Советские самодельные автомобили: как энтузиасты создавали спорткары и купе в условиях дефицита

Вопреки распространенному мнению, в СССР существовали спортивные купе и автомобили класса GT. Их создавали не государственные заводы, а талантливые и изобретательные мастера-энтузиасты, чье творчество стало ярким явлением советской автомобильной культуры.

Истоки движения самодельщиков

Движение «Самавто», официально оформившееся в 1970-е годы, зародилось еще в 1930-е. Главной причиной его появления стал острый дефицит автомобилей в стране. Многие граждане не могли позволить себе даже подержанную машину, что и подтолкнуло их к самостоятельному творчеству. Однако к 1970-м годам мотивация изменилась: самодельщиков двигало уже не просто желание иметь любое транспортное средство, а стремление создать уникальный, индивидуальный автомобиль, которого нельзя было купить в магазине, — часто в спортивном стиле.

Первые спортивные эксперименты

Попытки построить элегантные купе предпринимались с самого начала движения. Например, в 1930-е годы ленинградский летчик Иванов создал стильный автомобиль на удлиненном шасси ГАЗ-А. К сожалению, подробности об этой машине не сохранились.

Родстер «Ленинград» на агрегатах ГАЗ-12 ЗИМ.

Более известен родстер Аркадия Бабича, построенный в 1959 году в Ленинграде на агрегатах самого роскошного по тем временам седана ГАЗ-12 «ЗИМ». Пресса писала, что на этой самоделке Бабич преодолел 2125 км от Ленинграда до Симферополя за 20 часов, что для дорог того времени было выдающимся достижением.

Самодельное купе Иванова середины 1930-х годов.

Творчество в рамках ограничений

Долгое время официальные правила строго ограничивали возможности самодельщиков: разрешалось использовать только маломощные двигатели, например, от ЗАЗ-965 (27–30 л.с.) или даже мотоциклетные моторы. Позже лимит подняли до 1.2 литра, что открыло доступ к агрегатам «Запорожца» (40 л.с.) и «Жигулей» (62 л.с.). Несмотря на это, умельцы создавали машины, не уступавшие по стилю западным аналогам, которые в те годы тоже часто строились на базе малолитражек.

Ярким примером стал заднемоторный КД (или «Спорт-900»), разработанный художником Эдуардом Молчановым и воплощенный в НАМИ. Автомобиль со стеклопластиковым кузовом на пространственной раме и агрегатами от «Запорожца» выглядел очень современно. В 1963–1969 годах было изготовлено не менее шести таких машин.

В 1966–1968 годах в Ярославле появилась серия четырехместных купе «Гепард» на агрегатах «Запорожца», которые можно отнести к компактным GT.

«Гепард» с кузовом купе в стиле гран туризмо.

Даже с мотоциклетными двигателями мастера стремились к элегантности. Кабриолеты «Старт» 1965 года с алюминиевыми кузовами, построенные в Ликино-Дулево, хоть и напоминали пародию на американский стиль, демонстрировали прогрессивный для самоделки подход.

Кабриолет «Старт» с алюминиевым кузовом.

Прорыв к большим мощностям и технологиям

Со временем появлялись и более мощные, сложные проекты, выходившие за рамки ограничений. В 1962 году на Нальчикском заводе создали купе «Эльбрус-1» с 75-сильным двигателем от «Волги» ГАЗ-21.

«Эльбрус-1» с двигателем «Волга» ГАЗ-21.

Братья Щербинины в 1969 году построили автомобиль ГТЩ (Gran Turismo Щербинин), а позже, вместе с братьями Алгебраистовыми, — купе следующего поколения с 95-сильными моторами от ГАЗ-24. Эти машины, известные как «Сатана» и ЯНА, отличались элегантным дизайном и оснащались передовыми для СССР технологиями: выдвижными фарами и электрическими стеклоподъемниками.

Именно на спортивных самоделках в Союзе впервые опробовали многие инновации: двери типа «крыло чайки» (как на купе «Орор» Генриха Матевосяна, где также был кондиционер), сложные электронные приборные панели и пневмоприводы.

Орор-купе с дверями типа «крыло чайки».

Вершины инженерной мысли 1980-х

В 1980-е годы проекты стали еще более изощренными. Легендарная «Лаура» ленинградцев Дмитрия Парфенова и Геннадия Хайнова была переднеприводной (задолго до появления ВАЗ-2108!) с независимой подвеской, дисковыми тормозами, спортивными сиденьями и многофункциональной приборной панелью.

Звезда 1980-х по имени «Лаура».

Другой сенсацией стала «Панголина» Александра Кулыгина (1983 г.). Ее авангардный кузов с электропневматическим приводом позволял полностью открывать крышу и борта, превращая машину в таргу.

«Панголина» в версии тарга, за ней последовало купе ЮНА.

Наследие эпохи

С распадом СССР и появлением импортных автомобилей массовое движение «Самавто» сошло на нет. Однако многие уникальные творения той эпохи — времени дефицита и невероятного творческого порыва — сохранились. Эти машины, наивные, интересные, а иногда и опережавшие свое время, являются живым доказательством того, что настоящая страсть и инженерная мысль способны творить чудеса даже в самых строгих рамках.

Источник: https://5koleso.ru/articles/istoriya-avto-brendov/sdelaj-sam...

ТехникаМоторАвтоТюнингЗапчастиИзобретенияДлинный пост 2 Эмоции

Обратите внимание: Грунтуем машину электрокраскопультом. ВАЗ-2115.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Сделай сам: удивительные советские самоделки, которые были круче серийных машин.