Сделай сам: удивительные советские самоделки, которые были круче серийных машин

Разве в СССР не делали спортивные купе и автомобили GT? Они сделали! Правда, не фабрики, а талантливые, не ленивые, изобретательные мастера.

Движение советских самодельщиков, получившее в 1970-е годы название «Самавто» и возникшее в 1930-е годы, прежде всего, из-за нехватки автомобилей. Многие годы их не хватало. Но у многих жителей не было денег, чтобы купить что-либо, даже подержанную машину. И это тоже стало хорошим поводом для автомобильного творчества.

В ВАШЕЙ ГОНКЕ

В 1970-е годы многими самодельцами двигало не столько желание иметь хоть какую-то машину, сколько купить именно ту, которую они хотели. Не обычный - заводской, а такой, который не купишь, даже если стоять в длинной очереди - индивидуальный. В этой серии все более заметное место стали занимать спортивные автомобили – двухдверные родстеры, купе, модели, которые на Западе обычно обозначались как GT. Ведь ничего подобного в Союзе никогда не производилось. Они просто не могли существовать!

Попытки построить элегантные купе предпринимались с 1930-х годов. История сохранила отрывочные сведения об элегантной машине, созданной на шасси ГАЗ-А ленинградским летчиком Ивановым. Причем он не только построил оригинальный кузов, но и расширил базу стандартного ГАЗ-А. К сожалению, подробностей об автомобиле нет.

Родстер «Ленинград» на агрегатах ГАЗ-12 ЗИМ.

В 1959 году Аркадий Бабич, тоже ленинградец, создал замечательный автомобиль, внешне спортивный родстер в стиле престижного и самого роскошного ГАЗ-12 ЗИМ, доступного в те годы частникам. На основе приборов был создан самодельный станок. Пресса тех лет писала, что Бабич проехал на родстере из Ленинграда в Симферополь, преодолев за 20 часов езды 2125 км! Если это не байк, то водитель, поддерживавший на дорогах того времени такую ​​среднюю скорость, просто герой. Но такие быстрые машины на протяжении многих лет были всё-таки редкими исключениями.

Самодельное купе Иванова середины 1930-х годов.

СПОРТСМЕН-ЛЮБИТЕЛЬ

На протяжении многих лет официально было невозможно оснастить самодельный автомобиль более мощным двигателем, чем тот, который устанавливался на ЗАЗ-965, то есть максимальной мощностью 27 л.с., позднее – 30 л.с. С. Часто использовались даже менее мощные, но дешевые мотоциклетные двигатели. Позже постановления правительства расширили возможности энтузиастов – инженеров-любителей – до двигателей объемом 1,2 л. Ниже этих требований п оказался агрегат ЗАЗ-968 мощностью 40 л.с., а затем и ВАЗ-2101, развивающий мощность 62 л.с. С.

Однако это нисколько не мешало самым упорным и трудолюбивым изобретателям создавать автомобили в спортивном и «гранд-туринговом» стиле. Кстати, в 1950-1960-е и даже в 1970-е годы подобные модели производились в Западной Европе с использованием агрегатов малолитражных малолитражных автомобилей Renault, FIAT, Volkswagen с двигателями рабочим объемом 0,5-1,1 литра. Так что в этом смысле советские самоделки шли в ногу со временем. А иногда и не только это.

Аналогичную конструкцию имел знаменитый заднемоторный КД (еще одно известное название «Спорт-900»), нарисованный профессиональным художником Эдуардом Молчановым и воплощенный в НАМИ. В кузов из стеклопластика профессионально интегрирована пространственная рама из стальных профилей. Агрегаты были взяты от ЗАЗ965, двигатель разместили сзади. По дизайну компакт-диск не уступал зарубежным аналогам – аналогам. Кроме того, это был еще и небольшой масштаб!

Обратите внимание: Грунтуем машину электрокраскопультом. ВАЗ-2115.

В 1963–1969 годах НАМИ изготовил не менее шести однотипных машин.

В 1966–1968 годах в Ярославле было построено несколько одинаковых автомобилей «Гепард». В отличие от двухместных КД, машины, также на агрегатах «Запорожец», были четырехместными. Но с точки зрения стиля они хорошо вписываются в категорию компактных GT.

«Гепард» с кузовом купе в стиле гран туризмо.

Даже при использовании мотоциклетных двигателей домашние мастера часто стремятся создать что-то элегантное. Кабриолет «Старт» 1965 года (не путать с украинским микроавтобусом!) выглядел забавно и немного наивно. Две такие машины с мотоциклетными двигателями К-750 и агрегатами коляски С-3А построили в Ликино-Дулево. Конечно, стиль выглядел как пародия на американские автомобили, но у «Стартов» были алюминиевые кузова! Вполне прогрессивный и достойный дизайн спорткара!

Кабриолет «Старт» с алюминиевым кузовом.

И БЫСТРЕЕ?

Но многие, естественно, хотели машину классом выше – и больше, и мощнее. Исключение из правил, требующих устанавливать на самоделки только моторы малой мощности, появилось в 1950-х годах. Ведь именно таким был ленинградский родстер на агрегатах ЗИМ ГАЗ-12. И постепенно исключений становилось все больше и больше.

В 1962 году на Нальчикском машиностроительном заводе было изготовлено купе «Эльбрус-1». Машина была не очень элегантной, но оригинальной и оснащенной двигателем ГАЗ-21 мощностью 75 л.с. С. - самый мощный из доступных для домашних мастеров.

«Эльбрус-1» с двигателем «Волга» ГАЗ-21.

Двигатель «Волги» использовали также известные в мире Samauto братья Анатолий и Владимир Щербинины, которые в 1969 году создали автомобиль, получивший общее название ГТЩ (Gran Turismo Щербинин). Позже братья Щербинины совместно с братьями Станиславом и Юрием Алгебраистами построили купе следующего поколения с 95-сильными двигателями ГАЗ-24. Эти автомобили, получившие названия «Сатана» (версия Щербинина) и ЯНА (модификация Алгебраистова), с очень элегантными кузовами, вполне соответствующими западной моде тех лет, были даже оснащены выдвижными электрическими фарами, которые были модными в 1970-х годах номерами.

Это были самоделки, и, как правило, именно на спортивных машинах впервые в Союзе стали использовать всевозможные передовые возможности: те же выдвижные фары, электрические стеклоподъемники, двери типа «крыло чайки», открывающиеся вверх. Генрих Матевосян сделал их на своем купе «Орор» (по-армянски «Чайка»). Кстати, в этой машине также были электрические фары и даже кондиционер. Роскошь, неслыханная в те годы для простых смертных!

Орор-купе с дверями типа «крыло чайки».

В 1980-е годы дизайн и конструкция спортивных автомобилей становились все более изощренными. Одной из самых ярких звезд того времени была «Лаура» ленинградцев Дмитрия Парфенова и Геннадия Хайнова. Две однотипные машины оснащались двигателями ВАЗ2105 и коробкой передач ЗАЗ968.

звезда 1980-х по имени «Лаура».

Лауры были переднеприводными с нивскими ШРУСами. А ведь ВАЗ-2108 еще не пошел в производство! Передняя часть типа McPherson включала в себя амортизаторы от ЗИЛ130 и шаровые опоры ВАЗа. Задняя подвеска на продольных рычагах оснащалась самодельными стойками на базе амортизаторов ЗАЗ. Передние дисковые тормоза были взяты от Москвича-2140. Даже сделали самодельные спортивные сиденья и многоэкранную комбинацию приборов.

Еще одной сенсацией тех лет стала «Панголина» Александра Кулыгина, впервые появившаяся на публике в 1983 году. Правда, конструктивно она была проще «Лауры»: с задним приводом и подвеской от «Жигулей». Но тело было авангардным. Крыша и борта поднимались и открывались полностью, причем с помощью электропневматических подъемников. Позже «Панголину» переоборудовали в таргу — часть крыши стала съемной, но передок и борта по-прежнему были приподняты.

«Панголина» в версии тарга, за ней последовало купе ЮНА.

С притоком в страну самых разнообразных иномарок и общими изменениями во всей советской жизни движение Самавто, по крайней мере как массовое движение, по сути, сошло на нет. Но многие замечательные автомобили из противоречивой эпохи – времени тотального дефицита и чудесных творческих порывов – к счастью, сохранились. Отчасти наивный, местами интересный, а местами продвинутый, по крайней мере для СССР, дизайн – пример того, что то, чего быть не может, иногда, тем не менее, происходит.

Источник: https://5koleso.ru/articles/istoriya-avto-brendov/sdelaj-sam...

ТехникаМоторАвтоТюнингЗапчастиИзобретенияДлинный пост 2 Эмоции

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Сделай сам: удивительные советские самоделки, которые были круче серийных машин.