Секретное сотрудничество: как Porsche модернизировала советские автомобили от «Москвича» до «Самары»

Мало кто знает, что знаменитый спортивный бренд Porsche мог оставить свой след в истории советского автопрома не только в виде консультаций, но и через прямое производство. Например, купе Porsche 924 всерьёз рассматривалось для сборки на московском заводе АЗЛК! Хотя эта смелая идея так и не была реализована, немецкие инженеры приняли активное участие в создании легендарного переднеприводного ВАЗ-2108. Параллельно они работали над улучшением дизайна и технических характеристик других популярных отечественных моделей, стремясь поднять их до международных стандартов.

Начало партнёрства и модернизация «Москвича-412»

Сотрудничество Porsche с советскими автозаводами началось задолго до недавних проектов вроде лимузина Aurus. В начале 1970-х руководство АЗЛК столкнулось с резким падением экспортных продаж «Москвича-412», который ранее был важным источником валютных поступлений. Чтобы исправить ситуацию, в 1973 году к немецким специалистам обратились с просьбой модернизировать модель, сделав её более конкурентоспособной на западных рынках, но с минимальными затратами.

Экспериментальный «Москвич-412», доработанный дизайнерами Porsche.

Немцы предложили комплекс, казалось бы, незначительных, но важных изменений. Экстерьер обновили за счёт модной чёрной решётки радиатора и надписей. В салоне появилась новая панель приборов, современный руль, удобные сиденья с подголовниками, а также улучшенная обивка дверей с ручками, напоминавшими решения от BMW.

Салон «Москвича-412» после доработки: новые сиденья, дверные панели и ручки.

Одной из ключевых инноваций стало изменение расположения запасного колеса — его предложили разместить вертикально в нише справа, что освобождало пространство в багажнике.

Новая схема размещения запаски, предложенная инженерами Porsche.

К сожалению, эти идеи не были внедрены в серийное производство. Вместо этого АЗЛК запустил в 1976 году модель «Москвич-2140», которая, хотя и стала шагом вперёд (появились дисковые тормоза), всё ещё отставала от западных аналогов.

Смелые концепты: будущее «Москвича» глазами Porsche

В том же 1973 году Porsche пошла дальше и представила своё видение совершенно нового поколения автомобилей «Москвич». Немцы разработали эскизный проект двух семейств: с шести- и четырёхцилиндровыми двигателями, причём в классической, а не переднеприводной компоновке. Проект включал целое гамму кузовов: седан, универсал, спортивное купе, минивэн и даже прообраз кроссовера — автомобиль с увеличенным клиренсом и мягким верхом.

Концепт-арт шестицилиндрового «Москвича» от дизайн-студии Porsche, 1973 год.

Этот амбициозный проект, к сожалению, остался на бумаге. АЗЛК выбрал собственный путь развития, который в итоге привёл к созданию переднеприводного хэтчбека «Москвич-2141» уже в 1980-х годах.

Обратите внимание: Обзор Porsche 718 GTS.

Универсал в рамках концепции четырёхцилиндрового семейства.

Минивэн «Москвич» в версии с шестицилиндровым двигателем.

Тюнинг «Жигулей»: от ВАЗ-2103 к ВАЗ-2105

Параллельно с работой над «Москвичами» началось сотрудничество с Волжским автомобильным заводом (ВАЗ). По инициативе советской компании «Внештехника» Porsche поручили модернизировать флагманскую «трёшку» — ВАЗ-2103 — для улучшения её экспортного потенциала.

ВАЗ-2103 после доработки специалистами Porsche: новый бампер-спойлер и отсутствие хрома.

Немецкие инженеры слегка доработали двигатель, улучшив его экологические показатели, но основное внимание уделили дизайну. Автомобиль получил более строгий и современный передок с интегрированным бампером-спойлером, улучшавшим аэродинамику. В салоне появились новая панель приборов и модный спортивный руль.

Обновлённый интерьер «трёшки» с современной панелью и рулём.

Хотя ВАЗ-2103 в версии Porsche так и не пошёл в серию, многие идеи, предложенные немцами, позже нашли своё воплощение в следующих моделях — ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 («семёрке»).

Невероятное предложение: Porsche 924 на московском конвейере

Самой фантастической страницей в истории сотрудничества стала инициатива самой Porsche в середине 1970-х годов. Немецкая компания, искавшая возможности для расширения производства, предложила наладить выпуск своего нового доступного купе Porsche 924 на мощностях завода АЗЛК в Москве.

Porsche 924 — спортивное купе, которое немцы предлагали производить в СССР.

Эта революционная для Porsche модель с передним расположением двигателя и трансмиссией в виде единого блока (с редуктором сзади для идеальной развесовки) только готовилась к выпуску. Идея производства западногерманского спортивного автомобиля в СССР казалась нереальной даже для того времени и, естественно, не нашла поддержки у советского руководства, оставшись лишь любопытным историческим казусом.

Венец сотрудничества: рождение ВАЗ-2108 «Самара»

Наиболее масштабным и успешным совместным проектом стало создание первого советского переднеприводного автомобиля — ВАЗ-2108 «Спутник» (позже «Самара»). Работа под кодовым названием «Гамма» началась в 1979 году.

Прототипы ВАЗ-2108 проходят испытания на немецком полигоне.

Инженеры Porsche принимали непосредственное участие в разработке и испытаниях автомобиля, привлекая к сотрудничеству и другие ведущие мировые компании (например, ZF помогала с коробкой передач). На полигонах в Германии тестировались прототипы, а советские специалисты работали бок о бок с немецкими коллегами. В результате этого пятилетнего партнёрства, завершившегося в 1984 году, СССР получил по-настоящему современный и революционный для своей автопромышленности автомобиль, ставший одним из самых больших успехов отечественного автомобилестроения.

Источник: https://5koleso.ru/articles/istoriya-avto-brendov/porsche-st...

ТехникаАвтомобилестроениеРоссийское производствоИзобретения СССРАвтоТюнингАвтоВАЗТранспортДлинный пост 7 Эмоций

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: От «Москвичей» до «Лады»: как Porsche доводила до ума советские автомобили.