В первой части нашего рассказа об эпохе турбонаддува мы исследовали европейский автопром. Теперь же переместимся за океан, чтобы развеять один из самых устойчивых стереотипов. Бытует мнение, что американцы в 80-е годы признавали только большие атмосферные моторы и с пренебрежением относились к компактным турбированным двигателям. Однако реальность была гораздо интереснее: «Большая детройтская тройка» в тот период создала множество неординарных и технологичных моделей, которые ломали привычные представления.

Хотя Chrysler сыграл значительную роль в популяризации турбонаддува в США, пионером в этой области была General Motors. Еще в 60-х годах концерн представил два первых серийных автомобиля с наддувом: Oldsmobile Jetfire (специальная версия F85 Cutlass) и заднемоторный Chevrolet Corvair Monza Spyder Turbo. Это стало настоящим технологическим прорывом для своего времени.

Спортивное купе Oldsmobile F-85 Jetfire

Спортивное купе Oldsmobile F-85 Jetfire
Новая технология принудительного нагнетания воздуха произвела фурор. Например, 3,5-литровый V8 на Oldsmobile Jetfire развивал 218 л.с., а крутящий момент вырос на 30% (до 407 Нм). Разгон до 60 миль в час (около 97 км/ч) сократился на целых десять секунд по сравнению с атмосферной версией. Для борьбы с детонацией инженеры применили систему впрыска смеси воды и метанола, которая охлаждала впускной коллектор. Однако у системы был существенный недостаток: владельцы часто забывали доливать жидкость, после чего двигатель автоматически переходил в аварийный режим пониженной мощности. Jetfire продержался на конвейере всего два года, но он открыл дорогу для новых экспериментов.

Понтиак Файрберд Транс Ам Турбо
Pontiac Firebird Turbo Trans Am: попытка возрождения легенды
Следующим серийным турбомобилем от GM стал Pontiac Firebird Turbo Trans Am 1980-1981 годов. Это была не спонтанная идея: еще в 1974 году инженер Джим Лайонс из Корпоративного института GM разработал турбо-систему для V8. В интервью журналу Car and Driver он вспоминал, как продемонстрировал прототип руководству Pontiac, после чего его немедленно «наняли» для помощи в доработке проекта, опасаясь возможного доминирования двигателей Chevrolet в модели Trans Am.

Специальная версия Pontiac Firebird Trans Am Turbo Black & Gold
Под капотом Turbo Trans Am поселился 4,9-литровый V8 (301 куб. дюйм) с турбокомпрессором Garrett AiResearch TBO305, работавшим при давлении 0,6 бар. По современным меркам его мощность в 208 л.с. и крутящий момент в 420 Нм выглядят скромно для такого объема. Однако нужно понимать контекст эпохи: это было время «энергетического кризиса» и экологических норм, когда классические американские V8 стремительно теряли мощность. На фоне тогдашних реалий турбированный Pontiac выглядел смелым и технологичным решением.

Специальная версия Pontiac Firebird Trans Am Turbo Black & Gold
Динамика оставляла желать лучшего: разгон до 60 миль в час занимал 8,2 секунды, а четверть мили — 16,7 секунды. Для сравнения, Trans Am 1979 года с 6,6-литровым V8 справлялся с этими задачами за 6,7 и 15,3 секунды соответственно. Главной же проблемой стала низкая надежность двигателя 301Т. Как отмечали владельцы на форуме firebirdnation.com, оригинальные турбодвигатели часто выходили из строя при активной эксплуатации, и многие заменяли их на более надежные атмосферные агрегаты.

Специальная версия Pontiac Firebird Trans Am Turbo Black & Gold
В 1989 году, к 20-летию модели, Pontiac представил новую турбо-версию Trans Am на базе третьего поколения Firebird. На этот раз инженеры использовали 3,8-литровый турбированный V6 от Buick с интеркулером и доработанными головками блока. Официально он развивал 253 л.с. и 461 Нм, однако эксперты предполагали, что реальная мощность была ближе к 300 л.с., что подтверждалось впечатляющим разгоном до 60 миль в час за 4,6 секунды. Для улучшения торможения были установлены 11,9-дюймовые передние диски с двухпоршневыми суппортами. К сожалению, управляемость на неровностях оставляла желать лучшего из-за неидеальной настройки подвески. Журнал Car and Driver охарактеризовал этот автомобиль как традиционный маслкар с современными элементами. Сегодня он ценится как коллекционный раритет — всего было выпущено 1555 экземпляров.

Понтиак Файрберд Транс Ам Турбо

Понтиак Файрберд Транс Ам Турбо
Turbo Trans Am — не единственный носитель знаменитого турбированного рядного шестицилиндрового двигателя Buick. Куда большую славу снискал себе Buick GNX, который многие считают одним из самых быстрых серийных автомобилей Америки 80-х.

Бьюик GNX
General Motors экспериментировала с наддувом не только на заднеприводных спорткарах. Ярким примером стал переднеприводный Pontiac Grand Prix шестого поколения, хотя в его случае сам концерн не был инициатором. Ограниченную серию турбированных купе подготовили ателье McLaren и ASC (American Specialty Cars). Доработанный 3,1-литровый V6 с турбиной выдавал 208 л.с. вместо штатных 142 л.с., подвеска была сделана жестче, а внешность — агрессивнее. Разгон до 60 миль в час занимал около семи секунд.

Гран-при Понтиака Турбо
Обратите внимание: Топ 18 самых дорогих машин (без учëта налогов) часть 1.
Callaway Corvette: когда тюнеры превзошли завод
В начале 80-х Chevrolet экспериментировала с Corvette с двойным турбонаддувом, но так и не запустила его в серию. То, что не удалось гиганту из Детройта, блестяще реализовало тюнинговое ателье Callaway Cars. Основанная Ривзом Каллауэем компания еще в 70-х годах, совместно с Drake Engineering, запустила программу Callaway Turbo Systems для различных марок, а к 1987 году накопила огромный опыт. Их версия Corvette с двумя турбинами стала эталоном.

Шевроле Корвет Каллауэй Твин Турбо Z01
Автомобиль продавался через дилерскую сеть Chevrolet как опция RPO (Regular Production Option) B2K. Покупатель получал доработанный 5,7-литровый V8 (мощность варьировалась от 350 до 408 л.с. в зависимости от года) с кованым коленвалом, специальными поршнями, шатунами, усиленными клапанными пружинами и, что самое главное, — с двумя турбинами Rotomaster T04 и парой интеркулеров.

Шевроле Корвет Каллауэй Твин Турбо Z01
Журналисты Car and Driver были в восторге от 387-сильного Corvette 1989 года: «На скорости 120 км/ч переключитесь с шестой на пятую передачу и вдавите газ в пол. Двойные турбины воют, сиденье бьет вас в спину, и Callaway устремляется вперед, как на американских горках. Прежде чем вы это осознаете, вы уже мчитесь за отметку в 200 км/ч, и зверь не показывает никаких признаков замедления». Разгон с нуля до 60 миль в час занимал 4,4 секунды.

Кувалда Каллауэя
Апогеем инженерной мысли Callaway стал проект Sledgehammer Corvette («Кувалда») — монстр мощностью 911 л.с. и с крутящим моментом 1047 Нм. Этот автомобиль установил рекорд для дорожных машин, разогнавшись до 410 км/ч.
Ford: европейский подход к американской легенде
Особое место в истории американских турбомобилей 80-х занимает Ford Mustang SVO 1984-1986 годов от подразделения Special Vehicle Operations. Его можно считать прадедушкой современных Mustang с двигателем EcoBoost. Этот автомобиль задумывался как вызов престижным европейским спорткарам, что было амбициозной задачей, учитывая, что платформа Mustang третьего поколения к тому моменту уже шесть лет была на рынке.

Форд Мустанг СВО
Сердцем Mustang SVO стал 2,3-литровый турбированный двигатель (от 177 до 208 л.с.), который сочетался исключительно с пятиступенчатой механической коробкой передач. Инженеры SVO подошли к созданию автомобиля комплексно: были установлены регулируемые амортизаторы Koni, усиленные элементы подвески, самоблокирующийся дифференциал, короткоходный рулевой механизм и 16-дюймовые колеса с шинами Goodyear. Экстерьер отличался фарами прямоугольной формы, капотом с воздухозаборником и двойным спойлером на крышке багажника.

Форд Мустанг СВО
Президент Ford Дональд Петерсен, известный под прозвищем «Улыбающаяся Кобра», высоко оценил результат: «Для меня его особая сила — это необычное сочетание чрезвычайно хорошей управляемости, динамики и качества езды. В этом автомобиле по-прежнему приятно находиться».

Форд Мустанг СВО

Дональд «Улыбающаяся кобра» Петерсен
Этот же турбомотор позже устанавливался на комфортабельные купе Ford Thunderbird и Mercury Cougar. Однако был в линейке Ford и другой, ныне почти забытый, турбоавтомобиль — Merkur XR4Ti, который представлял собой адаптированный для США европейский Ford Sierra.
Merkur XR4Ti: провальный эксперимент с брендингом
Идея привезти в США изысканный европейский хэтчбек принадлежала Бобу Лутцу, впоследствии возглавлявшему Chrysler и GM. Однако проект погубило название. Президент Ford Дональд Петерсен настоял на том, чтобы автомобиль продавался под новым брендом Merkur (с отсылкой к немецкому слову «Mercur») и с индексом «Ti», подчеркивающим наличие турбины. Для американского рынка это было слишком экзотично и сложно для восприятия.

Меркурий XR4Ti
Дилеры Lincoln-Mercury, через которых продавался автомобиль, отнеслись к новинке прохладно, а целевая аудитория не понимала, зачем переплачивать за «европейский Ford». Проблемы были и с динамикой: турбодвигатель имел ярко выраженную турбояму, а комфортная подвеска не совсем соответствовала спортивному имиджу.

Сотрудники дилерской сети Lincoln-Mercury, где был выставлен XR4Ti, к новинке отнеслись прохладно. Типичные покупатели премиальных брендов не ожидали увидеть серийный зарубежный Ford с сомнительной идентичностью, чуждой их вкусам. У американцев также были проблемы с произношением слова «Меркурий.

Меркурий Скорпион
Как отмечал Autoweek, XR4Ti был автомобилем противоречивым: «Он выглядел как гонщик, но рабочий диапазон турбочетверки был узок... Комфортная подвеска позволяла быстро двигаться по шоссе, но XR4Ti вряд ли был утонченным». В итоге проект Merkur провалился: за пять лет было продано всего 42 464 автомобиля — ничтожный показатель по американским меркам.

Меркурий Скорпион, Меркурий XR4Ti
Завершая рассказ о Ford, стоит упомянуть и лифтбек Probe 1988 года, хотя он был продуктом сотрудничества с Mazda и базировался на платформе MX-6/626. Его 2,2-литровый турбомотор мощностью 147 л.с. также был разработан в Японии.

Закончим разговор о Ford, вспомним трехдверный лифтбек Probe, выпущенный в 1988 году. Правда, это идеи бренда, поскольку в его основе лежит платформа Mazda GD от спорткара MX-6 и семейства 626. 2,2-литровый двигатель турбочетверка (147 л.с.) на Probe GT тоже из Хиросимы.
Источник: https://motor.ru/stories/turbocharged-usa-80s.htm
ТехнологииМоторНовостиАвтоРетрокарТюнингТранспортЗапчастиИстория (наука)FordChevroletBuickPontiacСтарые мобильные изобретенияАвтоводительДлинный пост 2 ЭмоцииБольше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Турбонаддув в Америке восьмидесятых. Pontiac, который почти смог, Mustang-отступник, хот-хэтч Shelby и прочие необычные модели. Часть 1.
