Турбонаддув в Америке восьмидесятых. Pontiac, который почти смог, Mustang-отступник, хот-хэтч Shelby и прочие необычные модели. Часть 1

Содержание

Первую серию истории наддувных технологий восьмидесятых годов мы посвятили европейским автомобилям. Пришло время заглянуть в Соединенные Штаты и по-настоящему восхититься. По стереотипам, американцы повсеместно любят большие двигатели и ничего не знают о компактных двигателях, особенно с наддувом. Это, мягко говоря, неправда. За очерченные сроки «Большая детройтская тройка» выпустила немало интересных и ломающих закономерностей.

В прошлый раз мы имели дело с турбонаддувом в Европе, теперь займемся Америкой. Почему бы нам не начать с Chrysler, который многое сделал для популяризации турбодвигателей? Потому что именно GM еще в шестидесятых годах первой создала серийный автомобиль с двигателем с наддувом. Точнее, два — Oldsmobile Jetfire, представляющий собой специальную версию F85 Cutlass, и заднемоторный Chevrolet Corvair Monza Spyder Turbo.

Спортивное купе Oldsmobile F-85 Jetfire

Спортивное купе Oldsmobile F-85 Jetfire

Новый принцип принуждения стал откровением. В случае с «Олдами» 3,5-литровый V8 выдавал приличные 218 л.с., прирост крутящего момента на 30 процентов (407 Нм) и одновременно снижение разгона до 160 км/ч (60 миль в час) на столько же как десять секунд по отношению к самому сильному изменению атмосферы. Для снижения риска детонации была использована система впрыска воды-метанола. Это снизило температуру во впускном коллекторе, но пользователи часто забывали его долить, и Oldsmobile с удивлением перешел в режим пониженной мощности.

Понтиак Файрберд Транс Ам Турбо

Jetfire продержался на производственной линии всего два года. Честь стать следующим серийным автомобилем General Motors с наддувом досталась Pontiac Firebird Turbo Trans Am 1980-1981 годов. Не думайте, что пули были забыты почти на два десятилетия: еще в 1974 году профессор Корпоративного института Джим Лайонс разработал систему для двигателя V-8. «Pontiac боялся, что им придется иметь дело с двигателем Chevrolet в Trans Am. Я взял нашу экспериментальную машину и прокатил этих ребят. Они даже не позволили мне отвезти ее обратно во Флинт. Он просто передал ключи от сервисной комнаты, а потом меня «наняли» помогать с разработкой», — вспоминал он в интервью журналу Car and Driver.

Специальная версия Pontiac Firebird Trans Am Turbo Black & Gold

На Turbo Tranz Emu заказали 4,9-литровый V8 (301 кубический дюйм) с наддувом Garrett AiResearch TBO305 (давление 0,6 бар). Производительность по сегодняшним меркам, конечно, смешная для такого здоровяка — 208 л.с и 420 Нм. Но не будем забывать, что речь идет об эпохе, когда великая американская «восьмерка» потеряла всякую мощь и напоминала стероидного спортсмена в тяжелом рецидиве. Подкорректируйте образ мира согласно реалиям того времени, и нетипичный маслкар не вызовет отторжения.

Специальная версия Pontiac Firebird Trans Am Turbo Black & Gold

При тестировании автомобиля и водителя было зафиксировано время от 8,2 секунды до 97 км/ч (60 миль в час) и четверть мили за 16,7 секунды. Для сравнения, грозный Trans Am 1979 года с двигателем V8 объемом 400 кубических дюймов (6,6 литра) тратит на это 6,7 и 15,3 секунды соответственно. Еще печально то, что живучесть не входила в число преимуществ турбодвигателя.

Специальная версия Pontiac Firebird Trans Am Turbo Black & Gold

Вот что сказал по этому поводу один из пользователей сообщества firebirdnation.com: «Вам повезло найти Turbo TA 1980 года в достойном состоянии — обычно надежность 301T не сравнима с агрегатами с рабочим объемом 350 л.с, 389, 400, 428 или 455 кубических дюймов. Оригиналы часто выходят из строя при интенсивном использовании. Их заменили более крупные безнаддувные двигатели Pontiac V8 или, что еще хуже, Chevy SBC. Если вам нужна большая мощность, вы собираетесь ездить время от времени и ежедневно, лучше всего сохранить оригинальный 301T и заменить его традиционным Pontiac. Это не обесценит машину и сделает ее гораздо надежнее оригинального 301Т».

Понтиак Файрберд Транс Ам Турбо

В 1989 году к 20-летию Trans Am компания Pontiac представила еще одну турбо-версию (то есть топовую версию пони-кара Firebird). На этот раз они попытались научить третье поколение Четверки изящным манерам в футуристическом стиле. Под капотом находится 3,8-литровый Buick V6 с наддувом, интеркулером и модифицированными головками цилиндров.

Понтиак Файрберд Транс Ам Турбо

Наши американские коллеги считают официальные характеристики (253 л.с и 461 Нм) заниженными. По их мнению, «Пончо» развивает около трёхсот сил. Об этом косвенно говорят впечатляющие 4,6 секунды и четверть 13,4 секунды, измеренные автомобилем и водителем. Чтобы реализовать возросший потенциал, были установлены 11,9-дюймовые передние тормозные диски с двухпоршневыми суппортами. Жаль, что ощущение педали и баланс между передним и задним контурами разочаровали. Turbo Trans Am хорошо себя показал на гладких поверхностях, но не справился с неровностями. Очевидно, причина этого – несоответствие пружин и амортизаторов.

Понтиак Файрберд Транс Ам Турбо

«Если вы думаете, что Turbo Trans Am имеет больше общего с GTO 1965 года, чем с современным спортивным автомобилем, вы правы. Замечательное ускорение и потрясающая управляемость T/A обусловлены мощными мускулами и огромными цепкими шинами, а не изысканностью и передовыми технологиями. 20-летний Trans Am – традиционный маслкар. Внутри смесь современного и старого. Сочетание большого экстерьера и небольшого интерьера возвращает нас к неэффективному прошлому. В то же время настройка приборов, сиденья и отличная посадка водителя кажутся совершенно современными, заключает Car and Driver. Сегодня, скорее всего, мало кто беспокоится об изяществе вождения. Главное, что маслкар ценен сам по себе, всего было построено 1555 экземпляров.

Бьюик GNX

Turbo Trans Am – не самый прожорливый владелец бьюик-шестерки. Это Бьюик GNX.

Гран-при Понтиака Турбо

Как видите, General Motors объединила наддув с классической архитектурой двигателей внутреннего сгорания. То же самое произошло и с переднеприводным Pontiac Grand Prix в его шестой итерации, хотя в данном случае концерн не имел к этому никакого отношения. Ограниченное купе производится компаниями McLaren и ASC (American Specialty Cars).

Обратите внимание: Топ 18 самых дорогих машин (без учëта налогов) часть 1.

Откровенно покалеченный 3,1-литровый V6 обновили турбиной (208 л.с против стоковых 142 л.с.), подвеску сделали жестче, а внешний вид стал более внушительным. Чтобы достичь скорости 97 км/ч, требуется семь секунд.

Callaway Corvette

В начале восьмидесятых компания Chevrolet экспериментировала с Corvette с двойным турбонаддувом, но ничего подобного на конвейере не было. То, что не смогла сделать GM, сделали тюнеры Callaway Cars. И как они это сделали! Мы подозреваем, что ребята из Chevy кусали локти и тайно завидовали успеху команды Ривза Каллауэя. Еще в семидесятых годах при участии подрядчика Drake Engineering ателье запустило программу Callaway Turbo Systems для различных марок, а в 1987 году, когда появился первый Corvette с двумя турбокомпрессорами, оно знало толк в этой области.

Шевроле Корвет Каллауэй Твин Турбо Z01

Заказ на мелкосерийное производство на базе спорткара четвертого поколения был размещен через дилеров Chevrolet как вариант RPO (Regular Production Option) B2K. Заказчик, показавший на него пальцем, получил нижерасположенный 5,7-литровый V8 (350–408 л.с в зависимости от года выпуска) с кованым коленвалом, специальными поршнями, шатунами и впускными клапанами, усиленными клапанными пружинами и, что самое приятное, , две турбины Rotomaster T04 и пара интеркулеров.

Шевроле Корвет Каллауэй Твин Турбо Z01

«На скорости 120 км/ч переключитесь с шестой на пятую передачу и нажмите педаль газа в пол. Двойные турбины воют, сиденье хватает вас сзади, и Callaway скользит вперед, как американские горки. Прежде чем вы это заметите, вы захотите быть швырнутым за отметку в 200 км/ч, и зверь не показывает никаких признаков замедления. Он разрывает воздух в клочья и мчится вперед так быстро, что вам приходится щуриться, чтобы увидеть мир перед вами. Вы пытаетесь сказать себе Но это именно так», — написали в Car and Driver о 387-сильном Chevy Super 1989 года, который разгонялся с нуля до 60 миль в час за 4,4 секунды.

Кувалда Каллауэя

Между прочим, это не абсолютный момент в разработке самого важного спортивного автомобиля Америки. История знает Callaway Sledgehammer Corvette — настоящего монстра мощностью 911 л.с и 1047 Нм. Максимальная скорость «кувалды» (так Sledgehammer переводится с английского) составляет рекордные для дорожного автомобиля 410 км/ч.

Ford

Одну из ведущих ролей в фирменном турбо-клане той эпохи играет Mustang SVO 1984-1986 годов из спортивного подразделения Special Vehicle Operations, фактически прадедушка нынешних фастбеков и кабриолетов с 2,3-литровым Ecoboost».

Форд Мустанг СВО

Turbo Mustang задумывался как вызов престижным и быстрым гостям из Европы. Задача благородная, но отнюдь не простая в реализации хотя бы потому, что на момент зарождения СВО исходному коду третьего поколения было шесть лет. Дивизия справилась с задачей, буквально вырвав пони-кар с корнем. Главная особенность — 2,3-литровый двигатель (от 177 до 208 л.с в зависимости от года выпуска) с неопциональной пятиступенчатой ​​механической коробкой передач. Это не единственная особенность. Настоящее вдохновение автолюбителей исходит от попыток создать что-то гармоничное и изысканное.

Форд Мустанг СВО

В отделе специальных операций подошли к процессу серьезно и ответственно. Он оснащен регулируемыми амортизаторами Koni, более толстыми поперечными балками, коротким рулевым механизмом, самоблокирующимся дифференциалом и 16-дюймовыми колесами с шинами Goodyear 225/50VR-16. Снаружи измененная передняя оптика, капот с воздухозаборником и двойной спойлер на крышке багажника.

Форд Мустанг СВО

«Для меня его особая сила — это необычное сочетание чрезвычайно хорошей управляемости, динамики и качества езды. В этом автомобиле по-прежнему приятно находиться, он удобен и не раздражает», — сказал президент Ford Дональд «Улыбающаяся Кобра» Петерсен и его партнер время бывший морской пехотинец.

Дональд «Улыбающаяся кобра» Петерсен

Турбомотор «Мустанга» устанавливался на комфортабельный двухдверный Thunderbird девятой итерации и его премиального собрата Mercury Cougar. Был еще один замечательный, ныне полузабытый турбоавтомобиль – Merkur XR4Ti. Обычный Ford Sierra для рынка США? Не совсем.

«Сьерра» появилась, когда подразделение Ford of Europe возглавил известный топ-менеджер и опытный «автомобильщик» Боб Лутц. Позже он уехал за границу и начал наводить порядок в компаниях Chrysler и General Motors. Именно во время его правления на свет появились такие культовые автомобили, как Dodge Viper. Но вернемся к Сьерре. На европейских рынках он продавался с четырьмя цилиндрами и 2,8-, 2,9-литровым двигателем V6. В ЮАР — с 4,9-литровым V8. Что ж, Лутц решил привезти в США изысканный и харизматичный продукт с оттенком гран-туризма.

Меркурий XR4Ti

Идея казалась жизнеспособной, но массу уничтожило название. В светлой голове того же Петерсена засела мысль, что кастомизированный хэтчбек должен продаваться под брендом Merkur и подчеркивать наличие наддува буквой Т. Понятно, что американский Ford не стал бы работать с названием Sierra II в в любом случае - он закреплен за пикапами GMC. Но это все равно было слишком экзотично.

Сотрудники дилерской сети Lincoln-Mercury, где был выставлен XR4Ti, к новинке отнеслись прохладно. Типичные покупатели премиальных брендов не ожидали увидеть серийный зарубежный Ford с сомнительной идентичностью, чуждой их вкусам. У американцев также были проблемы с произношением слова «Меркурий.

Меркурий Скорпион

Отраслевые издания восторженно отзывались о дизайне, динамике, удобных сиденьях и хороших ходовых качествах. Однако не обошлось и без недостатков. «XR4Ti был захватывающим, но противоречивым. Он выглядел как гонщик, но рабочий диапазон турбочетверки был узок, боковая поддержка была недостаточной, а сочетание передних дисковых и задних барабанных тормозов не внушало доверия. Покупатели, которые хотели автомат трансмиссии также пришлось довольствоваться трехступенчатой ​​коробкой передач и мощностью 25 лошадиных сил за меньшие деньги.Комфортная подвеска и пикап среднего класса позволяют быстро двигаться по шоссе.Но XR4Ti вряд ли был утонченным, и круиз-контроль изначально не предлагался.Это в остальном хорошо оснащенный, с превосходной эргономикой, но претензия на роскошь подрывается грубой работой двигателя и случайными напоминаниями об обычной Sierra», — раскритиковал эксклюзивный сайт Autoweek, посвященный хэтчбеку.

Меркурий Скорпион, Меркурий XR4Ti

Результат печален. Компания Merkur стала жертвой завышенных ожиданий и полностью провалилась на рынке. За пять модельных лет было продано 42 464 экземпляра – «трешка» BMW смешна.

Закончим разговор о Ford, вспомним трехдверный лифтбек Probe, выпущенный в 1988 году. Правда, это идеи бренда, поскольку в его основе лежит платформа Mazda GD от спорткара MX-6 и семейства 626. 2,2-литровый двигатель турбочетверка (147 л.с.) на Probe GT тоже из Хиросимы.

Источник: https://motor.ru/stories/turbocharged-usa-80s.htm

ТехнологииМоторНовостиАвтоРетрокарТюнингТранспортЗапчастиИстория (наука)FordChevroletBuickPontiacСтарые мобильные изобретенияАвтоводительДлинный пост 2 Эмоции

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Турбонаддув в Америке восьмидесятых. Pontiac, который почти смог, Mustang-отступник, хот-хэтч Shelby и прочие необычные модели. Часть 1.