Центробанк России предпринял меры, чтобы повлиять на стремительный рост цен на автомобили, который уже давно вызывает беспокойство. Редакция портала «АвтоВзгляд» проанализировала, как новые экономические условия отразятся на российских автовладельцах, и без того находящихся в непростой ситуации. К сожалению, ключевые реформаторы часто забывают о простых людях, концентрируясь на макроэкономических показателях, таких как инфляция, курс валюты или стабильность банковской системы. Эти абстрактные для обывателя термины часто служат оправданием для высоких зарплат экспертов, анализирующих ситуацию.
Налог на утилизацию как фактор роста цен
После ухода с российского рынка многих мировых автопроизводителей, оставшиеся компании получили возможность практически бесконтрольно повышать цены. Контролирующие органы не препятствовали этому, в результате чего стоимость автомобилей, особенно китайских брендов, резко возросла. Ситуацию усугубило повышение утилизационного сбора, официально направленное на поддержку локализации производства и борьбу с импортерами. Однако на практике основное бремя легло на плечи конечного потребителя. Цены на популярные модели, такие как Chery Tiggo 4 Pro или Changan CS85, выросли на десятки и даже сотни тысяч рублей. Даже официальная статистика Росстата зафиксировала общий рост цен на 1.7% после индексации этого сбора.
Тяжелая артиллерия Центробанка
В результате всех этих факторов средневзвешенная цена нового автомобиля, по данным «Автостата», выросла с 2.38 млн рублей в конце прошлого года до 3.13 млн в августе текущего. Аналитики НАПИ отмечают постоянный рост розничных цен: в августе подорожали 127 комплектаций, в сентябре — 81, в октябре — 53. Рост цен на отдельные модели колебался от скромных 0.2% до значительных 8.4%.
Казалось бы, хуже уже некуда, но ситуация продолжает ухудшаться. Центробанк, пытаясь стабилизировать рубль, в очередной раз повысил ключевую ставку — с 13% до 15%.
Обратите внимание: Лучшие внедорожнике на вторичном авторынке РФ в 2020 году..
Тревога отраслевых объединений
Президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин бьет тревогу. Он заявляет, что повышение ставки негативно скажется на всем рынке. Учитывая, что более половины новых и до 40% подержанных автомобилей продаются в кредит, рост ставок может снизить объем продаж на 15-20%. Это затронет все марки и поставит под угрозу рентабельность автосалонов, а значит, и налоговые поступления в бюджет. РОАД готовит совместные обращения в ведущие бизнес-объединения страны, включая РСПП и ТПП РФ, с просьбой о поддержке.
Однако, как отмечает автор, проблемы автомобилистов и дилеров мало волнуют тех, кто управляет экономикой. Существует уверенность, что финансовую нагрузку удастся переложить на потребителей, которые, по мнению регуляторов, будут покупать машины по любой цене.
Парадокс рынка: цены растут, продажи — тоже
И, как ни парадоксально, для такого мнения есть основания. Статистика продаж новых автомобилей во втором полугодии 2023 года демонстрирует рост: 95 654 штуки в июле, 109 731 в августе и 110 358 в сентябре. Эти цифры позволяют сделать вывод: несмотря на все прогнозы экспертов о коллапсе, катастрофы на авторынке не предвидится. Российские покупатели, судя по всему, готовы затянуть пояса и адаптироваться к новым реалиям, как они делали это уже не раз.
Опрос
Верите ли вы в будущее электромобилей в России?
- Да.
- Нет.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Катастрофы на авторынке не предвидится.

