Мало кто знает, что знаменитый спортивный бренд Porsche мог оставить свой след в истории советского автопрома не только в виде консультаций, но и через прямое производство. Например, купе Porsche 924 всерьёз рассматривалось для сборки на московском заводе АЗЛК! Хотя эта смелая идея так и не была реализована, немецкие инженеры приняли активное участие в создании легендарного переднеприводного ВАЗ-2108. Параллельно они работали над улучшением дизайна и технических характеристик других популярных отечественных моделей, стремясь поднять их до международных стандартов.
Начало партнёрства и модернизация «Москвича-412»
Сотрудничество Porsche с советскими автозаводами началось задолго до недавних проектов вроде лимузина Aurus. В начале 1970-х руководство АЗЛК столкнулось с резким падением экспортных продаж «Москвича-412», который ранее был важным источником валютных поступлений. Чтобы исправить ситуацию, в 1973 году к немецким специалистам обратились с просьбой модернизировать модель, сделав её более конкурентоспособной на западных рынках, но с минимальными затратами.
Экспериментальный «Москвич-412», доработанный дизайнерами Porsche.
Немцы предложили комплекс, казалось бы, незначительных, но важных изменений. Экстерьер обновили за счёт модной чёрной решётки радиатора и надписей. В салоне появилась новая панель приборов, современный руль, удобные сиденья с подголовниками, а также улучшенная обивка дверей с ручками, напоминавшими решения от BMW.
Салон «Москвича-412» после доработки: новые сиденья, дверные панели и ручки.
Одной из ключевых инноваций стало изменение расположения запасного колеса — его предложили разместить вертикально в нише справа, что освобождало пространство в багажнике.
Новая схема размещения запаски, предложенная инженерами Porsche.
К сожалению, эти идеи не были внедрены в серийное производство. Вместо этого АЗЛК запустил в 1976 году модель «Москвич-2140», которая, хотя и стала шагом вперёд (появились дисковые тормоза), всё ещё отставала от западных аналогов.
Смелые концепты: будущее «Москвича» глазами Porsche
В том же 1973 году Porsche пошла дальше и представила своё видение совершенно нового поколения автомобилей «Москвич». Немцы разработали эскизный проект двух семейств: с шести- и четырёхцилиндровыми двигателями, причём в классической, а не переднеприводной компоновке. Проект включал целое гамму кузовов: седан, универсал, спортивное купе, минивэн и даже прообраз кроссовера — автомобиль с увеличенным клиренсом и мягким верхом.
Концепт-арт шестицилиндрового «Москвича» от дизайн-студии Porsche, 1973 год.
Этот амбициозный проект, к сожалению, остался на бумаге. АЗЛК выбрал собственный путь развития, который в итоге привёл к созданию переднеприводного хэтчбека «Москвич-2141» уже в 1980-х годах.
Обратите внимание: Обзор Porsche 718 GTS.
Универсал в рамках концепции четырёхцилиндрового семейства.
Минивэн «Москвич» в версии с шестицилиндровым двигателем.
Тюнинг «Жигулей»: от ВАЗ-2103 к ВАЗ-2105
Параллельно с работой над «Москвичами» началось сотрудничество с Волжским автомобильным заводом (ВАЗ). По инициативе советской компании «Внештехника» Porsche поручили модернизировать флагманскую «трёшку» — ВАЗ-2103 — для улучшения её экспортного потенциала.
ВАЗ-2103 после доработки специалистами Porsche: новый бампер-спойлер и отсутствие хрома.
Немецкие инженеры слегка доработали двигатель, улучшив его экологические показатели, но основное внимание уделили дизайну. Автомобиль получил более строгий и современный передок с интегрированным бампером-спойлером, улучшавшим аэродинамику. В салоне появились новая панель приборов и модный спортивный руль.
Обновлённый интерьер «трёшки» с современной панелью и рулём.
Хотя ВАЗ-2103 в версии Porsche так и не пошёл в серию, многие идеи, предложенные немцами, позже нашли своё воплощение в следующих моделях — ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 («семёрке»).
Невероятное предложение: Porsche 924 на московском конвейере
Самой фантастической страницей в истории сотрудничества стала инициатива самой Porsche в середине 1970-х годов. Немецкая компания, искавшая возможности для расширения производства, предложила наладить выпуск своего нового доступного купе Porsche 924 на мощностях завода АЗЛК в Москве.
Porsche 924 — спортивное купе, которое немцы предлагали производить в СССР.
Эта революционная для Porsche модель с передним расположением двигателя и трансмиссией в виде единого блока (с редуктором сзади для идеальной развесовки) только готовилась к выпуску. Идея производства западногерманского спортивного автомобиля в СССР казалась нереальной даже для того времени и, естественно, не нашла поддержки у советского руководства, оставшись лишь любопытным историческим казусом.
Венец сотрудничества: рождение ВАЗ-2108 «Самара»
Наиболее масштабным и успешным совместным проектом стало создание первого советского переднеприводного автомобиля — ВАЗ-2108 «Спутник» (позже «Самара»). Работа под кодовым названием «Гамма» началась в 1979 году.
Прототипы ВАЗ-2108 проходят испытания на немецком полигоне.
Инженеры Porsche принимали непосредственное участие в разработке и испытаниях автомобиля, привлекая к сотрудничеству и другие ведущие мировые компании (например, ZF помогала с коробкой передач). На полигонах в Германии тестировались прототипы, а советские специалисты работали бок о бок с немецкими коллегами. В результате этого пятилетнего партнёрства, завершившегося в 1984 году, СССР получил по-настоящему современный и революционный для своей автопромышленности автомобиль, ставший одним из самых больших успехов отечественного автомобилестроения.
Источник: https://5koleso.ru/articles/istoriya-avto-brendov/porsche-st...
ТехникаАвтомобилестроениеРоссийское производствоИзобретения СССРАвтоТюнингАвтоВАЗТранспортДлинный пост 7 ЭмоцийБольше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: От «Москвичей» до «Лады»: как Porsche доводила до ума советские автомобили.
