «Москвич-408» как «парадоксальный автомобиль: конструкция хороша, но пренебрежение к вибрациям и шуму коробки передач, тугой ход педали тормоза и медленный разгон лишают его шансов на успех». В Англии машина стоила дешевле аналога — Ford Cortina, примерно как хорошо укомплектованный Hillman Minx. В Финляндии же «408-й» был дешевле базового Volkswagen Kafer 1200.

Модельный ряд «Москвича» в Великобритании в начале 1970-х годов.

В начале 1970-х «Москвич-412» также неплохо продавался в Великобритании, но его цена была сопоставима с микролитражками. За стандартную модель просили 717 фунтов, что было чуть дешевле Hillman Minx (714 фунтов). Mini 850 стоил дороже — 739 фунтов. Для сравнения, за чехословацкую Skoda 100 L просили 798 фунтов.

В западногерманском каталоге 1971 года «Москвич-412» фигурировал по цене 7500 марок. Он был дороже двухдверного Ford Escort с двигателем 1.1 л, но заметно дешевле двухдверного Ford Taunus 1.6 л.

Последующие модели, такие как «Москвич-2140» и даже специально доработанная для экспорта версия 2140 Luxe, уже не вызвали энтузиазма у западных покупателей.

От «Жигулей» к всемирной «Ладе»

Наиболее успешными советскими автомобилями на Западе стали модели марки Lada. Над ними часто подшучивали, но их покупали. Правда, нередко после замены шин, дисков, некоторых электронных компонентов или даже повторной покраски кузова.

Британские журналисты называли Lada «достойным автомобилем по доступной цене». Lada 1200 (ВАЗ-2101) стоила значительно дешевле своего прямого аналога — Fiat 124. В начале 1970-х в Германии за «копейку» просили 7250 марок. Двухдверные Opel Kadett и Ford Escort 1.1 л стоили 8895 и 8595 марок соответственно. Дешевле ВАЗ-2101 были только французские Renault 4, Citroen 2CV и Skoda 100.

Тюнингованная Lada в Западной Германии.

Во второй половине 1980-х годов все модификации Lada Samara пользовались на Западе относительным успехом. Однако трехдверный ВАЗ-2108 с двигателем 1.3 л стоил дешевле 45-сильного Fiat Uno 45.

Британский тюнинг-проект Lada Samara Juno.

Пятидверная Samara 1.3 оценивалась в 4925 фунтов стерлингов. Для сравнения: трехдверный Ford Fiesta стоил 5004 фунта, а пятидверный Austin Metro с литровым двигателем — 5257 фунтов. Lada Samara была популярна и во Франции. В 1986 году активный дилер советских автомобилей Жан Поку продал более 21 000 наших машин! В том году Lada заняла 13-е место на французском рынке, опередив Nissan, Toyota и Volvo. А в Великобритании в 1988 году было продано более 30 000 автомобилей этой марки.

Lada Samara в Германии.

Внедорожник мирового уровня

Особый вклад в успех марки Lada внес полноприводный внедорожник «Нива». Модель продавалась не только в Западной Европе, но и в Канаде, и даже в Австралии. Английские журналисты честно признавали: по проходимости «Нива» находится на одном уровне с Range Rover, а на трассе ведет себя вполне прилично.

Реклама Lada Niva в Австралии.

Более того, во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов у советского внедорожника практически не было конкурентов по соотношению цена-качество. Англичане называли лишь несколько условных аналогов, близких по цене к «Ниве» (4098 фунтов): Subaru Leon 1600 4WD за 3990 фунтов и компактный Daihatsu F20 за 3949 фунтов.

Закат экспортной эпохи

В конце 1980-х годов спрос на советские автомобили на Западе начал постепенно снижаться. Дольше всех своих позиций держалась Lada Niva, которая небольшими партиями продавалась на западных рынках вплоть до недавнего времени. Однако повторить успех 1970-х — начала 1980-х годов уже было невозможно. Мир, и в частности автомобильный рынок, изменился слишком кардинально.

Источник

АвтоСССР Экспортная техникаРетроавтомобильСделано в СССРТранспортТюнингДлинный пост 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили.