Разве в СССР не делали спортивные купе и автомобили GT? Они сделали! Правда, не фабрики, а талантливые, не ленивые, изобретательные мастера.
Движение советских самодельщиков, получившее в 1970-е годы название «Самавто» и возникшее в 1930-е годы, прежде всего, из-за нехватки автомобилей. Многие годы их не хватало. Но у многих жителей не было денег, чтобы купить что-либо, даже подержанную машину. И это тоже стало хорошим поводом для автомобильного творчества.
В ВАШЕЙ ГОНКЕ
В 1970-е годы многими самодельцами двигало не столько желание иметь хоть какую-то машину, сколько купить именно ту, которую они хотели. Не обычный - заводской, а такой, который не купишь, даже если стоять в длинной очереди - индивидуальный. В этой серии все более заметное место стали занимать спортивные автомобили – двухдверные родстеры, купе, модели, которые на Западе обычно обозначались как GT. Ведь ничего подобного в Союзе никогда не производилось. Они просто не могли существовать!
Попытки построить элегантные купе предпринимались с 1930-х годов. История сохранила отрывочные сведения об элегантной машине, созданной на шасси ГАЗ-А ленинградским летчиком Ивановым. Причем он не только построил оригинальный кузов, но и расширил базу стандартного ГАЗ-А. К сожалению, подробностей об автомобиле нет.
Родстер «Ленинград» на агрегатах ГАЗ-12 ЗИМ.
В 1959 году Аркадий Бабич, тоже ленинградец, создал замечательный автомобиль, внешне спортивный родстер в стиле престижного и самого роскошного ГАЗ-12 ЗИМ, доступного в те годы частникам. На основе приборов был создан самодельный станок. Пресса тех лет писала, что Бабич проехал на родстере из Ленинграда в Симферополь, преодолев за 20 часов езды 2125 км! Если это не байк, то водитель, поддерживавший на дорогах того времени такую среднюю скорость, просто герой. Но такие быстрые машины на протяжении многих лет были всё-таки редкими исключениями.
Самодельное купе Иванова середины 1930-х годов.
СПОРТСМЕН-ЛЮБИТЕЛЬ
На протяжении многих лет официально было невозможно оснастить самодельный автомобиль более мощным двигателем, чем тот, который устанавливался на ЗАЗ-965, то есть максимальной мощностью 27 л.с., позднее – 30 л.с. С. Часто использовались даже менее мощные, но дешевые мотоциклетные двигатели. Позже постановления правительства расширили возможности энтузиастов – инженеров-любителей – до двигателей объемом 1,2 л. Ниже этих требований п оказался агрегат ЗАЗ-968 мощностью 40 л.с., а затем и ВАЗ-2101, развивающий мощность 62 л.с. С.
Однако это нисколько не мешало самым упорным и трудолюбивым изобретателям создавать автомобили в спортивном и «гранд-туринговом» стиле. Кстати, в 1950-1960-е и даже в 1970-е годы подобные модели производились в Западной Европе с использованием агрегатов малолитражных малолитражных автомобилей Renault, FIAT, Volkswagen с двигателями рабочим объемом 0,5-1,1 литра. Так что в этом смысле советские самоделки шли в ногу со временем. А иногда и не только это.
Аналогичную конструкцию имел знаменитый заднемоторный КД (еще одно известное название «Спорт-900»), нарисованный профессиональным художником Эдуардом Молчановым и воплощенный в НАМИ. В кузов из стеклопластика профессионально интегрирована пространственная рама из стальных профилей. Агрегаты были взяты от ЗАЗ965, двигатель разместили сзади. По дизайну компакт-диск не уступал зарубежным аналогам – аналогам. Кроме того, это был еще и небольшой масштаб!
Обратите внимание: Грунтуем машину электрокраскопультом. ВАЗ-2115.
В 1963–1969 годах НАМИ изготовил не менее шести однотипных машин.В 1966–1968 годах в Ярославле было построено несколько одинаковых автомобилей «Гепард». В отличие от двухместных КД, машины, также на агрегатах «Запорожец», были четырехместными. Но с точки зрения стиля они хорошо вписываются в категорию компактных GT.
«Гепард» с кузовом купе в стиле гран туризмо.
Даже при использовании мотоциклетных двигателей домашние мастера часто стремятся создать что-то элегантное. Кабриолет «Старт» 1965 года (не путать с украинским микроавтобусом!) выглядел забавно и немного наивно. Две такие машины с мотоциклетными двигателями К-750 и агрегатами коляски С-3А построили в Ликино-Дулево. Конечно, стиль выглядел как пародия на американские автомобили, но у «Стартов» были алюминиевые кузова! Вполне прогрессивный и достойный дизайн спорткара!
Кабриолет «Старт» с алюминиевым кузовом.
И БЫСТРЕЕ?
Но многие, естественно, хотели машину классом выше – и больше, и мощнее. Исключение из правил, требующих устанавливать на самоделки только моторы малой мощности, появилось в 1950-х годах. Ведь именно таким был ленинградский родстер на агрегатах ЗИМ ГАЗ-12. И постепенно исключений становилось все больше и больше.
В 1962 году на Нальчикском машиностроительном заводе было изготовлено купе «Эльбрус-1». Машина была не очень элегантной, но оригинальной и оснащенной двигателем ГАЗ-21 мощностью 75 л.с. С. - самый мощный из доступных для домашних мастеров.
«Эльбрус-1» с двигателем «Волга» ГАЗ-21.
Двигатель «Волги» использовали также известные в мире Samauto братья Анатолий и Владимир Щербинины, которые в 1969 году создали автомобиль, получивший общее название ГТЩ (Gran Turismo Щербинин). Позже братья Щербинины совместно с братьями Станиславом и Юрием Алгебраистами построили купе следующего поколения с 95-сильными двигателями ГАЗ-24. Эти автомобили, получившие названия «Сатана» (версия Щербинина) и ЯНА (модификация Алгебраистова), с очень элегантными кузовами, вполне соответствующими западной моде тех лет, были даже оснащены выдвижными электрическими фарами, которые были модными в 1970-х годах номерами.
Это были самоделки, и, как правило, именно на спортивных машинах впервые в Союзе стали использовать всевозможные передовые возможности: те же выдвижные фары, электрические стеклоподъемники, двери типа «крыло чайки», открывающиеся вверх. Генрих Матевосян сделал их на своем купе «Орор» (по-армянски «Чайка»). Кстати, в этой машине также были электрические фары и даже кондиционер. Роскошь, неслыханная в те годы для простых смертных!
Орор-купе с дверями типа «крыло чайки».
В 1980-е годы дизайн и конструкция спортивных автомобилей становились все более изощренными. Одной из самых ярких звезд того времени была «Лаура» ленинградцев Дмитрия Парфенова и Геннадия Хайнова. Две однотипные машины оснащались двигателями ВАЗ2105 и коробкой передач ЗАЗ968.
звезда 1980-х по имени «Лаура».
Лауры были переднеприводными с нивскими ШРУСами. А ведь ВАЗ-2108 еще не пошел в производство! Передняя часть типа McPherson включала в себя амортизаторы от ЗИЛ130 и шаровые опоры ВАЗа. Задняя подвеска на продольных рычагах оснащалась самодельными стойками на базе амортизаторов ЗАЗ. Передние дисковые тормоза были взяты от Москвича-2140. Даже сделали самодельные спортивные сиденья и многоэкранную комбинацию приборов.
Еще одной сенсацией тех лет стала «Панголина» Александра Кулыгина, впервые появившаяся на публике в 1983 году. Правда, конструктивно она была проще «Лауры»: с задним приводом и подвеской от «Жигулей». Но тело было авангардным. Крыша и борта поднимались и открывались полностью, причем с помощью электропневматических подъемников. Позже «Панголину» переоборудовали в таргу — часть крыши стала съемной, но передок и борта по-прежнему были приподняты.
«Панголина» в версии тарга, за ней последовало купе ЮНА.
С притоком в страну самых разнообразных иномарок и общими изменениями во всей советской жизни движение Самавто, по крайней мере как массовое движение, по сути, сошло на нет. Но многие замечательные автомобили из противоречивой эпохи – времени тотального дефицита и чудесных творческих порывов – к счастью, сохранились. Отчасти наивный, местами интересный, а местами продвинутый, по крайней мере для СССР, дизайн – пример того, что то, чего быть не может, иногда, тем не менее, происходит.
Источник: https://5koleso.ru/articles/istoriya-avto-brendov/sdelaj-sam...
ТехникаМоторАвтоТюнингЗапчастиИзобретенияДлинный пост 2 ЭмоцииБольше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Сделай сам: удивительные советские самоделки, которые были круче серийных машин.